Кадры решает кто? Как в Украине имитируют реформу госслужбы
Кабмин, естественно, не хочет терять рычаги в кадровых назначениях, но нужна хотя бы имитация обещанной Западу реформы…
По линии Президент-премьер намечается новое противостояние, поводом к которому станет подготовка ко второму чтению уже нашумевшего закона о госслужбе. По информации «Главкома», в Кабмине были изначально недовольны проектом, подготовленным в Национальном агентстве по вопросам государственной службы. Поэтому у Яценюка, перед подачей законопроекта в парламент внесли некоторые правки в свою пользу, хотя премьер все равно остался недоволен окончательным вариантом. Очевидно, что свои правки теперь захотят внести и президентские юристы. Учитывая, что в подготовке закона также принимают участие многочисленные эксперты и общественники, эпопея обещает быть жаркой.
На прошлой неделе закончился сбор многочисленных поправок ко второму чтению и в среду на заседании комитета по государственному строительству, региональной политике и местному самоуправлению их будут «сводить» воедино. Глава комитета Сергей Власенко предрекает бурные дискуссии вокруг одного из ключевых законопроектов, который должен существенно изменить механизм государственной махины.
Глава Нацагентства по вопросам госслужбы Константин Ващенко в начале года рассказывал «Главкому», как в многомесячной работе над законом объединились экспертное и научное сообщество, институты гражданского общества и прогрессивное человечество из-за рубежа. Также удалось заручиться поддержкой специальной программы ЕС SIGMA, которая занимается вопросами реформы госуправления. В результате и был разработан законопроект, который подали в Кабмин.
Главной новацией законопроекта стало разграничение административных и политических должностей – при каждом министерстве, помимо министра, появится госсекретарь, срок работы которого не будет зависеть от смены политических ветров. Также все должности государственной службы должны будут замещаться на основе конкурсного отбора – госслужащие будут назначаться по решению конкурсной комиссии, которая формируется на паритетной основе Президентом, правительством, парламентом, главой Антикоррупционного бюро, представителей объединений профсоюзов и работодателей, общественных организаций, научных институтов и неких экспертных организаций. Эта комиссия проводит конкурс на замещение вакансий госслужащих категории «А» (высший корпус госслужбы), по категориям «Б» (руководители подразделений) и «В» (все остальные) – другие комиссии, которые формируют руководители госслужбы госоргана высшего уровня. Конкурсы на посты глав местных госадминистраций и их заместителей будет проводить комиссия, созданная Администрацией Президента. По идее, такая система отбора должна сделать невозможной систему, при которой руководитель может назначать себе по блату замами пачки родственников или сотрудников своей фирмы.
«Конституцией определено, что назначения проводит Кабинет министров, просто отбор на посты всех государственных служащих должен проходить на конкурсной основе, – отмечает участвовавший в разработке проекта эксперт-правовед Игорь Колиушко. – Теперь сложнее будет назначать своих кумовьев, сватов, друзей, политических соратников, распределять должности между партиями. Кстати, Кабинет министров четыре месяца не хотел вносить этот законопроект в Раду, хотя он был полностью готов, и нужно было серьезно вмешаться общественности и народным депутатам, чтобы они это сделали».
Действительно, в аппарате Рады законопроект был зарегистрирован лишь 30 марта, после того как, по словам министра Кабинета министров Анны Онищенко, прошел необходимые согласования в Минюсте, Секретариате Кабмина и других ведомствах. Такое долгое «согласование» можно объяснить тем, что Кабмин, естественно, не хочет терять рычаги в кадровых назначениях. Но проведение реформы госслужбы записано в коалиционном соглашении плюс это является требованием Запада, который даже частично профинансирует реформу. Так что совсем уж затягивать с ней не получится, нужна хотя бы имитация деятельности.
С момента регистрации законопроекта № 2490 в парламенте прошло три недели – 23 апреля законопроект был принят в первом чтении. Причем решающее голосование было «горловым» – аккурат 226 голосов. Спикер Владимир Гройсман несчетное количество раз ставил на вопрос о его возвращении в повестку, сгонял депутатов в зал и, в итоге, добился своего, пообещав, что ко второму чтению документ будет существенно доработан.
«То, что этот законопроект не набирает достаточного количества голосов – это сопротивление госслужбы к реформированию», – заявил тогда глава фракции «Самопомочи» Олег Березюк. А «радикал» Игорь Попов предположил, что депутаты переживают за свой стаж госслужащих и за своих помощников-консультантов, которые теперь потеряют такой статус.
