Гройсман размечтался
Любимый спикер президента признал, что парламент – не такой, каким бы его хотели видеть украинцы
Стоит отдать должное – Петр Порошенко своими выходами «на открытый диалог» с общественностью подал далеко не самый плохой пример и остальным представителям «триумвирата». Следом за последним отчетом президента к публике вышел премьер-министр Арсений Яценюк. А 10 марта встретиться с журналистами решил и глава Верховной Рады Владимир Гройсман.
Ближе к полудню запутанными подземными коридорами журналисты «стекались» в 5-й конференц-зал Верховной Рады на встречу с любимчиком президента, получившим пост спикера вместо премьерского кресла в результате коалиционных торгов. Владимир Борисович преподал многим своим коллегам урок пунктуальности и вышел к прессе с опозданием лишь на несколько минут.
Начал он с оглашения темы встречи – итоги 100 дней работы парламента восьмого созыва. «Это ответственный период, за который формировались мы, как украинский парламент, за который формировалась коалиция», - акцентировал он сразу внимание на важности момента.
Дальше - представил небольшую презентацию - «Парламент на пути реформ» - того, что удалось совершить с момента избрания в конце октября прошлого года Верховной Раде, которой еще предстоит «состояться как проевропейский открытый парламент».
Ничего глобально нового в словах спикера, по сути, не прозвучало. Гройсман начал с того, что надо, в конце концов, начать отстройку украинского парламентаризма и сразу же похвастался работоспособностью этого созыва парламента. Спикер заверил, что за первые 100 дней работы на рассмотрение в ВР было внесено уже 770 проектов закона. За это же время парламент провел 33 пленарных заседаний и принял 82 проекта законов. Все цифры в несколько раз превышают аналогичные показатели по двум предыдущим созывам.
Также Гройсман очертил основные приоритеты, в рамках которых осуществлял и будет осуществлять свою законодательную деятельность парламент:
- национальная безопасность и оборона
- реформа судоустройства и борьба с коррупцией
- стабилизация финансовой системы
- дерегуляция
- децентрализация
- изменения в налогообложении.
Особое внимание он акцентировал на том, что именно эта Верховная Рада отказалась от внеблокового статуса («Для части людей в прошлых созывах это была мечта, сегодня мечта стала реальностью», - отошел от официального стиля Гройсман) и признала Россию агрессором.
Речь спикера Верховной Рады все время подкрепляли соответствующие слайды с мелким текстом на экране. Сам он говорил довольно монотонно, казался сдержанным и напоминал отличника-заучку на экзамене. Легкое волнение иногда выдавала лишь жестикуляция руками – точнее, левой рукой. В правой - Гройсман держал распечатки своей же презентации и довольно часто просто зачитывал оттуда куски текста. В рассуждения «от себя» пускался разве что во время любимой темы децентрализации – тогда он откладывал записи в сторону, и речь его становилась более «живой».
Закончив вступительную часть, Гройсман сообщил о готовности плана законодательного обеспечения реформ и «дал добро» задавать вопросы.
Большинство из них касались, в первую очередь, эффективности работы парламента, в которой так пытался в первой части беседы убедить журналистов Гройсман.
Стоит отметить, что эксперты уже выставили Верховной Раде этого созыва далеко не самые высокие баллы. «Традиционные болезни этого парламента: прогулы, незаметная работа комитетов, там не работают достаточно настойчиво, низкая дисциплина, прогулы, проблемы с кворумом в комитетах», - охарактеризовал работу нынешнего созыва ВР директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. В недостатки депутатам эксперт записал также и заминки в подготовке ряда законопроектов и поставил общую оценку «удовлетворительно с минусом».
«Эта Верховная Рада войдет в историю как одна из самых некомпетентных, - отметил разговоре с «Главкомом» директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. – Она интересная, потому что есть новые люди. Но они не могут работать по новым правилам. Не меняя систему полностью, рассчитывать на получение какого-то нового результата было бы наивно и непрофессионально».
Пожалуй, одно из основных замечаний к этому созыву ВР и заключалось как раз в том, что, несмотря на все революционные веяния, войну и хотя бы отчасти обновленные списки, депутаты продолжили жить по старым правилам игры.
Так, например, дрязги в нынешней коалиции (начиная со скандального голосования за бюджет и заканчивая взаимными оскорблениями и последними драками в Раде, голосованием за Генпрокурора и заявлением лидера Радикальной партии Олега Ляшко о развале коалиции) напоминают сценарий 2005 года, когда большинство главных действующих лиц предпочли заниматься политическими играми, а не страной.
«У нас есть дискуссии на разные темы, но мы находим взаимопонимание. Ситуация в коалиции нормальная», - ограничился стандартным ответом на соответствующий вопрос председатель парламента. И пообещал добиться более жесткого наказания для «драчунов» под куполом. «Именно этот парламент удалил из зала того, кто первым поднял руку. Я инициировал изменения в регламент, где, в том числе, есть и увеличение ответственности – удалять на 15 заседаний из зала. Это что, ринг? Это что, цирк? Это высший законодательный орган власти», - пояснил спикер.
Эксперты заметили также и проблемы с выполнением Коалиционного соглашения.
