Каким видит Киев в 2020 году Кличко и его команда

Команда столичного мэра намерена объявить строительную амнистию, уплотнить жилищную застройку, забрать землю у военных и вернуть эвакуаторы Черновецкого

Традиционно, после смены власти в Киеве, появляется острая необходимость в разработке нового Генерального плана развития города. В целом, критика действующего документа, разработанного с перспективой до 2020 года, справедлива: многие показатели и прогнозы не соответствуют действительности или безнадежно устарели. Однако, загвоздка в том, что генеральный план, предлагаемый сейчас столице, был создан, по сути, еще командой Леонида Черновецкого. Решение относительно разработки нового плана Киевсовет во главе с космическим мэром принял еще в 2008 году, а в 2011 предоставил общественности готовый проект. Тогда его раскритиковали по множеству пунктов, но главным камнем преткновения стал вопрос легализации всех незаконных построек. Присоединился к критике тогда и главный из столичных оппозиционеров, а ныне киевский мэр Виталий Кличко.

Не прошло и полгода с начала мэрской каденции, как Кличко заявил о необходимости утверждения нового генплана, фактически, основанного на проекте, выписанном под Черновецкого. Мол, тогда он (Кличко) был политиком, а сейчас стал хозяйственником и пересмотрел свои взгляды.

В то же время, эксперты и общественные активисты столицы позицию не изменили и тут же забили в набат, объявив Генплан-2025 тестом «тестом на вшивость». Общественники уверены, что самым выгодным такой проект является для строительного лобби, немалое количество представителей которого сегодня входит в окружение Кличко.

Тем временем, неоднозначный проект уже был представлен в Министерстве регионального развития и прошел государственную экспертизу. Перспектива позитивного голосования, учитывая возможности мэра и его команды в Киевсовете, тоже достаточно однозначна.

Каким видит Киев в 2025 году команда нынешнего мэра, и почему недобросовестным застройщикам нечего бояться «Главкому» рассказал руководитель группы разработчиков проекта, начальник коммунальной организации «Киевгенплан» Сергей Броневицкий.

Киев все еще живет по Генеральному плану-2020. Почему именно сейчас возникла необходимость утверждения нового проекта?

На разработку Генерального плана 2002 года, до 2020, в ценах 1997 года было выделено 7,3 млн. грн. В ценах 2012-2014 года, в пересчете, это – более 50 млн. грн. Новый Генеральный план, разработка которого была начата в 2008 году, по заключениям комплексной государственной экспертизы, обойдется в 20 млн. грн (на данный момент проект профинансирован на 16,5 млн - «Главком»). То есть, он в два с половиной раза дешевле, чем предыдущий.

Есть несколько основных причин, почему возникла необходимость разработки нового генплана. Первая и главная – генплан 2002 года был разработан с учетом территории, которая городу не принадлежит. На сегодня территория города Киева, де-юре, составляет 82 тыс. гектаров, а генплан разрабатывался на территорию порядка 145 тыс. гектаров, то есть, с учетом пригородной зоны. На этих территориях были размещены объекты жилищного строительства, около 8 млн. кв. м жилья, объекты инфраструктуры, но сами территории развивались по решениям сессий областного и местных советов.

Кроме того, в том генеральном плане было много просчетов. К примеру, численность населения Киева на 2020 год, по прогнозам, должна была составить 2,7 млн. человек. Уже сейчас на территории Киева проживает около 3,5 млн. человек. Исходя из этого, все расчеты по потребностям в детских садах, школах, транспорте нужно пересматривать. Также, на 2020 год прогнозировалось 740 тыс. автомобилей, а уже на сегодня в городе Киеве по данным ГАИ 1,2 млн. автомобилей. В 2020 году, наверное, будут все 2 млн.

