Дефолт или не дефолт, вот в чем вопрос!
Правительство решило испытать нервы частных кредиторов Украины. К чему это может привести?
Итак, Украина зависла на краю дефолта или, наоборот, отошла от этого обрыва. Оба суждения являются справедливыми, потому что правительство Яценюка решило испытать нервы частных кредиторов, являющихся держателями внешнего государственного долга Украины. Но к чему это может привести, никто сказать наверняка не сможет. Чиновники политкорректно называют своей целью реструктуризацию долговых обязательств, хотя в реальности они стремятся «списать» обязательства на сумму 15 млрд долларов, а если еще понятнее – чтобы Украине «простили» долги на эту сумму.
Называя Януковича главным виновником огромного государственного долга страны, Яценюк скромно умалчивает о роли нынешней власти и личных заслугах в том, что Украина тонет в долговой яме. Ведь именно благодаря правительству и Нацбанку гривна была буквально обвалена, что резко ухудшило параметры внешнего долга, поставив страну на грань дефолта.
Тем не менее, рискованная игра, затеянная правительством Яценюка, возможно, оправдана, но только с одной стороны. Поскольку, с другой стороны, если кредиторы не пойдут на попятную, и дефолт станет реальностью, это приведет последствиям для страны и граждан.
Операция была проведена молниеносно 19 мая. В ночь на вторник премьер и президент окончательно согласовали пакет из двух законопроектов. Уже Кабмин неожиданно для большинства депутатов коалиции внес в Верховную Раду, а затем почти мгновенно, по сокращенной процедуре, согласовав со спикером Рады Гройсманом, провел через парламент два законопроекта.
В первом чтении и в целом 256 голосами народных депутатов был принят правительственный законопроект №2898 «Об особенностях совершения сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом». Также в первом чтении и в целом 234 голосами был принят связанный с предыдущим законопроект №2899 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины в связи с принятием закона Украины «Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом».
Если очень кратко, то принятые нормативы дают правительству право в любой момент останавливать выплаты по внешнему государственному и гарантированному государством долгу, объявив так называемый мораторий на выплаты. Исключением из моратория станут только долговые обязательства перед МВФ, Мировым банком, ЕБРР, другими международными донорами. Также под мораторий не попадут долги государственных банков и «Укрзалізниці». Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время представления законопроектов в парламенте, речь идет только о частных кредиторах, которые являются держателями внешнего государственного долга Украины.
Глава правительства подчеркнул, что брать новые долги для погашения старых правительство более не намерено, поскольку нечем расплачиваться по уже существующими долговыми обязательствам. Правда, Яценюк не пояснил, как это заявление соотносится с действиями правительства, которое, на пару с Нацбанком, берет у МВФ кредит, в том числе, для расчетов по предыдущим долгам перед тем же МВФ.
-- Чего натворили и кто виноват?
Принятие парламентом указанных нормативов сопровождалось патетическими речами Яценюка. Выступая в парламенте, он заявил, что для выполнения своих долговых обязательств Украина до конца года должна будет потратить на обслуживание государственного долга около 90 млрд гривен, а всего общий объем платежей по внешним и внутренним долгам за ближайших 4 года составит порядка 47 млрд долларов, из которых около 30 млрд долларов составляют внешние долги и эквивалент примерно 17 млрд долларов – внутренние обязательства государства. Общий объем госдолга в настоящий момент, по словам Яценюка, равен примерно 70 млрд долларов, из которых долги в размере около 40 млрд долларов были сформированы по времена правления беглого Януковича.
Яценюк поведал также о том, что указанные 90 млрд гривен на обслуживание долговых обязательств в 2015 году составляют примерно 5% ВВП, и в то же время, такая же сумма в бюджете-2015 предусмотрена на всю национальную безопасность и оборону страны, причем в военное время.
Принятию решения о предоставлении правительству права вводить мораторий на обслуживание долгов перед частными кредиторами также предшествовало заявление министра финансов Натальи Яресько. Известно, что именно она является главным переговорщиком с кредиторами о реструктуризации долгов. В последнее время в СМИ неоднократно появлялась информация о том, что западные держатели украинских долговых обязательств при соучастии Москвы заняли непримиримую позицию, и миссия статс-дамы из правительства является, мягко говоря, не очень успешной. По сравнению со спичами Яценюка, высказывания Яресько были намного более осторожными.
