Украина перекрывает дороги в Крым
Для переговоров с Москвой используются рискованные аргументы
Заблокировав ту часть Донбасса, которая находится под контролем ДНР и ЛНР, украинская власть может перекрыть дороги в Крым. В последние дни в СМИ активно обсуждается новость, распространенная со ссылкой на источники в украинских силовых ведомствах: Киев якобы готовится в феврале полностью заблокировать транспортное сообщение с Крымом.
Официального подтверждения этой информации пока нет. Но вчера информагентства распространяли новость о том, что предприятие «Крымские железные дороги» отменяет поезда из Симферополя в Джанкой и из Джанкоя в Армянск. Решение объяснялось снижением пассажиропотока в сторону Украины. Дело в том, что украинская сторона еще в конце декабря отменила железнодорожное сообщение с Крымом.
Накануне новогодних праздников госадминистрация железнодорожного транспорта Украины сообщила о том, что поезда из Киева, Ковеля, Львова, Днепропетровска, Кривого Рога, Кременчуга, Харькова, следовавшие ранее до Севастополя и Симферополя, будут ходить до станции Новоалексеевка в Херсонской области. Поезда из Одессы и Хмельницкого – до Херсона. Три международных маршрута, связывавших Крым с Россией и Беларусью, были отменены. Одновременно было отменено автобусное сообщение между материковой Украиной и полуостровом.
«Мы быстро собрали вещи и побежали на вокзал – успели в последнюю минуту, еще смогли добраться до Киева по-человечески. На перекладных для меня было бы невозможно: с тремя детьми и собакой – какое там…» – рассказала «НГ» теперь уже бывшая жительница Крыма. По ее словам, муж остался в Ялте «сторожить квартиру»: «Он взял российский паспорт, потому что надо как-то оформлять право собственности на недвижимость. А у меня и детей остались украинские документы. Мы, кстати, не успели их забрать из школы и детсада. Теперь не знаю, как будет. Не представляю, как добраться до Ялты, чтобы получить документы и перевести детей на обучение в Киеве. Может, нужно оформлять как детей беженцев – без документов?» По словам собеседницы, у людей с украинским паспортом в Крыму стали возникать сложности преимущественно административного характера. Число тех, кто по каким-либо причинам не получил российское гражданство, неизвестно. «Есть, конечно, люди, которые принципиально отказались от российского паспорта, – единицы. Но большинство получили российский и при этом сохранили украинский – мало ли что», – сказала она.
В Киеве осенью практически не вспоминали о Крыме, сконцентрировав внимание на событиях в Донбассе. Политики и эксперты отмечали, что судьба автономии будет решаться в международных спорах годами, если не десятилетиями. В то же время говорили о возможности скорого урегулирования ситуации на востоке страны: в декабре началась активная подготовка к переговорам на высшем уровне, которые должны были состояться в Астане.
Как известно, переговоры были сорваны, поскольку на предварительных встречах министров иностранных дел Украины, России, Германии и Франции стороны не смогли договориться даже о базовых вещах. Киев по-прежнему утверждает, что конфликт на востоке был спровоцирован Россией и поддерживается российскими военными. Москва заявляет, что в Донбассе разгорелся внутренний украинский конфликт, Российской армии там нет, а присутствует натовский легион. Российские политики рекомендуют украинской власти сесть за стол переговоров с лидерами ЛНР и ДНР, в Киеве заявляют, что президент Петр Порошенко не будет разговаривать с теми, кого украинская сторона признает террористами.
На этом фоне бои в Донбассе возобновились с новой силой. Украинская власть приняла решение ограничить въезд и выезд из зоны антитеррористической операции. То есть те районы Донецкой и Луганской областей, которые оказались под управлением ДНР и ЛНР, были фактически заблокированы. С 21 января абсолютно всем, кто пересекает линию противостояния в любую сторону, требуется специальный пропуск.
Один из волонтеров, работающий в составе гуманитарной миссии и регулярно посещающий Донбасс, рассказал «НГ», что в первую неделю действия новых правил система давала сбои: «Предполагается, что те, кто едет с территории Украины, должны подать документы, объясняющие цель поездки, в один из четырех специальных пунктов – в Старобельске, Мариуполе, Великой Новоселке или Дебальцеве. Там бои – еще попробуй доберись. Но вообще получить пропуск возможно. А если людям нужно проехать в сторону Украины, система практически не работает: нужно добраться до украинского блокпоста, передать пакет документов (там документы не у всех остались), вернуться домой и ждать выдачи пропуска, а потом ехать за ним на тот же блокпост. Все это – в условиях войны, под обстрелами. То есть практически нереально. Мне кажется, все сделано для того, чтобы было максимально неудобно выезжать с территории ЛНР и ДНР на территорию Украины».
Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям компании СКМ бизнесмена Рината Ахметова (он организовал свой центр гуманитарной помощи жителям Донбасса) написала в блоге, что обострение ситуации в зоне боевых действий привело к увеличению числа людей, желающих выехать из опасной зоны. «Как только снаряды начали разрушать дома, на гуманитарный штаб при Фонде Рината Ахметова сразу обрушился шквал звонков с просьбой организовать эвакуацию людей из Донецка, Макеевки, Горловки, Ясиноватой. Уезжают из Авдеевки, Дебальцева, Песок», – написала она, отметив, что пропускная система сделала эвакуацию практически невозможной.
«Возникает заколдованный круг – для выезда из зоны АТО нужен документ, который можно получить только за пределами этой зоны. Заложниками этого заколдованного круга становятся ни в чем не повинные мирные жители Донецкой и Луганской областей. В течение последних нескольких дней мы столкнулись с десятками, если не сотнями конкретных историй о том, что люди, приехавшие на блокпосты целыми семьями, вынуждены были вернуться назад домой, под обстрелы. Попытки волонтеров и благотворительных организаций решить вопрос вывоза хотя бы женщин и детей путем оформления спецпропусков только на транспортные средства и их водителей пока не дают системных результатов», – сообщила Емченко.
