Первые «тушки» нового созыва
Коломойский рассчитывает, что «тушкопад» продолжится, причем не только в президентской силе
Уже мало кто помнит, откуда пошел термин «тушки» – такое ощущение, что он существовал в украинском политикуме постоянно. На самом деле, первым такого звания удостоился одиозный экс-депутат от БЮТ Игорь Рыбаков, который вышел из коалиции в 2008-м году «для улучшения жизни людей в стране» и принялся разоблачать бывших соратников. Тогда в коалиции депутатов было, что называется, «впритык», и каждый штык был на счету. И пошло-поехало – депутаты стали менять фракции и группы как перчатки, естественно, под самыми благими и государственническими лозунгами. Сам Рыбаков позже стал своеобразным коллекционером «тушек», скупая их в свою группу оптом и в розницу и торгуя их голосами с теми, кто больше предложит.
Если вспомнить, что в предыдущем созыве первые «тушки» появились в первый же день работы парламента (отец и сын Табаловы), то нынешний парламент еще долго держался. Только в феврале из фракции Радикальной партии был исключен скандальный комбат Сергей Мельничук, который тут же «нашел себя» в группе «Воля народа» олигарха Игоря Еремеева. Но до последнего времени это был единичный случай. Пока 7 апреля из фракции «Блока Порошенко» не вышло сразу четверо депутатов – Андрей Денисенко, Виталий Куприй, Александр Дубинин и Валентин Дидыч.
Из этого квартета наиболее видным и раскрученным является Денисенко, хотя именно в парламенте он пока ничем не запомнился, даже ни разу не выступив с трибуны. Активист Майдана с магической маркой «Правого сектора» под покровительством Игоря Коломойского без особого труда выиграл округ в Днепропетровске. Причем далеко не факт, что он победил бы, если бы не баллотировался от популярного на тот момент «Блока Порошенко».
Вообще в своей партийной идентификации Денисенко давно запутался. Так, он возглавлял Днепропетровскую городскую организацию «Реформы и порядок», пока
не поссорился с однопартийцами. Затем создал общественное движение ГРАД («Гражданский актив Днепропетровска»), которое под звонкими лозунгами помогало самым разным людям в решении их проблем, зачастую на ровном месте надувая PR-пузырь. В 2010 году Андрей Денисенко безуспешно баллотировался на должность мэра Днепропетровска от политической партии «За Украину!». Дальше в карьере Денисенко были «Свобода», «Правый сектор» и, наконец, «Блок Порошенко».
Так что то, что и с БПП его надолго не хватило, неудивительно. Денисенко пожаловался на сложную иерархию во фракции, «восстановление авторитаризма» и предрек БПП скорую кончину. Но главным мотивом выхода его из фракции (как и всех остальных из этого квартета) была отнюдь не невозможность самореализации.
«Последней каплей для меня, конечно, была кампания «травли» со стороны президентской команды в отношении бывшего руководства Днепропетровской государственной администрации и некоторых депутатов, как это ни парадоксально, от БПП», – честно признается Денисенко. Так уж совпало, что «последняя капля» капнула как раз в тот момент, когда государство решило прикрыть схемы Игоря Коломойского в нефтяном бизнесе и заставить «Укрнафту» платить дивиденды государству. Этот скандал был у всех на слуху и до сих пор отнюдь не разрешен, но как минимум на людях олигарх и Президент подписали мировую. Но «своих» депутатов Коломойский решил все же из президентской фракции выдернуть. Тем более что они заявили о своем желании сбежать из фракции еще до того, как конфликт был если и не прекращен, то заморожен.
Еще один перебежчик Виталий Куприй – также мажоритарщик из Днепропетровской области, прошедший в Раду от «Блока Порошенко». Он возглавлял общественную организацию «Днепродзержинский Правозащитный Союз», в свое время провел немало проектов вместе с «ГРАДом». В 2008-м году безуспешно баллотировался на пост мэра Днепродзержинска и с тех пор пытается добиться отставки городского головы Станислава Сафронова.