Так в нем было прописано, например, введение пропорциональной избирательной системы выборов в украинский парламент и отказ от смешанной. Но тут, как признал спикер, пока заминка. Это положение, согласно документу, должно быть выполнено в течение первого квартала 2015 года – то есть до конца марта. Однако «воз» и ныне там. «Есть идеи апробировать систему на местных выборах и затем вводить точно такую же на парламентских», - пояснил задержку Гройсман. Говоря о законопроекте относительно местных выборов, он отметил, что уже на этой неделе соберется рабочая группа, и «мы поговорим о возможности дальнейшей деятельности».
Еще одну проблему парламента этого созыва – «кнопкодавство» (с момента начала работы новой Рады было зафиксировано более 20 случаев «кнопкодавства», причем, в списке нарушителей рядом с фамилиями бывших представителей власти числятся и нынешние власть имущие, - «Главком») Гройсман предложил лечить «лучшим лекарством» - открытостью. «Не думаю, что кто-то будет доволен тем, что его так будут называть», - аргументировал спикер парламента и высказался за разработку Кодекса поведения нардепа.
Вопрос о снятии неприкосновенности судей и депутатов, который тревожит уже не первый созыв, как допустил Гройсман, будет решен в сентябре – с началом новой сессии, как и предполагает закон в случае с внесением изменений в Конституцию Украины. «Тот проект, который был внесен президентом, относительно снятия неприкосновенности с судей и народных депутатов я направил как в Конституционный суд, так и в Венецианскую комиссию за заключением», - подчеркнул он, отметив, что со своей стороны, как председателя ВР, добросовестно выполнил возложенное на него задание.
Гройсман также заверил, что вопрос переформатирования Кабинета министров сегодня не стоит: «По крайней мере, у меня никакой информации об этом нет. Ни с фамилиями, ни без них».
И выразил надежду, что МВФ предоставит Украине макроэкономическую помощь, и в скором времени в страну зайдет первый транш. «Но я воспринимаю это как поддержку экономики Украины и время для проведения реформ. Поскольку нереформированная страна всегда будет нуждаться во внешней помощи», - отметил он.
В какой-то степени процесс отчасти напоминал гротескную работу психоаналитика с пациентом в американском кино. Так же, как и «киношные» врачеватели душ, спикер Верховной Рады сидел в кожаном кресле и нередко в качестве ответа повторял последнюю фразу вопроса представителя СМИ – только без вопросительной интонации.
Так, например, существует проблема, о которой ранее писал «Главком» - люстрация судей. Процесс, как признавали и непосредственно в самом Минюсте, «тормозится» именно благодаря тому, что Верховная Рада с апреля прошлого года не может делегировать в Высший совет юстиции трех членов. На вопрос: «Когда Высший совет все же будет сформирован?» Гройсман отрапортовал: «Будет сформирован». Добавил, что в ближайшее время и согласно украинскому законодательству.
В подобного рода «планы на ближайшее время» и под обещание «будет» также попали: обновление состава Центральной избирательной комиссии, Антимонопольного комитета и Счетной палаты.
На вопрос, смогут ли проголосовать военные в зоне АТО на местных выборах, Гройсман апеллировал к Конституции: каждый украинец имеет право выбирать и избираться. «Поэтому задание закона – предусмотреть, чтобы наши воины могли получить возможность для волеизъявления и проголосовать как считают необходимым», - сказал он.
Говоря в целом о реформе децентрализации власти, которая состоится после проведения местных выборов, спикер парламента не спешил называть точные даты, однако заверил, что люди ее прочувствуют сразу. «До выборов они сегодня уже должны чувствовать финансовую децентрализацию», - заявил он. По его словам, законопроект о местных выборах должны внести в Раду до конца апреля. Гройсман также выразил готовность привлечь к изменению Конституции донецкую власть, но только ту, которая была избрана на выборах 2010 года, а не нынешних главарей боевиков. В качестве примера он привел избранного мэра Донецка Александра Лукьянченко. И добавил, что сам готов посетить Донецкую и Луганскую области для обсуждения вопроса децентрализации власти – но только после проведения там местных выборов в текущем году (ранее «руководители» «ДНР» приглашали Гройсмана в Донецк для обсуждения конституционной реформы – «Главком»).
В качестве наиболее главной задачи парламента, президента и Кабинета министров Гройсман ожидаемо назвал реформы и системные изменения уже в этом году. «Эффективность нашей работы даст нам ответ, каким будет 2016 год», - отметил спикер. Однако сам вынужден был признать, что пока ощутимых для населения результатов нет.
«Повышение тарифов и цен чрезвычайно болезненно, - согласился спикер. – Но этот вопрос может быть сбалансирован качественной социальной политикой государства». Как отметил Гройсман, ранее из госбюджета приходилось постоянно компенсировать стоимость энергоносителей. «А чьи это были средства? Бюджетные или людей? Поэтому необходимо обеспечить принятие таких решений, которые сбалансируют эти процессы, в том числе, увеличить до 70% ренту на добычу газа, сделать максимально открытым рынок добычи, транспортировки и продажи газа», - пояснил он. «Энергоносители, - отметил председатель ВР, - стоят столько, сколько они стоят, и то, что страна все делала в убыток, и сделало ее неконкурентоспособной и загнало в долги».
В целом, Гройсман за время часового общения с прессой признал, что нынешний парламент – не совсем такой, каким бы его хотели видеть украинцы. Мол, 100 дней – еще не тот период времени, за который можно сделать много революционных изменений. Эксперты же намекают, что в свете всех последних событий - главное для нынешних депутатов: не скатиться до уровня шестого созыва, когда «законы штамповали, как хотели».