Михаил Чечетов. Последнее интервью: Человеческая жизнь – высшая ценность
В ответах не чувствовалось и намека на пессимизм, скорее, наоборот. Казалось, что Чечетов строит планы на будущее
Незадолго до смерти бывшего депутата Партии регионов Михаила Чечетова «Главком» взял у него небольшое интервью для подготовки статьи о Партии регионов. Мы не планировали его публиковать - политик отвечал в свойственной ему манере: расплывчато и неконкретно. Сложить представление о положении дел в некогда крупнейшей партии страны из этого разговора не удалось. Вместе с тем, он весьма отвечал охотно, порой даже экспрессивно. И в этих, пусть обтекаемых ответах, не чувствовалось и намека на пессимизм собеседника или его утопические настроения, скорее наоборот, казалось, что Чечетов строит планы на будущее. Во всяком случае, в политике. На этом фоне версия о желании бывшего регионала свести счеты с жизнью, воспринимается скептично. Именно по этой причине «Главком» решил обнародовать этот разговор.
Что сейчас происходит с Партией регионов? На последние выборы бывшие регионалы пошли как мажоритарщики или в составе других политических сил. А сама партия сегодня существует?
Партия есть, просто на сегодняшний день не представлена в парламенте.
Существование партии подразумевает работу с избирателями, активность, этого не видно?
Активисты партии работают в разных регионах.
Сколько членов Партии было год назад и сколько есть сейчас?
Было около полутора миллионов, осталась треть.
Вы учитываете и территории, которые не контролируются властью?
Мы учитываем тех, кто не вышел. Сейчас трудно сказать, кто и где находится.
Сколько ячеек?
Не такой информации, я не занимаюсь оргработой.
Платятся ли взносы?
В меру возможностей активисты участвуют в общественно-политической жизни страны.
Вы лично платите партийные взносы?
Оплата происходит не ежемесячно, когда раз в квартал, когда раз в полгода.
С конца прошлого года не наполняется сайт Партии регионов…
Все обновляется. Видите, скоро будем Конституцию менять, законы меняются, устройство государства. Идет обновление, перманентный процесс, он охватывает все сферы жизни.
К местным выборам готовитесь?
Активная позиция членов Партии регионов на местах позволит заявить об участии наших активистов осенью в выборах в местные органы власти.
Когда ожидается активизация работы партии?
Она не прекращается, стартует сразу после проведения выборов – они прошли, и начинается подготовка к следующим. Впереди работа по созданию и наращиванию партийной структуры. Но даже без всякой политики – когда наши представители, руководящие конкретными предприятиями или городами, создают рабочие места, уменьшают безработицу, повышают зарплаты, соцвыплаты, то уже тем самым зарабатывают очки. И не нужны лозунги и баннеры – они демонстрируют позицию результатами своего труда в реальном секторе экономики. Вот лучшая агитация! Эта работа сейчас ведется.
За исключением тех, кто ранее был в Партии регионов, а теперь попал в парламент, у остальных регионалов активности не заметно.
Вы не правы. Вы смотрели, что происходит в Верховной Раде?! Во время назначения нового Генпрокурора Виктора Шокина произошел конфликт между депутатами коалиционных сил, вызванный нарушением процедуры голосования. Это показали по телеканалам?! Я не видел! Если бы было наоборот (если бы скандал произошел по инициативе оппозиционных депутатов), то потом их бы полчаса «размазывали» по телеэкранам. Сегодня оппозиции пытаются не звонить, о ней не говорят, не показывать в телепрограммах.
А если речь об оппозиционных политиках вне парламента, то они вообще информационно заблокированы, их попросту не печатают, не показывают. Идет серьезная цензура, табу на информирование о деятельности оппозиционеров.
Поэтому, когда работая, человек обеспечивает занятость другим, занимается социальными вопросами, гуманитаркой, помогает обездоленным – это лучшая агитация, конкретным реальным делом, а не болтовней.
С другой стороны, в СМИ показали ведь SMS-переписку между депутатом Виталием Хомутынником и губернатором Одесской области Игорем Палицей, где они обсуждали коррупционные платежи на таможне.
Это в интернете прошло только.
Как Вы оцениваете, диалог из этой переписки?
Хомутынник же не в оппозиции, он вышел.
Вы уже не считаете его «своим»?