Куприй мгновенно вступился за команду Коломойского, когда СБУ стало расследовать производство против экс-замов днепропетровского губернатора Геннадия Корбана и Святослава Олийника. Нардеп посчитал это заказом лично Порошенко и добавил, что Президент не выполняет предвыборных обещаний: «Порошенко до сих пор продолжает обманывать украинский народ. По этим причинам я вынужден выйти из фракции «Блока Порошенко» в Верховной Раде».
Если Денисенко и Куприй активно комментировали свой выход из фракции и критиковал Порошенко и его политический проект, то два других депутата «слились» по-тихому. Хотя про каждого из них также есть что рассказать.
Так, Валентин Дидыч шел на выборы от «Блока Порошенко» в мистическом округе №40. Те, кто так хитро объединил в его составе очень разные населенные пункты, обладали большой фантазией и своеобразным юмором. От этого округа в парламент избирались такие любопытные персонажи как Павел Лазаренко и Олег Царев (дважды). Именно Цареву на прошлых выборах Дидыч и проиграл борьбу, баллотируясь от непопулярного в здешних краях «Удара». На этот раз Царев уж был далече и наблюдал за выборами из мифического «парламента Новороссии», который он «возглавляет», а сам Дидыч получил поддержку президентской силы. Но команда Коломойского подстраховалась, чтобы у ее ставленника не возникло никаких проблем еще на старте кампании, когда поменяла «под себя» главу окружкома.
Политическая карьера Дидыча стартовала на волне Оранжевой революции, после которой он стал председателем Криничанской райадминистрации, а практически закончилась в 2010 году, после избрания президентом Януковича. Потом были упомянутые неудачные выборы в 2012-м и вот теперь товарищу повезло. Дидыч быстро сориентировался, на кого нужно делать ставку, чтоб попасть под купол в Киев и во время избирательной кампании не уставал подчеркивать свое восхищение главой государства.
На обещания избирателям тоже не скупился. В результате Дидыч получил поддержку 27% голосовавших, прошел в Раду и вел тихую неприметную депутатскую жизнь. Которая закончилась 19 марта, когда парламент проголосовал за закон №2273, лишающий олигархов возможности распоряжаться госимуществом как собственным. Тут уж Дидычу пришлось определяться, кто для него главный патрон.
Последний из этой четверки – Александр Дубинин – до избрания в парламент работал председателем правления ПАО «Днепразот», подконтрольного группе «Приват». Так что здесь также все объяснимо. Сколько еще такой «агентуры Коломойского» притаилось в разных фракциях – вопрос открытый. Денисенко уже заявил о планах пополнить штыками мини-объединение «Укроп» до количества, необходимого для создания депутатской группы. А значит Коломойский рассчитывает, что «тушкопад» продолжится, причем не только в президентской силе. Вот только история показывает, что потенциальным «тушкам» вряд ли стоит рассчитывать на светлое политическое будущее после таких конъюнктурных шагов.
«Политическое будущее депутатов-перебежчиков выглядит достаточно печальным,
– комментирует перспективы дальнейшей политической карьеры
парламентских «тушек» политолог Вадим Карасев. – Новая волна перебежчиков в Верховной Раде вряд ли сделала это по политическим мотивам или после глубоких консультаций с избирателями. Рейтинги Петра Порошенко и его политической силы в Днепропетровской области являются самыми высокими, поэтому депутатам выходить из его фракции нет никакой электоральной логики. Очевидно, это больше демонстрирует их зависимость от олигархической группы, которая в то время была в острой стадии конфликта с Президентом.
Политолог говорит, что теперь этим депутатам придется как-то объяснять избирателям свой выход из пропрезидентской фракции, в которой еще месяц назад их все устраивало: «Причем, олигарх с Президентом еще могут помириться, а вот депутатов обратно во фракцию не примут, да и другие нормальные фракции не приветствуют тушек в своих рядах. Конечно, депутатам-перебежчикам будет чрезвычайно трудно и даже невозможно избраться на том же округе в следующий раз. Хотя в цивилизованных странах в таких случаях парламентарии сдают мандат».
Но это, к сожалению, пока не в украинских традициях.