Яценюк исполнит мечту Клименко?
Кабмин хочет, чтобы табачные компании сами решали, сколько платить государству
Кабинет министров решил провести революцию в табачной сфере – а конкретно в том, что касается уплаты акцизов табачными компаниями. Правительство планирует принять постановление «О реализации пилотного проекта по внедрению электронной системы контроля над уплатой акцизного налога с табачных изделий в режиме реального времени». Его уже рассмотрели на правительственном комитете, где оно не вызвало замечаний.
Как известно, сейчас табачники традиционно закупают акцизные марки у государства и наклеивают их на сигаретные пачки. Но у Яценюка считают такой подход вчерашним днем и лоббируют введение электронной системы – премьер еще год назад заявил о планах перевести учет подакцизной продукции исключительно в электронную форму и дал соответствующее поручение руководителю Налоговой. Таким образом, в Кабмине планируют удешевить процесс, усилить контроль государства за оборотом подакцизной продукции и снизить уровень нелегальной торговли. Вроде бы намерения благие, но на деле все может выйти с точностью до наоборот – рынок только еще больше уйдет в тень, а табачники получат дополнительные барыши в обход бюджета.
Итак, что же задумали в Кабмине на смену существующей системы? Речь идет о внедрении так называемого метода двухмерных штрих-кодов, основанного на использовании уникального зашифрованного 12-значного символа. В коде, который наносится на каждую пачку обычной типографской краской с помощью обычного лазерного принтера прямо на производстве, зашифрована информация о месте производства, номере механизма, дате и времени производства и торговой марке. Также благодаря этой технологии можно самостоятельно проверить легальность товара через интернет, вбив на специальном сайте код, размещенный на пачке.
Технология носит название Codentify и запатентована знаменитым табачным гигантом «Филипп Моррис». Сейчас украинский филиал «Филипп Моррис» экспериментирует с кодами на украинском рынке, используя их как внутреннюю систему идентификации. И по замыслу правительства, эту технологию решено сделать единственно действующей в государстве, постепенно избавившись от традиционных акцизных марок.
Есть, правда, один важный нюанс: новая электронная технология, внедрение которой лоббируют сами же производители табака, – отличный вариант для них, чтобы скрыть истинные масштабы производства и сэкономить на уплате акцизов. Ведь получается, что компания-производитель сама же управляет контролем производства собственного продукта – то есть государство верит табачникам на слово. По идее, нужно создавать специальный орган, который будет контролировать этот процесс, но об этих планах Кабмина пока ничего не слышно. Главное – ввести быстрее в действие новую систему.
Одна из основных «дыр» в системе Codentify заключается в том, что один легальный код можно нанести хоть на миллион пачек контрафактных сигарет, причем после этого нельзя будет определить, какая же из этих пачек является контрафактной, а какая – легальной. Никакая экспертиза не поможет, поскольку код не имеет никаких элементов защиты. К тому же, система не сохраняет коды маркированной продукции и поэтому просто не может быть использована как система контроля за оборотом подакцизных товаров.
Использование Codentify вызывает вопросы и в юридической плоскости, входя в противоречие с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Конвенция требует, чтобы каждая страна-участник создала национальную систему отслеживания и контроля за передвижением табачных изделий и главное – предусматривает, что с целью обеспечения объективности таких систем они не могут создаваться и (или) эксплуатироваться производителями табачных изделий. А в данном случае мы имеем дело с системой, за созданием которой стояли именно табачники, и которую они будут полностью контролировать. Кстати, противоречит это и украинским законам.
Показательно, что «большая четверка» (Philip Morris, Japan Tobacco International, British American Tobacco, Imperial Tobacco), чтобы не ассоциироваться с Codentify непосредственно, создала Ассоциацию цифрового кодирования и отслеживания товаров (АЦКОТ), на которую и возложила задачу продвижения технологии на международном уровне. Причем эксперты отмечают, что после того как эта затея табачников провалилась в цивилизованных странах, они переключились на государства послабее, где чиновники падки на коррупционные соблазны.
