Генномодицифицированная мажоритарка. Какие выборы готовят у Порошенко
В недрах президентской администрации зреет «запасной» вариант, который будет не иметь ничего общего с обещанными открытыми списками
Местные выборы, по предварительным раскладам, должны состояться 25 октября и до них еще, казалось бы, далеко. Но политики заранее озаботились системой, по которой они пройдут. По общему мнению, соответствующие правила с принятием нового закона нужно принять не позже этой весны, чтобы избирательные комиссии успели адаптироваться к новым условиям.
Как известно, подписанты коалиционного соглашения в разделе о местных выборах взяли обязательство внедрить пропорциональную избирательную систему с открытыми списками при сохранении мажоритарки на уровне сельских и поселковых советов. Глава Верховной Рады Владимир Гройсман уже предложил апробировать систему открытых списков на местных выборах, прежде чем перенести ее на парламентские.
Но, по большому счету, пока это только декларации – отнюдь не факт, что власть заинтересована в кардинальных изменениях. Вариантов открытых списков существует великое множество и их изобилие – хороший повод этот вопрос просто заболтать. Поэтому в недрах президентской администрации готовят «запасной» вариант, который будет отличаться от традиционной мажоритарки и при этом не иметь ничего общего с открытыми списками. Но в то же время его можно будет подать как революционное изменение.
После анонсированных изменений в Конституцию по децентрализации на места будет передано больше полномочий, но на Банковой опасаются совсем уж потерять контроль над местными советами, особенно в регионах, где нынешнюю власть традиционно не любят. Поэтому в АП, по нашей информации, под руководством первого зама главы администрации Виталия Ковальчука и бывшего зама главы АП, а ныне депутата от «Блока Порошенко» Игоря Грынива готовится схема так называемой «многомандатной мажоритарки».
-- Выход для Банковой
Суть этой системы в том, что на одном округе побеждает не один депутат, а сразу несколько – условно говоря, те, кто занял места с первого по третье. При такой системе не так обидно будет тем, кто отстал от лидера, как это часто бывает, на считанные голоса, но есть и другой нюанс – депутатами с аналогичными полномочиями могут стать и те, кто взял, условно говоря, 50 % голосов и те, кто 5 %, на одном и том же округе.
В ЦИК сторонником такой системы (в отличие от идеи открытых списков прямо здесь и сейчас) является Андрей Магера.
«Мажоритарная система с многомандатными округами предусматривает, что, например, на выборах в райсовет в каждой сельской, поселковой, городской громаде будет создан один многомандатный округ, где будут разыгрываться несколько мандатов, – объясняет Магера преимущества этой системы. – Дело в том, что по Конституции областные и районные советы представляют интересы территориальных громад сел, поселков и городов. Это означает, что их принцип формирования должен отвечать этой конституционной норме, а не быть каким-то отдельным. Например, если райсовет формируется по пропорциональной или смешанной системе, возникает вопрос – как депутат райсовета, выбранный по партийному списку, будет представлять интересы городской или районной громады? Тогда надо менять соответствующую норму Конституции».
Выгода сохранения мажоритарки, пусть и под таким соусом, для Банковой – понятна. Мажоритарщики традиционно чувствительны к пожеланиям власти, к тому же, такая система позволит разбавить прогнозируемое засилье оппозиционных сил в местных советах юго-восточных регионов.
«Это нормальная схема – она позволит представить интересы большего количества избирателей в совете и снизит накал борьбы, – считает депутат от «Блока Порошенко», экс-глава Комитета избирателей Александр Черненко, отмечая, что такая система может быть использована только на местных выборах. – Суть в том, чтоб в местных советах были представлены именно территориальные общины».
«Фронтовик» Леонид Емец, который входит в группу по разработке нового законодательства по местным выборам, уклончиво комментирует возможность многомандатной мажоритарки, обещая, что вариантов очень много и к 25-му числу группа должна выйти на какой-то общий вариант. Но напоминает, что в коалиционном соглашении прописана именно система с открытыми списками.
-- Взять и поделить
Вызывает вопрос и дележ округов в случае введения такой системы – логично будет, если в таком случае их начнут укрупнять.
«Есть два подхода к формированию многомандатных округов, – рассказывает Магера. – Первый – одинаково равное представительство депутатов от каждого многомандатного округа, независимо от количества населения этого округа. Второй – представительство депутатов в многомандатных округах, в зависимости от количества избирателей в том или ином округе. Например, в райцентре избирателей может быть больше и оттуда будет избираться в райсовет больше депутатов – 3–4, а от сельской громады только двое».
Интересно, что система многомандатной мажоритарки, которая кажется сейчас весьма экзотической, – это хорошо забытое старое. По похожей системе в Украине уже проходили местные выборы на некоторых уровнях в 1998-м году. При этом облсоветы выбирались по следующей формуле: в случае наличия в области до 15 включительно районов и городов областного значения каждый такой район и город должен быть представлен в облсовете не менее чем четырьмя депутатами, от 16 до 30 – тремя депутатами и более чем 30 – двумя депутатами. По закону 1998-го года общий состав облсовета не должен был превышать 200 человек.
Коалиционным соглашением предусмотрено уменьшение численности депутатов местных советов. По нынешнему закону состав местного совета зависит от количества жителей на этой территории: до 1 тысячи жителей – от 12 до 16 депутатов, от 1 до 3 тысяч жителей – от 16 до 20 депутатов, от 3 до 5 тысяч жителей – от 20 до 30 депутатов и так далее. Наиболее многочисленные местные советы, естественно на территориях-миллионниках: от 1 миллиона до 2 миллионов жителей – от 76 до 120 депутатов, и более двух миллионов – до 150 депутатов. По некоторым предложениям, предлагается сократить эти цифры вдвое.
-- Где осень, там и весна
В пользу многомандатной мажоритарки, в отличие от открытых списков, может говорить достаточно простая организация выборов по новой системе. Комиссиям просто надо будет фиксировать не одного победителя, а троих, в то время как многие эксперты не верят, что до осени удастся растолковать премудрости открытых списков как избирателям, так и тем, кто будет подсчитывать голоса. Даже если будет вовремя принят соответствующий закон.
Как вариант, активно проговаривается идея введения открытых списков только в крупных городах: кто-то предлагает брать планку от 300 тысяч жителей, кто-то – плясать от количества жителей наименьшего областного центра – Ужгорода. Также открытые списки планируют вводить на выборах в облсоветы, а на уровне сельсоветов и, возможно, райсоветов считается рациональным сохранить мажоритарку.
Не исключены также варианты, что выборы состоятся по старому законодательству, а также, что они вовсе будут перенесены на весну следующего года. Все чаще звучат разговоры, что перед тем, как снова призывать народ на выборы, нужно закончить анонсированную децентрализацию, дабы выбирать местные советы уже с новыми полномочиями. А только принять все необходимые для децентрализации изменения в Конституцию обещано в лучшем случае до конца года.
В любом случае, судьба местных выборов целиком и полностью в руках парламента. А представленные в нем политические силы, посмотрев на свои текущие рейтинги, могут найти массу аргументов, чтобы перенести их до лучших времен.