Подчиненная украинской власти донецкая облгосадминистрация сообщила газете «Сегодня»: «На 26 января получено 12 848 заявлений на получение пропуска для физических лиц, из них 1174 – за последние сутки. К 26 января выдано 5536 пропусков для физлиц, из них за последние сутки выдано всего 24 пропуска. Для транспортных средств всего подана 3021 заявка на пропуск, из них за последние сутки 415 заявок. Получили пропуск 939 транспортных средств. Из них лишь 11 пропусков получено за предыдущие сутки».
Как и в случае с ограничением транспортного сообщения с Крымом, пропускную систему в Донбассе украинская власть объяснила необходимостью предотвратить диверсии и обеспечить безопасность граждан в тех областях Украины, которые остаются под контролем Киева. Еще в декабре Порошенко заявил на пресс-конференции: «Нет никакой блокады Крыма, есть меры, которые защищают Украину от диверсионных групп. Мы не собирались и не собираемся использовать блокаду тем более как механизм давления, но будем делать все возможное, чтобы защитить граждан». В то же время премьер-министр Арсений Яценюк сказал журналистам: «Если бы не человеческий фактор, то я бы полностью запретил любые перемещения пассажиров и грузов (между Украиной и Крымом. – «НГ») до того момента, пока оттуда не уйдут россияне. Но это – моя человеческая позиция. А позиция премьера – так как там есть люди, наши граждане, ограниченное движение грузов и пассажиров должно происходить».
Сейчас один из украинских чиновников пояснил «НГ», что если какое-либо новое решение в отношении сообщения с Крымом будет принято, то оно скорее всего будет касаться ужесточения досмотра. Он не исключил, что такая мера приведет к осложнениям: «Проверки потребуют времени, могут образоваться очереди. Но это не значит, что Украина заблокирует Крым. Это неправда».
Эксперты не исключают, что новшество усложнит помимо всего прочего доставку продуктов и товаров на полуостров. В первые недели января грузопоток из Украины в Крым существенно сократился из-за плохих погодных условий, сообщил Россельхознадзор. Ведомство уточнило: «С 1 по 15 января госинспекторы в автомобильных пунктах пропуска в Крым досмотрели 262 транспортные единицы, в которых перевозилось 4034,1 т, 81 394 единицы и 157 куб. м подкарантинной продукции. Из них было ввезено в Крым из Украины 3618 т,
81 394 единиц и 72 куб. м продукции растительного происхождения. В ряде случаев подкарантинная продукция из Украины поступила с нарушениями норм и требований действующего законодательства. На этом основании были приняты меры по возврату поставленных товаров, что составило около 12,7% грузопотока».
Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь сказал «НГ», что сейчас обеспечение Крыма по-прежнему зависит от Украины. «Никак иначе, кроме как через украинскую территорию, невозможно обеспечить продовольствием и товарами около
2 млн жителей Крыма», – сказал он, отметив, что Керченская переправа с этой задачей не может справиться. В январе работа переправы была нестабильной из-за штормовой погоды. А теперь до 10 февраля переправа будет закрыта из-за ремонтных работ ежедневно с 6.40 до 15.00. Вчера утром в очереди на переправу стояло около сотни легковых и 75 грузовых автомобилей. Сейчас из Симферополя отправляется только один поезд – в Москву, через Керчь. С Украиной транспортное сообщение есть, но нестабильное и связанное с рядом сложностей при проезде на автомобилях.
Месяц назад известные в Украине общественные активисты Алексей Куропятник и Юрий Смелянский в интервью UkrLife.TV рассказали о предложенном украинской власти проекте «стратегии по возвращению Крыма». Они отметили, что зависимость полуострова от материковой Украины в вопросах поставок электроэнергии, продуктов и даже питьевой воды следует использовать как рычаг давления на Россию. «Реинтегрировать Крым обратно в Украину можно не военными решениями, а экономическими. Нужно предложить людям, которые хотели вернуть Крым в Россию, чтобы они сами себя обеспечивали или их обеспечивала Россия», – заявили активисты.
Украинская власть не отреагировала на предложение. Однако сейчас, когда появились новости о возможном введении новых ограничений на транспортное сообщение с Крымом, источники информагентств объясняют, что «это будет аргументом в дальнейших переговорах с Россией, которая пошла на эскалацию конфликта в Донбассе».
Эксперт по вопросам безопасности, экс-депутат Верховной рады Владимир Макиенко сказал «НГ», что не знает о готовящемся решении, но не исключил, что такое возможно. «Если дипломатическим путем решить вопрос станет невозможно, Украина вынуждена будет прибегнуть к иным мерам». По его словам, Киев не заинтересован в продолжении войны и в обострении ситуации, но не может принять позицию России. «Украина признала Крым временно оккупированной территорией, официально заявили, что события в Донбассе – следствие замаскированной внешней агрессии. Украина не может оставить все, как есть», – сказал он, отметив, что Киев никогда не отказывался от территорий.
«Если ранее на Западе осторожно высказывались на эту тему, то в последнее время ситуация стала стремительно меняться: многие западные лидеры осознали, что происходящее – не внутренние проблемы Украины, что их все это тоже касается. Угроза реальна», – сказал Макиенко. По его словам, ситуация меняется так стремительно, что спрогнозировать развитие событий невозможно. Но транспортное блокирование территорий может свидетельствовать о переходе конфликта на новый уровень.