На протяжении последних 10 лет в действующий генплан было внесено несколько тысяч изменений и дополнений, которые в корне поменяли этот документ. Эти изменения, которые принимались на сессиях Киевского городского совета, касались и застройки зеленых зон, и уплотнения, и строительство жилья методом уплотнения застройки, в том числе, в центре города. Все эти решения принимались Киевсоветом, согласовывались с разработчиком Генплана и включались в документ. То есть, любой застройщик сегодня может прийти в Департамент градостроительства и архитектуры и получить в соответствии с решениями сессии и действующим Генпланом удостоверение на строительство в зеленой зоне, центральной исторической части и отказать ему Департамент не может. Выходит, что такое намерение о строительстве соответствует действующему Генплану.

Почему выбрали именно ваш проект Генплана? Был ли какой-то конкурс?

Нельзя сказать, что выбрали наш Генплан. Вы имеете в виду почему разработку заказали нашему институту?

Ваш проект был готов уже к 2012 году.

Это проект документа и ни одно решение по нему не принимается. Решения о строительстве не основываются на проекте нашего документа. Это проектная документация, которая еще не утверждена. Мы разрабатываем проект нового Генерального плана, который будет действовать следующие 20-25 лет, условно говоря, до 2040 года.

Последнюю версию нашего проекта мы разместили на сайте нашего института. Разработка этого проекта полностью закончена и прошла комплексную госэкспертизу. Мы опубликовали этот проект для того, чтобы все желающие еще раз с ним ознакомились и дали свои предложения, которые мы вместе с проектом передадим профильным комиссиям Киевсовета. Они, в свою очередь, будут принимать решения по функциональному назначению тех или иных территорий.

Вносились в план какие-то изменения в течение последних двух лет?

В 2012 году проходили общественные слушания, в процессе этих слушаний было получено около тысячи замечаний и предложений. Основной объем из них учтен. Кроме того, с 2013 около года проходила государственная экспертиза, которая тоже давала свои замечания по всем разделам генплана: и по инженерному, и по транспортному, и по озеленению. Замечания госэкспертизы также были учтены и сейчас на нашем сайте можно увидеть окончательный вариант для того, чтобы общественность и все заинтересованные лица посмотрели на этот документ и внесли свои предложения еще раз.

Оппоненты нового проекта апеллируют к тому, что принимать новый генплан, пока действует старый, на который тратились деньги, просто незаконно.

Ничего подобного. В соответствии с законодательством Украины, решение о разработке градостроительной документации принимают местные советы. Киевский городской совет в 2008 году принял обоснованное решение о разработке нового документа. Опять же, этот документ вступит в силу только после утверждения на сессии Киевского горсовета.

Но сразу после разработки его не приняли именно из-за волны критики со стороны общественности.

Критика всегда есть и будет. Невозможно принять какое-то решение, которое не будет кем-то критиковаться. К сожалению, критика, которую слышу я, не предметная и не касается конкретных площадок. Замечания высказывают в общем, относительно того, что не нужно было разрабатывать новый генплан, а все-таки придерживаться старого. Хотя, развивать город по старому генеральному плану уже невозможно, он развивается в совершенно другом направлении. Положения в Генплане прописаны одни, а объекты строятся другие, потребности города уже другие. Кроме того, были приняты решения относительно застройки тысяч гектаров зеленых зон. Нужно как-то остановить эти решения. Единственный вариант, как можно это сделать – принять новый генплан, который бы пересмотрел все эти решения и сессией Киевского городского совета отменил решения, принятые с 2002 по 2014 год.

Существуют ли какие-то реальные механизмы борьбы с этими застройками? Все равно они уже есть, некоторые, сданы в эксплуатацию.

Те дома, которые построены, останутся. Если кто-то говорит, что их нужно снести – это популизм. Как найти миллиарды гривен на то, чтобы снести какое-то здание? Говорить о таком варианте решения проблемы мы не имеем права. То, что построено, – это уже перевернутая страница и этого не вернуть. Но если объект еще не построен, а ему просто отведен земельный участок, это нужно рассматривать, анализировать.

То есть, то, что уже построено, будет узаконено?