Пока технология буквенно-цифровых кодов применялась лишь в табачной отрасли Швейцарии, но еще ни одна страна мира не додумалась использовать ее для контроля за оплатой акциза. В этом отношении Украина может стать пионером. Решение Кабмина о внедрении Codentify фактически приведет к тому, что производители табака будут самостоятельно насчитывать себе акцизный налог, в то время как фискалы будут иметь очень приблизительное представление о реальности этих цифр. Проконтролировать объемы реально произведенной продукции будет просто невозможно, поскольку базы данных кодов Codentify просто не существует. Соответственно, никто не сможет гарантировать, что на табачных фабриках не будет производиться «левый» товар.
Депутат от «Блока Порошенко» Оксана Продан уверяет, что электронная марка вводится в качестве эксперимента одновременно с действующей бумажной, поэтому на данном этапе никаких дополнительных потерь для бюджета быть не должно: «Как будет работать электронная марка автономно, сможет ли она быть обеспечена в рознице или будет использоваться только в опте – вопрос времени и опыта ее использования».
То есть пока полного понимания того, как будет работать новый механизм, нет.
«Конечно, электронное кодирование – это хорошо, но другой вопрос, насколько сами производители будут добросовестно маркировать свои товары и не останется ли место для контрабандного товара», – говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Руководитель Центра рыночных реформ Владимир Лановой также отмечает, что в данном случае очень важен вопрос качества и технического уровня контроля. Но пока ответов на эти вопросы нет.
Во всей этой истории может пострадать и так потускневший имидж премьера, которого необоснованно заподозрят в лоббировании интересов табачников. Во всяком случае, такое откровенное подыгрывание транснациональным корпорациям и, по сути, передача им контроля за уплатой акцизов вызывает массу логичных вопросов.
Интересно, что о введении Codentify говорил еще во времена прошлой власти такой «изобретатель и рационализатор» как тогдашний главный налоговик как Александр Клименко, которого трудно заподозрить в искренности желаний сделать рынок максимально прозрачным. С его грандиозными планами, как помним, не сложилось, но теперь их воплощает в жизнь нынешний Кабмин.
«Альтернатива нынешним акцизным маркам может быть такая – либо лепится марка, которая содержит всю информацию о товаре, либо вот эти непонятные кодировки, которые непонятно в каких статистических регистрах будут храниться, – рассуждает экс-министр экономики Сергей Терехин. – Какие еще 12-значные символы? Наверно, это сделано для того, чтобы какой-то субподрядчик ставил эти цифры и буквы на пачку или продавал технологию, как их ставить. Но где регламент этого «проставления», кто будет его контролировать? Не с той стороны у нас начали борьбу с налоговыми уклонениями».
Действительно, вариант с QR-кодом на акцизной марке, который может считать любой пользователь смартфона, видится куда более логичным, чем загадочные 12-значные коды.
Член парламентского налогового комитета «фронтовик» Александр Кирш также признает, что новая система, если она будет введена, создаст лишние поводы для злоупотреблений: «Я не думаю, что это постановление будет серьезным ударом по контрабанде – кто захочет, будет обходить закон и дальше. В отношении контроля за уплатой акциза, то в правительстве только делают вид, что борются с контрабандой, а предприниматели делают вид, что этого очень боятся. Честные производители не заинтересованы, а нечестные – наоборот заинтересованы в том, чтобы самостоятельно наносить эти коды».
Конечно, «электрификация» всего и вся – это неминуемое требование времени, а модернизация контроля за уплатой акцизного налога давно назрела. Так, если верить Минфину, общий объем нелегальной подакцизной продукции составляет более 40%, из-за чего бюджет ежегодно недополучает миллиарды. Но при этом надо все же различать полезные инициативы от откровенно лоббистских, которые могут еще более истощить госказну. Не надо забывать и о том, у нас сейчас не контролируются километры украино-российской границы и через это безразмерную дыру в страну ввозится и вывозится непонятно что. И в таких условиях не лучшее время принимать новые правила игры, которые только упростят жизнь контрабандистам.