Самопровозглашенный мэр Донецка Игорь Мартынов: Я в Брюсселе один раз был. Ничего хорошего там не увидел
Назначенный боевиками городской голова Донецка не советует Азарову соваться на Донбасс и создавать правительство в изгнании
Пока «нормандская четверка» ведет переговоры об установлении мира на Донбассе, обстрелы и взрывы в регионе не прекращаются. Бои идут не только в эпицентре противостояния в Дебальцево, но и под Донецком. Несмотря на это, оккупированный город живет своей жизнью. В октябре 2014-го года вместо законно избранного градоначальника Александра Лукьянченко боевики назначили руководить мегаполисом директора парка культуры и отдыха им. Щербакова, бывшего соратника скандальной Натальи Витренко, а позже члена Партии регионов Игоря Мартынова. Его нынешняя должность называется «глава Администрации города Донецка, с исполнением функций городского головы».
С момента последнего общения «Главкома» с так называемым новым мэром прошло более 4 месяцев. Сегодня ставленник боевиков обвиняет Украину в том, что она обворовывает город. При этом признает, что налоги в центр «ДНР» не перечисляет. В интервью «Главкому» Мартынов рассказал о готовящемся завтра в Донецке съезде запрещенной с 2009 года в Украине террористической организации «Донецкая республика», высказал мнение об инициативе Николая Азарова создать правительство Украины в изгнании, а также рассказал, как спокойно общается с законным мэром Александром Лукьянченко.
Завтра в Донецке состоится съезд запрещенной в Украине общественной организации «Донецкая республика». Что это за мероприятие, какова его цель?
Я еще не читал повестку дня. Да какие цели? Основные положения развития организации, привлечения молодежи, все в обычном формате.
Николай Азаров и члены бывшего правительства Украины не приглашены на мероприятие?
Простите, а они какое отношение к нам имеют? Я не думаю, что в формате «Донецкой республики» фигурирует такая личность как Николай Азаров.
На днях бывший украинский премьер на одном из российских телеканалов заявил о целесообразности создания правительства в изгнании. Оно может быть разместится в Донецке?
Право на жизнь имеет любая инициатива, все, что угодно, вплоть до абсурда. Но я не думаю, что в рамках «Донецкой народной республики» она имеет право быть. Может, в Москве? Насколько я знаю, он находится в Москве. Если так, то тогда да, там может быть, там он может создавать все, что угодно. А кто его вообще просил об этом (о создании такого правительства – «Главком»)? Разве мы в чем-то нуждаемся, у нас разве есть к нему какие-то вопросы? У нас есть нормальные союзники с Российской Федерации. Нам помогают, предоставляют гуманитарную помощь, помогают морально, помогают культурно.
Общаетесь ли вы с избранным мэром Донецка Александром Лукьянченко, который был вынужден выехать. Интересуется ли он у вас жизнью города?
Последний раз мы с ним общались перед Новым годом, он меня поздравил с праздником. Больше не общались. Он занялся бизнесом, ездит в Брюссель с частными визитами. Думаю, ему город Донецк уже не интересен с точки зрения управления городом, где уже все по-другому.
О каком бизнесе Лукьянченко идет речь?
В своем последнем интервью он рассказал о том, что летал в Брюссель с частным визитом. На основании этого интервью я делаю вывод, что он, наверное, занялся своим бизнесом. А мы, к счастью, абсолютно самостоятельно работаем, никакого дискомфорта, никаких проблем у нас не возникает. Все нормально у нас.
После смены власти в городе, какая часть сотрудников горсовета осталась работать с вами, сколько работников переехало из Донецка в другие области Украины?
Три заместителя, которые работали при нем (Лукьянченко – «Главком»), остались с нами. Это Волков Николай Иванович, Ляховец Валерий Андреевич, Моисеенко Виктор Викторович. Они все остались в штате администрации города Донецка. Люди очень добросовестно работают, нам очень ценен их опыт, все знания, которые у них есть. Да, многие уехали, мы никого не держим. Где-то 50% старых сотрудников горсовета осталось, а вместо тех, кто уехал, пришли новые люди.
Александр Лукьянченко в конце прошлого года еще говорил, что на всех документах стояла его подпись. Чьи подписи стоят сейчас?
Чтобы не сказать грубо… Фантазии могут возникать в любом возрасте. Если он считает, что ставил подписи на моих документах, то это абсурд. Он просто до сих пор считает, что работает Донецкий горсовет, который псевдоработающий сейчас сидит в Краматорске. У нас администрация города Донецка, со своей сформированной структурой. Мы управляем городом так, как считаем нужным. Мы справились с задачей, практически без потерь, кроме боевых, пережили зиму, входим в весну. На весну у нас составлена программа благоустройства города. Если бы не разрушения, которые появились у нас после обстрелов, у нас бы вообще не было никаких проблем. Естественно (среди негативов) те деньги, которые Украина украла у нас с наших расчетных счетов, там оставалось приблизительно 40 млн грн…
Но ведь вы налоги не платите в бюджет Украины. Кстати, сколько собираете сейчас и куда перечисляете?