Эти объекты уже сданы в эксплуатацию и там живут люди. Представьте, что вы купили квартиру и тут говорят, что ваш дом построен незаконно, выходите на улицу. В чем виноваты жильцы?

Почему нельзя, обязать застройщиков, которые уже сдали в эксплуатацию дома, компенсировать это, скажем, построить где-то парк?

Все можно делать только по решению суда.

Согласно новому генеральному плану предусматривается уплотнение жилищного фонда практически на 50%. Насколько по прогнозам возрастет население Киева?

Стоит сделать акцент на том, что такое уплотнение жилой застройки. В процессе работы над проектом мы нашли более 8 тыс. гектаров, которые используются неэффективно. Это территория промышленных объектов, которые сегодня в запущенном состоянии, ведь многие предприятия, которые существовали в 70-80-е годы сейчас не работаю, пустуют. К таким же относятся и территории сельхозназначения, которых около 2,8 тыс. га. Территории спецназначения, воинских частей и т.д., у которых тоже почти 3 тыс. гектаров. И территории занятые пятиэтажной застройкой 50-60 годов, ресурс которых уже исчерпан, а плотность застройки очень низкая: около 150 человек на гектар.

Мы не размещаем нового строительства методом уплотнения застройки в существующей зоне многоэтажной жилой застройки. Таких объектов у нас нет. Все решения Киевсовета о размещении новых объектов в зоне высотной застройки не приняты нами в проекте генплана. Те 25-27 млн. кв.м. нового жилья, которые мы размещаем на перспективу в ближайшие 30 лет будут в совершенно новых зонах. Плотность застройки также возрастет – до 400-450 человек на гектар.

Уточните, как сократятся спецтерритории, которые принадлежат сейчас воинским частям?

Около 700 гектаров мы сокращаем и около 2 тыс. гектаров остается, так как определенные потребности Минобороны и МВД остаются. Все это согласовано с ведомствами. Территории этих военных городков используются только для строительства жилья для военнослужащих.

Киевская власть обещала выделить земельные участки воинам АТО. Это предусмотрено в Генплане?

Конечно, да. Вообще, генплан не детализирует территорию до такой степени, чтобы обозначать, кому именно отдаются те или иные площадки, однако, сейчас будут разрабатываться детальные планы территорий – это документация другого уровня, более точная. В том числе и по Быковне. Именно там будут предусмотрены территории под строительство жилья для воинов АТО.

То есть, будут рубить Быковнянский лес?

Нет, найдены территории, которые не заняты зелеными насаждениями.

На днях также была новость, что 10 га киевской земли получит прокуратура. Насколько создание таких «гетто» под определенные госструктуры перекликается с европейским опытом?

В генеральном плане не определяется, что куда отойдет. Так определяется лишь функция той или иной территорий. Что-то отведено под застройку, а кому именно оно отойдет решает Киевсовет. Мы не знакомы с этим проектом, мы не решаем этих вопросов.

В проекте Генплана указано, что жилищное обеспечение на данный момент в столице 21,7 кв.м. на человека. Эта цифра будет возрастать?

Мы планируем довести этот показатель до 25 кв.м в ближайшие 10-15 лет. Конечно, этого мало. Если говорить о европейских столицах, там жилищное обеспечение доходит до 35-40 кв.м. на человека. Кроме того, каждый год у них эта цифра возрастает в среднем на один метр. То есть, они строят новое жилье в столицах.

В Генплане предусмотрен отход от практики уплотнения застройки в центральной части города, застройки зеленых зон. Есть масса территорий, которые можно использовать. Я уже не говорю о том, что строительный комплекс – это именно отрасль народного хозяйства, которая пополняет бюджет города. Один человек, занятый в строительстве, дает работу пяти субподрядчикам. Это новые рабочие места, налоги, занятость и т.д.

В связи с запланированным увеличением этого показателя, насколько логично сейчас облагать налогом «лишние» квадратные метры, если в квартире 70 кв.м. проживает 3-4 человека?

