Санитары леса из НБУ. Чем обернется ликвидация 44 банков?
Действия главы Нацбанка о признании неплатежеспособными всех подряд банков имеют ряд далеко идущих последствий
«Каждую пятницу мы с друзьями выводим с рынка по несколько банков». Этот слоган очень подошел бы Валерии Гонтаревой и ее подчиненным из Национального банка и Фонда гарантирования вкладов, которые вот уже полгода держат в страхе весь финансовый рынок, без разбору вводя временную администрацию в финансовые учреждения независимо от размеров, влияния на работу системы и лица собственников. К чему это может привести?
Общеизвестным является тот факт, что Международный валютный фонд милостиво разрешил Национальному банку поддерживать не более двух десятков крупнейших банков, в которых сосредоточены основные объемы депозитов физических лиц. С остальными, как читается между строк меморандума с крупнейшим западным кредитором, приказано не церемониться. Как истинно независимый регулятор, НБУ во главе с Валерией Гонтаревой «взял под козырек» и, заточив косу, начал активно работать ею, выкашивая с банковского поля неугодные учреждения.
«Под нож» уже ушло 44 учреждения, среди которых такие гиганты, как «Надра», «Форум», «Брокбизнесбанк», «Имэксбанк», «ВиЭйБи». На очереди, как утверждает большинство банковских экспертов – «Дельта банк», возможны проблемы у ряда других известных финучреждений. У всех ли выведенных с рынка банков были финансовые проблемы? Или – как в случае с «Надрами» и «Форумом» - кому-то просто не понравилась политическая ориентация владельцев? Этот вопрос нужно будет уже в ближайшее время задать новому генеральному прокурору Виктору Шокину. Он так лихо взялся за разрешение серьезных дел годичной давности, что очень скоро его руки дойдут и до злоупотреблений главы НБУ Валерии Гонтаревой.
Но пока стоит рассмотреть, к каким проблемам приводит ее и Фонда гарантирования вкладов рьяное выдергивание вполне платежеспособных финучреждений из системы.
1. Дефицит временных администраторов. Ликвидируемых банков настолько много, что Нацбанк и ФГВ не успевают плодить соответствующих специалистов, которые смогут независимо рассматривать дела тех или иных учреждений, продавать их активы и работать в интересах вкладчиков. Та же проблема и с кураторами (их НБУ Валерии Гонтаревой вводит во все банки, которые получили рефинансирование). В результате приходится привлекать полуграмотных (с точки зрения управления финансовыми рисками) людей, которые раньше были то ли адвокатами, то ли аудиторами, совершенно ничего не смыслят в банковском бизнесе. Таких людей проще простого закрыть в коморке с компьютером, отключенным от интернета или «простимулировать» их отсутствие в головном офисе банка, пока оставшиеся на местах представители реальных акционеров и руководства вычистят документы, вынесут все ликвидное имущество или продадут активы другим банкам. Второй вариант – привлечение в качестве временных администраторов людей напрямую ангажированных акционерами с соответствующими последствиями. Таким образом, работа временной администрации «на потоке» превращается в потемкинские деревни, за ширмой которых происходят процессы, явно не способствующие защите интересов вкладчиков.
2. Ликвидация банков в интересах других банков. Не секрет, что несмотря на кризис, многие владельцы крупных и мелких финансово-промышленных групп чувствуют себя отнюдь не худшим образом, а потому готовы «инвестировать» в отжим у менее стрессоустойчивых банков их отделений, транспорта и кредитных портфелей. По данным участников рынка, как минимум половина банков, которые глава НБУ Валерия Гонтарева признала неплатежеспособными в течение последних 6-7 месяцев, выводили с рынка именно с тем, чтобы все их «добро» «под белы ручки» передать в распростертые объятия облизывающихся динозавров из первой тридцатки. При этом российские банки играли в этом не последнюю роль, как и государственные украинские. То же самое можно сказать и о компаниях средней руки, которые готовы были купить удешевленное до 10% стоимости имущество если не для себя, то для перепродажи.
3. Дефицит денег в Фонде гарантирования вкладов. Из 15 млрд. грн., которые ФГВ за время своего существования выплатил вкладчикам обанкротившихся банков, около 10 млрд. грн. было выплачено в течение последнего года. И это при том, что для Фонда всегда нормой считалась аккумулированная на его счетах сумма в 9-10 млрд. грн. или эквивалент 1-1,5 млрд. долларов США. На сегодняшний день денег явно не хватает. Только выплаты по «Надра банку» и «Дельта банку» потянут на 7-8 млрд. грн. Еще около 4 млрд. грн. придется прокачать через Фонд, чтобы удовлетворить требования вкладчиков остальных, более мелких банков. Но если учесть, что впереди нас ждет еще как минимум 30-40 банкротств, то в вопрос пополнения средств Фонда очень скоро не решат даже целевые облигации внутреннего займа. И вот тогда в стране, где депозиты являются единственным адекватным инструментом даже не заработка, а просто сбережения заработанных тяжелым трудом средств, начнется народная игра «кто больше откатит» за получение из Фонда возмещения в как можно более полном объеме. Не на это ли рассчитывает Валерия Гонтарева и ее команда в НБУ и ФГВ? Даже если размер благодарности этим господам будет равняться гуманным 20% от суммы предполагаемой выплаты, эти миллиарды вряд ли будут жать карманы ушлым чиновникам.
4. Отсутствие инвестиций в банковский сектор. Массовый выкос банков с рынка отбивает всякое желание у адекватных инвесторов вкладывать деньги в этот бизнес в Украине. Причем речь не идет даже о создании нового учреждения – ФГВ и Глава НБУ Валерия Гонтарева не могут найти даже одного нормального покупателя на неплатежеспособные банки. В том числе и потому, что непредсказуемость действий регулятора делает такой бизнес вообще ни разу не рентабельным. После того, как банков в стране останется всего пару десятков, а новые не будут сюда заходить из-за страха быть растерзанным свирепыми когтями главы НБУ и ее подчиненных, систему ждет затяжной кризис. Кланы смогут монополизировать рынок, взвинтить цены на комиссионные услуги, что приведет к утрате доверия к банкам, отсутствию желания наполнять их закрома депозитами. В свою очередь, это вынудит банки искать другие источники для кредитования. Таким источником станет Нацбанк. Денег на всех у него не хватит, ведь рефинансирование – это аварийная мера, а не возможность постоянно подпитывать экономику деньгами. В результате стагнация реального сектора будет неотвратимой. А все – из-за бездумной политики НБУ по выводу с рынка всех подряд.