Нардепы объясняют такую слабую явку именно в тот день, когда рассматривался проект о госслужбе, оригинально: просто кто-то из них уехал в составе делегации ПАСЕ в Страсбург, кто-то – на бой Владимира Кличко, а кто-то – на матч «Фиорентины» и «Динамо». Может, так совпало, но о том, что система будет бороться до последнего, свидетельствует тот факт, что из Кабмина в Раду документ попал слегка видоизмененным. Причем это «слегка» как раз в пользу правительства. Если в разработанном Нацагентством законопроекте в 17-й статье указано, что полномочия руководителя госслужбы в Секретариате Кабмина осуществляет Госсекретарь, то в варианте Кабмина в той же статье – Министр Кабинета министров. Соответственно куратор госслужбы в правительстве в кабминовском проекте вынесен из числа госслужащих категории «А», которые должны назначаться конкурсной комиссией. Получается парадокс – главным по госслужбе в Кабмине после всех новаций все равно будет политик – министр, подчиняющийся премьеру. Какой же тогда смысл в этих танцах с бубном?
«Законопроект предусматривает ликвидацию поста министра Кабинета министров, но в правительственном проекте снова ее протянули, – признает «радикал» Игорь Попов, который хоть и не входит в профильный комитет, но при Януковиче работал первым замом Нацагентства по вопросам госслужбы, и уже подал 14 поправок к правительственному законопроекту. – В поправках хотят снова сделать его Госсекретарем, а не политиком. Такой же спор по уполномоченному Верховной Рады по правам человека – при первом чтении это был госслужащий, а предлагается сделать эту должность политической».
Также несколько смягчена в правительственном варианте 15-я статья о полномочиях комиссии. Если в проекте, разработанном Нацагентством, было указано, что субъект назначения обязан назначить одного из определенных комиссией кандидатов, то теперь он лишь «рассматривает предложения». В случае мотивированного отказа (кто будет определять степень мотивированности?) проводится повторный конкурс.
Много вопросов по содержанию проекта и у главы комитета по госстроительству Сергея Власенко из «Батькивщины»: «Если раньше все кричали, что у нас дуализм власти на уровне президент-премьер, то сейчас мы создаем дуализм на уровне министр-госсекретарь. Эта идея должна работать в нормальном обществе, но, к сожалению, не у нас. Госсекретарь концентрирует в своих руках больше половины административных полномочий внутри министерства – он использует финансы министерства, принимает на работу, объявляет конкурсы по категориям «Б» и «В». То есть сотрудники министерства частично будут ориентироваться на министра и частично на госсекретаря. Эту идею Медведчука мы уже видели в 2002-м году, когда при сильной президентской вертикали были госсекретари».
И это, по словам Власенко, не единственные неувязки в законопроекте: «Конечно, новый закон о госслужбе необходим, потому что она не может функционировать как раньше, но при этом мы не должны принимать очевидную глупость. Например, назначения чиновников категории «А» у нас осуществляет госкомиссия, но только кроме Администрации Президента, где есть своя комиссия. Например, концептуально записано, что госслужба – это, по сути, только исполнительная власть, но при этом в законе почему-то появляется Администрация Президента, причем советники, помощники президента, его пресс-секретарь не могут быть госслужащими. Например, в законе говорится, что результаты конкурса можно обжаловать, а назначение происходит только после окончания обжалования. Так любой конкурс можно год обжаловать при желании!»
Игорь Попов считает, что правительству, по большому счету, должно быть все равно, какой закон о госслужбе будет принят, по одной простой причине – этот состав Кабмина вряд ли продолжит работать в 2016-м году, когда новая система кадровых назначений придет в действие: «А вот Президенту большой привет – законом предусматривается более прозрачная процедура назначения глав районных и областных госадминистраций. В связи с этим я прогнозирую определенное сопротивление и есть большой риск, что закон просто не наберет 226 голосов».
Пока же в помощь профильному комитету создается рабочая группа, которая обработает и обсудит все полученные поправки. «Чувствую, что будет большая дискуссия по этому законопроекту и мы будем рассматривать каждую поправку», – уверен Власенко.
Насколько затянется этот процесс при таком различии интересов разных сторон, и когда окончательный вариант закона, который затронет весь чиновничий аппарат, попадет в парламент, можно только догадываться.