Вопрос налогообложения не касается Генплана. Есть Министерство финансов, которое прогнозирует наполнение бюджета. Во всем мире налог на недвижимость есть. Размер налога – это уже предмет для дискуссий. Однако это абсолютно нормальная практика и в европейских странах налог на землю и недвижимость обеспечивает львиную долю бюджета.

Вы уже вспоминали о проблеме нехватки садиков и школ. Как эта проблема будет решаться? Сегодня в Киеве есть целые микрорайоны с десятками многоэтажек, возле которых нет таких учреждений.

Есть соответствующие расчеты по количеству садиков и школ. Нами разработана адресная программа, в том числе, и пятилетняя программа и на перспективу 20-30 лет по адресному строительству дошкольных учреждений и школ на территории города Киева. Все они в генеральном плане обозначены. Другое дело, что динамика реализации этого плана будет зависеть от динамики наполнения бюджета. Все эти объекты будут строиться в основном за бюджетные деньги, хотя иногда бывают примеры, когда садики или школы строятся за инвестиционные средства. Говорить о данных на 2015 год пока рано, так как бюджет пока не принят.

Сколько город заработает на новых территориях под застройку?

Сумма будет зависеть от инвестиционной активности. На сегодня активность низкая. Причин много: падение экономики, военные действия. Когда экономика стабилизируется, мы будем проводить земельные аукционы, город будет повышать ставки по плате за землю. Однако, тут нужно подойти с умом, чтобы не получить обратный эффект и люди совсем не перестали платить.

Что касается земельных аукционов, спрос будет тогда, когда будет политическая и экономическая стабильность.

Наверное, нужно будет и вернуться к опыту передачи части квартир в новостройках на нужды города. Город не имеет фонда для передачи квартир и военнослужащим, и социально незащищенным слоям. Раньше на баланс Киева передавалось до 10% квартир, но соответствующая норма была отменена в 2010 году.

Есть ли у вас цифры, сколько незаконных построек реализовано в столице, и сколько на этом потерял Киев?

Вопрос законности может определить только суд. Журналисты, общественники и архитекторы не имеют права делать этого. Сколько было отменено по решениям суда, у меня статистики нет. Однако все решения по отмене учитывались нами в Генплане.

Относительно застроек зеленых зон, мы будем предлагать Киевсовету пересмотреть предыдущие решения по строительству в зеленых зонах на 1 750 га. Мы будем предлагать вернуть все это на баланс киевских зеленых зон. Когда мы разрабатывали проект, мы анализировали каждую территорию и принимали решение по целевому назначению. Конечно, если объект построен и сдан в эксплуатацию, уже ничего нельзя сделать. К примеру, здание на 47 этажей по адресу Кловский спуск, 7.

{2-}

Конечно, недопустимо было возводить такую постройку в центре города, учитывая, что отметка ее высоты гораздо выше отметки колокольни Киево-Печерской Лавры. Но оно уже построено. Не думаю, что у городского или государственного бюджета найдутся средства, чтобы снимать этажи и компенсировать людям миллионы долларов. Возможно, в перспективе, мы будем такими богатыми и сможем себе позволить сносить или отселять диссонирующие здания. Но в ближайшей перспективе я не вижу такой возможности. А просто снести здание мы не имеем права, мы ведь живем в правовом государстве.

Одним из недочетов старого Генплана вы назвали неправильные прогнозгные данные по автомобилизации столицы. Какая динамика фиксируется в последние годы?

На данный момент официально зарегистрированных 1,2 млн. автомобилей. Кризис последнего года, конечно, повлияет на динамику, но и то, что уже есть, вызывает огромную транспортную проблему. В проекте Генплана есть несколько компонентов решения этой проблемы. Первый и главный – преодоление диспропорции между правым и левый берегом. На левом берегу проживает около 40% населения города, но там расположены всего 16% рабочих мест. Ежедневно десятки тысяч автомобилей пересекают мосты утром и вечером. У нас происходит так называемая трудовая миграция, что вызывает определенные проблемы. В этой связи мы планируем основной объем строительства нового жилья на правом берегу, а основной объем строительства новых офисных, общественных зданий, новых инновационных парков на левом берегу. Для того, чтобы уравнять количество рабочих мест с количеством населения. В перспективе, это даст возможность решить транспортную проблему.