Вы же знаете, что часть предприятий зарегистрировалась в «ДНР», часть – нет. К сожалению, градообразующие предприятия, которые принадлежат ДТЭК, СКМ и так далее, конечно, все налоги платят в Украину. Из-за этого возникают проблемы, поскольку работают на «наших территориях», а налоги платят в Украину.
Дефицит бюджета компенсируете деньгами из России?
Несмотря ни на что мы собираем налоги, это достаточно серьезные объемы. Не могу вам назвать цифры. У нас сейчас все централизовано, все налоги поступают в банк «республики». Поэтому сколько конкретно собрал город, я сказать не могу. Я знаю, что на все нужды Донецка у нас собирается достаточно денег. Мы выплачиваем зарплаты, пенсии выплачивает государство. Конечно, не в том объеме, в котором бы хотелось бы, но правительство старается, «глава» республики (террорист Александр Захарченко – «Главком») очень много в этом направлении работает. Думаю, как только решится вопрос по уплате налогов всех наших структур, которые были градообразующими, проблем вообще не будет.
В интервью «Главкому» в прошлом году вы говорили, что за месяц город собирал порядка 60 млн грн налогов. Насколько эта цифра сейчас меньше?
Конечно, меньше. Но опять-таки, сколько именно не знаю, у меня информации на этот счет нет. Хочу сказать так. Мы провели оптимизацию, немного упорядочили наше штатное расписание, очень жестко подошли к экономии средств.
Приведите конкретные примеры.
Да очень просто. Допустим, ранее в трамвайно-троллейбусном управлении был расширенный штат водителей, который в 3-4 раза превышал количество автотранспорта, которое реально выходило на маршруты. Этих людей мы перебросили на другие перевозки, поскольку часть частников отказались их осуществлять.
К примеру, запчасти. Сейчас у нас есть очень серьезная соцслужба контроля их использования. Очень много запчастей приходит в качестве гуманитарного конвоя из Российской Федерации…
Откуда еще к вам приходит вот такая «гуманитарка»?
Фонд из Чешской республики нам предоставляет помощь, к сожалению, не помню его название, большую помощь оказывает ООН и Международный Комитет Красного Креста. Вот, в частности, в Дебальцево они много гуманитарной помощи завезли. Из РФ не только централизовано, но и отдельно от городов идет помощь, и от Липецка, и от Казани, и от Новосибирска.
А почему не вспоминаете про «гуманитарку» от Рината Ахметова?
Ринат Ахметов выделяет помощь только тем жителям, которым за 60 лет, это 25% - 30% от всех людей.
Глава Донецкой облгосадминистрации Александр Кихтенко заявлял, что часть гуманитарного груза Ахметова поставляется в местные магазины. Вас это не возмущает?
Думаю, у господина Кихтенко какая-то бурная фантазия. Ничего из гуманитарной помощи Ахметова в магазины не поставляется. Если он имеет в виду то, что ее потом их же сотрудники фонда продают на рынках, тогда это другой вопрос. Пусть он не путает одно с другим. У нас ведь уже есть случаи, что действительно, помощь от Рината Ахметова попадает на рынки. Я не думаю, что бабушки ее будут продавать, они живут только за счет этой помощи.
Сейчас многие российские политики, чиновники, да и руководители «ДНР» под междунарордными санкциям, им запрещен въезд в страны ЕС. А про вас, кажется, забыли?
Нет, мне въезд в страны ЕС не запрещен, но визу я могу получить только на территории Украины, ведь пока у меня еще украинский паспорт.
Не боитесь попасть под санкции?
А чего мне бояться?
Ну, не сможете ездить в Брюссель, как, к примеру, Александр Лукьянченко.
Ничего, я поеду в Пекин. Тем более я в Брюсселе был, я не увидел там ничего хорошего, чтобы ехать туда второй раз. Бизнеса, как у Лукьянченко, у меня там нет.
Почему же до сих пор не поменяли украинский паспорт на паспорт «ДНР». Ведь в прошлом году вы заверяли, что вот-вот обмен паспортов начнется? Россия не дала отмашку?
Для того, чтобы бланки изготовили у нас должно быть определенное законодательство. Сейчас народный совет работает над написанием такого законодательного акта. Как только он будет принят, сразу появятся бланки ДНР, которыми и будем пользоваться.
Можно ли в Донецке сегодня купить доллары, сколько стоит американская валюта?
Все зависит от того, сколько вам нужно. Да, какое-то количество есть. $100 - $200 можно купить, есть. Ну а крупные суммы… Честно говоря, мне они давно уже не нужны, я ими не пользуюсь. Сегодня стоимость доллара на черном рынке – 42 грн.
Российское информагентство «РИА Новости» сообщает про 50 грн за $1. Врут?
Нет, по такой стоимости у нас не было. Вот, по 42, как я вам сказал.
Когда собираетесь проводить выборы городского головы Донецка? Все же вы по сути сапровозглашенный, никто из жителей Донецка вас не выбирал.
У нас принят закон о выборах в местные советы, где четко прописано, что принятие решения о проведении первых выборов в местные советы остается за «главой государства». Он как «главнокомандующий», как «руководитель страны» определит, когда наступит этот момент, когда необходимы эти выборы.
Вы сами баллотироваться на должность городского головы будете?
Обязательно.