Нет, у него своя фракция. Потом я читал, что все это было сфабриковано и не соответствует действительности. Это может быть и монтаж. А вот то, что было в парламенте, когда голосовали за нового Генпрокурора – это не монтаж, а трещина в оппозиции. Но об этом умолчали в СМИ.
А еще что происходит: чуть что-то не то показали (в телеэфире) – канал прихлопнули. Не понравилось то, что транслируют и тут же канал закрывается. Для чего это делается? Под выборы!
Вы «Интер» имеете в виду?
Не только.
Вы говорили о давлении и блокаде. Много ваших коллег из Партии регионов выехало за рубеж?
Журналистам свойственно передергивать. Я говорил о другом: наша работа не всегда и чаще всего не освещается в СМИ. Ну не хочется им показывать в выгодном свете оппозицию. Информационная блокада! Поэтому и возникают вопросы к нам: «что, не работаете?» Работаем, но не показывают.
Чем сейчас занимается руководство партии?
Позвоните Борису Колесникову - он расскажет. Не хочу отбирать у него хлеб. Сегодня главное – это помощь людям.
А вы с ним давно с ним встречались?
Встречался… ну не вчера и ни позавчера.
Не так давно Генпрокуратура сообщала, что регионалу (экс-губернатору Запорожской области) Александру Пеклушенко выдвинуто обвинение, что вы думаете об этом?
Наша позиция одинакова: не должно быть никакой политической предвзятости. Независимо от того, человек при власти либо в оппозиции. И самое главное, с моей точки зрения, чтобы центром тяжести стал сегодняшний день. Сегодня ведь идет разворовывание. Сам же Ярема говорил, что сейчас разворовывается значительно больше, чем прежде. Работа правоохранительной системы должна быть акцентирована на нынешней коррупции.
Клюев занимается сейчас вопросами развития Партией регионов?
Клюева у нас нет. Какой именно?
Один и второй – Андрей (экс-глава администрации Януковича) и Сергей (народный депутат).
Сергей – не занимается (вопросами строительства Партии регионов). Андрей Клюев… его в Украине, насколько я знаю, нет. Он тоже не занимается.
Выход из фракции Сергея Клюева – чье решение?
Он сам оставил фракцию, это было его решение. Одно время был сумасшедших прессинг на людей, поэтому те, кто принимал решения в отношении своей судьбы, мы никого не осуждаем.
В начале весны 2014-го Вы говорили о грядущей модернизации Партии регионов. Что поменялось?
Все в процессе. Она не закончилось. Но эти вопросы также к Колесникову, а не ко мне.
Вы говорили, что надо убирать вождизм.
Мы почувствовали, что чрезмерная централизации партии, как и власти в стране, мешает развитию. Поэтому была дискуссия в контексте демократизации внутри политической силы. В том числе, в части принятия решения. Этот процесс идет.
Вы читали новую книгу экс-премьера Николая Азарова?
Я видел только выдержки из книги, комментарии.
Он рассказывал о том, что на него покушались, угрожали. Что-то знаете об этом?
Не знаю, возможно, было такое. Тем более, что это касалось не только его, многих. Ситуация была непростой. Я не могу подтвердить или опровергнуть. Скорее всего, это правда. Прессинг испытывали все.
Оппозиционный блок на грядущих выборах – конкурент Партии регионов или нет?
Будут дискуссия по этому поводу. Оппозиция должна быть единой, сильной. В чем сила западных стран?! В том, что сильной демократической власти в затылок дышит мощная демократическая оппозиция.
Так и не понятно, вы склоняетесь к объединению или нет?
Мы выйдем к созданию демократической единой сильной оппозиции. В какой форме, будет видно позже.
Доверие к нынешней власти практически обнуляется и не только из-за действий на востоке, а, прежде всего, из-за экономической политики. Курс доллара, рост цен, увеличение пенсионного возраста… Люди что, в ладоши будут хлопать?!
Ваша коллега экс-депутат Партии регионов Елена Бондаренко, говорила, что в гибели граждан на востоке виновата армия Украины, а не Россия. Вы разделяете эту позицию?
Когда идет война, гибнут и военные, и мирные граждане. Ппоэтому мы должны помнить все, что самая высшая ценность в мире – человеческая жизнь. И должны сделать все, чтобы русский украинца и наборот не убивали. Мы должны остановить кровопролитие.