Кроме того, предусматривается постройка новых мостов. Это достройка Подольского мостового перехода, что реально сделать в ближайшие три года. Кроме того, предусматривается строительство северного и южного перехода через Днепр в районе окружной дороги. Будут ли это мосты или тоннели покажут технико-экономические расчеты. Конечно же, мостовые переходы стоят дешевле и их дешевле эксплуатировать, но мы столкнемся с компенсацией собственникам земельных участков и недвижимости, которые будут на пути мостового перехода.

Также проектом предполагается строительство в проблемных транспортных узлах двух-трехуровневых развязок – около 30 в перспективе ближайших 20 лет. Предполагается и строительство так называемых хордовых магистралей. Это магистрали, которые будут опоясывать центральную часть города без светофорного регулирования движения. К примеру, Оболонский проспект, через Набережное шоссе с уклоном на столичное шоссе к Конча-Заспе. Кроме того, улица Телиги, проспект 40-летия октября (тут уже есть проект реконструкции и создания магистрали).с выходом на проспект Воссоединения, улицу Гагарина и с уходом на Чернигов. Мировой опыт показывает, что с помощью таких магистралей можно очень быстро двигаться вокруг центра, а кто захочет въехать в центр съезжает с этих магистралей.

Что касается личного транспорта – будут введены ограничения для въезда в центральную часть города. Мы должны создать такие условия собственникам транспортных средств, чтобы им стало невыгодно ехать в центр. Высокая стоимость парковки в центре и невысокая стоимость на паркингах в пересадочных узлах. Опыт того же Берлина или Мюнхена говорит о том, что можно строить многоуровневые паркинги с низкой стоимостью парковки в пересадочных узлах, к примеру, 1,5 евро за сутки, а в центре эта цена в два-три раза выше. Аналогичная разница в ценах должна быть и у нас. Кто хочет, может парковаться в центре и платить больше.

Кроме того, должен быть приоритет общественного транспорта над частным, выделены полосы для общественного транспорта, созданные системы скоростного общественного транспорта как единой сети метрополитена и городской электрички. Электричка уже запущена, однако она неэффективно функционирует, поскольку не создана эффективная система пересадочных узлов между метрополитеном и городской электричкой. Задача киевской власти – создать эту систему, чтобы удобно было пользоваться электричкой и она стала альтернативой метрополитену в городе Киеве.

Как будет решаться вопрос парковки, особенно в центре?

В этом году мы приступаем к разработке комплексной схемы транспорта и комплексной схемы парковки. Вопрос парковки состоит не только в том, чтобы построить паркинги, но и в том, чтобы создать режимы эксплуатация автомобильного транспорта и парковки для водителей. Нужно ужесточить ответственность за неправильную парковку, вернуть эвакуаторы и блокировку колес, увеличить штрафы. Все европейские и мировые столицы развиваются по принципу город для пешеходов, а не для автомобилей. У нас же все заставлено машинами и пешеходам негде пройти. Наравне с ужесточением нужно предлагать и альтернативу - построить паркинги. Они, в основном, будут строиться за инвесторские деньги, а инвесторы вряд ли будут вкладывать в это без жесткой системы ограничения парковки. Зачем ехать в паркинг за 20 грн., условно говоря, если я могу за 5 грн., а то и бесплатно, припарковаться на Прорезной и идти куда захочу?