В интервью немецкому изданию Handelsblatt она признала: переговоры о реструктуризации долгов идут «сложнее, чем ожидалось». Наталья Яресько призвала кредиторов Украины как можно скорее достичь компромисса по этому вопросу. Вместе с тем, министр исключила вероятность того, что переговоры могут провалиться, и подчеркнула: «Национальное банкротство не является опцией».
http://fakty.ictv.ua/public/swfobject/zl_player.swf
Несколько ранее Яресько обратила внимание на тот факт, что если в 2014 году расходы бюджета на обслуживание госдолга составили 11% ВВП, то в апреле 2015 года внешний долг хоть и уменьшился в абсолютных величинах на 20%, но из-за обвальной девальвации гривны, расходы на обслуживания госдолга достигают 13% ВВП, что крайне опасно.
-- Что это такое и к чему может привести
Вопрос о реструктуризации долгов поднимается уже не первый раз. Еще в 2014 году лидер партии «Батьківщина» и одноименной парламентской фракции Юлия Тимошенко подавала в парламент соответствующий законопроект, но тогда ее инициативы были названы популизмом. Но представляется, что проблема состояла не столько в популизме Юлии Владимировны, сколько неадекватной позиции МВФ, а также в несамостоятельности Украины и правительства Яценюка.
Долгое время МВФ буквально запрещал Украине вести любые разговоры о реструктуризации долгов, а точнее об их списании. Это послужило одной из решающих причин неуступчивости кредиторов. Но со временем МВФ и другие международные финансовые организации поменяли свое мнение. Как бы там ни было, в качестве важнейшего условия предоставления Украине Международным валютным фондом кредита EFF на общую сумму 17,5 млрд долларов было выдвинуто требование обязательно реструктуризировать долг на сумму примерно 15 млрд долларов.
Эта сумма реструктуризации, проще говоря, «прощения» долгов была названа главой МВФ Кристин Лагард в качестве важнейшей составной части общего пакета. Кроме указанной реструктуризации и собственно кредита в 17,5 млрд долларов, в этот пакет также должны войти более 7 млрд долларов финансирования на двусторонней основе со стороны государств-партнеров и различных международных финансовых институций. Правда, с последним пока тоже проблемы, что наглядно продемонстрировала широко распиаренная донорская конференция, проходившая в конце апреля 2015 года в Киеве.
Напомним, что результаты конференции оказались более чем скромными, если их вообще можно назвать результатами. Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан заявил, что ЕС вроде бы готов предоставить 1,8 млрд евро в виде макрофинансовой помощи, но при условии борьбы с коррупцией в Украине, проведения децентрализации и реформы системы правосудия. Еще 1,4 млрд евро пообещала выделить Германия. Но из этих денег лишь часть будет выделена в виде наличных средств. Все остальное будет в виде кредитов, гарантий, грантов на проведение реформ. Еще 2 млрд долларов обещают США, но опять-таки в виде гарантий под проекты. Также Запад пообещал выделить некоторые, но крайне малые суммы денег: Канада подбросит 50 млн долларов на гуманитарные вопросы, Норвегия - 35 млн евро на проведение реформ, а Евросоюз – 110 млн евро на развитие.
Но хуже всего дело обстоит, прежде всего, с реструктуризацией долгов, поскольку кредиторы продолжают занимать крайне несговорчивую позицию, а МВФ и прочие финансовые институции ограничиваются лишь заявлениями, но реальной помощи в работе с кредиторами не оказывают. В то же время, если списание долгов не произойдет, а МВФ не выделит следующий транш, последствия для Украины сложно предсказать.
В правительстве уверяют, что данное новоиспеченным законом право ввести мораторий на выплату госдолга является только инструментом для принуждения кредиторов к переговорам. К такому шагу якобы толкает крайне неуступчивая позиция держателей госдолга, но не факт, что мораторий будет применен в реальности, то есть обслуживание долгов будет остановлено. Приятые законы – это, своего рода, дубинка для острастки несговорчивых, висящее на видном месте хрестоматийное ружье, которое может выстрелить, но лучше, чтобы стрелять не пришлось.
Это «ружье» должно заставить кредиторов прийти к осознанию того, Украина – это даже не Греция с ее астрономическими долгами, причем Грецию спасают всей Европой, но особых успехов в этом пока не наблюдается. Украина находится в состоянии реальной войны с империалистическим агрессором, который по военной мощи превосходит все страны Европы, вместе взятые, и противостоять которому на равных могут разве только такие сверхдержавы, как США и Китай. В заявлении Кабмина отмечено, что сейчас Украина (уже в который раз в своей истории! ) закрывает собой Европу, и надо отдать должное, что это справедливое утверждение.