Центр Киева – это историческая часть города и строить многоэтажные наземные паркинги там невозможно. Там будут подземные паркинги. К примеру, хорошее место для такого паркинга есть на Европейской площади и возможно в ближайшем будущем этот проект будет реализован с комплексной реконструкцией площади по адресу Крещатик, 5. На окраинах и на территориях жилых районов и пересадочных узлов будут многоэтажные паркинги. Их строительство гораздо дешевле. Строительство одного машиноместа подземного паркинга стоит приблизительно 20-25 тыс. долларов, что касается наземной парковки, это – 5-8 тыс. долларов.

Притчей во языцех стало метро на Троещину, как намерена новая власть решать этот вопрос?

В этом году денег на строительство метрополитена не выделяется, однако, выделяются определенные средства на проектирование этой линии метрополитена. Конечно же, город продолжает поиск инвестора для строительства метрополитена. Проектная документация практически готова. Трассировка метрополитена определена: по Троещине, по ул. Маяковского с заходом на ул. Цветаевой. Но силами города, без поддержки государства, мы такой проект вытянуть не сможем. Город Киев – столица и он исполняет столичные функции, потому мы надеемся на помощь из госбюджета.

В Европе борются с автомобилями предлагая альтернативные виды транспорта. Трендом стал велосипед. Предусмотрены ли в Киеве возможности для велосипедного движения?

Нужно учитывать, что Киев равнинный только на левом берегу и на окраинах. В центре Киев расположен на семи холмах, поэтому, вряд ли велодорожки приживутся именно там. В то же время, при реконструкции, к примеру, проспекта Бажана предусмотрены велодорожки, как и при реконструкциях других автомагистралей. Однако в центральной части города, по моему мнению, они не нужны.

Центр Киева станет пешеходной зоной?

В ближайшее время реконструкция Крещатика неактуальна по одной простой причине – это одно из красивейших мест в городе и начинать наводить порядок с него было бы неправильно. У нас масса вопросов на окраинах города, неотремонтированных дорог, непостроенных мостов, инженерных сетей, которые нуждаются в ремонте.

Это вопрос не сегодняшнего дня. Крещатик является одной из основных центральных магистралей, по которой курсирует транспорт, в том числе и транзитный – с левого берега на правый. Без разработки комплексной схемы транспорта и без решения вопроса, как пойдет транспорт, это невозможно.

В Генплане есть ограничение по застройке – в центре не больше 16 этажей. Однако там уже есть масса бизнес-центров, небоскребов. Чего стоит только упомянутый вами 47-этажная свечка на Кловском спуске…

У нас есть ограничения по застройке в центральной исторической части Киева до 26,5 метров, то есть, до 9 этажей. Что касается остальных территорий, на сегодня разрабатывается зонинг центральной части города, где каждый квартал и микрорайон будет анализироваться и ему будут присваиваться те или иные условия и ограничения. Возможно, для некоторых территорий подола и девять этажей – это много, в то же время, для бульвара Леси Украинки или улицы Красноармейской будут другие параметры – там можно строить и 16 этажей. Нужно адресно подходить к каждому кварталу и микрорайону.

Напротив Национального дома органной и камерной музыки (костела) выросло невысокое «стеклянное» здание. Будут ли какие-то архитектурные ограничения по стилю?

Это вопрос не генерального плана, а проектирования каждого отдельного объекта. Есть Департамент градостроительства и архитектуры, который согласовывает и выдает условия и ограничения, есть градостроительный совет, который согласовывает стилистику тех или иных зданий. Конечно, стилистика должна выдерживаться и по всем канонам, новые здания которые проектируются, должны разрабатываться с учетом окружающей среды.

Будет ли применять европейский опыт по запрету рекламы в историческом центре города?

Я не думаю, что нужно вводить запрет на рекламу в центре города полностью, однако стоит обратить внимание на оформление объектов рекламы. Она должна быть подчинена определенному стилю. Конечно же, огромных бигбордов в центре города быть не может, их и сейчас почти нет. Но небольшие объекты рекламы, вывески на магазинах, небольшие рекламные конструкции в соответствии с общей схемой размещения рекламы в центре города могут быть.