Экономить уже тоже не на чем, поскольку все государственные расходы, включая социальные, сжаты до предела. Международные финансовые институты и частные кредиторы обязаны пойти навстречу и помочь Украине, ибо геополитические последствия краха нашей страны предсказать крайне трудно. Следует согласиться с тем, что вопрос ставится совершенно правильно!
Долговая нагрузка на Украину является непомерной. В 2014 году Украина получила в долг порядка 9 млрд долларов, отдать пришлось около 14 млрд долларов. В 2015 году перспективы еще хуже: при ожидаемом поступлении около 8 млрд долларов, отдавать придется 16 млрд долларов. Если сейчас не списать долги, то бюджеты следующих годов балансировать будет просто нечем.
В СМИ попадала информация о том, что кредиторы – а это, прежде всего, частные американские хедж-фонды, в первую очередь, Franklin Templeton, а также PIMCO, Blackrock, Fidelity и Stone Harbor, которые суммарно контролируют более 50% задолженности перед рыночными кредиторами – согласны на реструктуризацию в виде пролонгации погашения долгов примерно на 10 лет. Это было бы несложно сделать и забыть на время о долгах, но это есть не что иное, как «откладывание на потом» проблемы, которая вскоре опять вернется с новой силой.
Поэтому правительство совершенно справедливо ставит вопрос о так называемом hair cut, дословно – об «обрезании волос», иными словами – о списании долгов на указанную сумму «15 ярдов».
Другое дело, что легитимность внутренних украинских законов является крайне сомнительной в применении к внешним долговым обязательствам, подпадающим под действие международных правовых норм.
-- Рука Москвы и деградация совести
Принятые нормы, повторим, задевают интересы, прежде всего, американских кредиторов, но (гео)политические и экономические дивиденды из этого попытается извлечь, в первую очередь, Москва, которой Украина должна относительно небольшую сумму в размере 3 млрд долларов, а срок возврата этого долга истекает в конце 2015 года.
Напомним, что в 2013 году под конец «царствования» Януковича российский Фонд национального благосостояния выкупил выпущенные тогдашним правительством Украины ОВГЗ на сумму 3 млрд долларов. Теперь Москва однозначно отказывается от реструктуризации.
Это создает проблемы с реструктуризацией как таковой. Поскольку если полностью и в срок выплатить долг исключительно Москве, то того же потребуют остальные кредиторы. Если же сейчас отказаться от его выплаты, то Москва однозначно и незамедлительно поставит вопрос о дефолте Украины, и тогда дефолт из «управляемого», инициируемого правительством перерастет в «неуправляемый», инициируемый агрессором.
Но этот долг не следовало включать в список реструктуризируемых, и вообще его можно было бы не платить на вполне законных основаниях. МВФ, который требует реструктуризировать долги для продолжения кредитования, рассматривает российский Фонд национального благосостояния, выдавший заем, как орган государственного управления. Из этого следует, что этот долг является официальным, и его вообще не следовало включать в перечень реструктуризируемых. Не думается, что в Министерстве финансов, да еще под руководством бывшей гражданки США Яресько, этого не знали, а потому факт такого включения вызывает вопросы, о чем далее. Но если бы российский долг был исключен из перечня реструктуризируемых, это могло бы сократить общую сумму подлежащих реструктуризации долгов не только на 3 млрд долларов долга перед Фондом благосостояния, но еще и на 1,1 млрд долларов гарантированных правительством Украины кредитов.
Главным же основанием для отказа от обслуживания долгов перед Россией должны служить аннексия Крыма и агрессия Москвы на Донбассе. В результате захвата Крыма, Украина потеряла не только значительную часть территории, но также понесла огромные материальные и финансовые потери. Речь идет, например, о портах, природных угодьях и ресурсах, в частности, об Азово-Черноморском нефтегазовом шельфе и уже действующих предприятиях по добыче углеводородов, о промышленных и аграрных предприятиях, рекреационных объектах, об объектах недвижимости и многом другом.
Ущерб, нанесенный Украине, аннексией оценивается в сотни миллиардов долларов, о чем неоднократно заявлял премьер Яценюк. По его словам, правительство тщательно документирует размеры ущерба с целью подачи в международные суды. Причем говорилось все это уже более года назад, как только Яценюк впервые стал премьером.
То же самое можно сказать и об агрессии Москвы на Донбассе, ущерб от которой трудно поддается исчислению.
Вместе с тем, прошло уже больше года, но никаких исков в международные суды от имени Украины к России нет, и непонятно, будут ли они когда-нибудь поданы вообще. Наличие хотя бы таких исков позволило бы на полном основании ставить вопрос об отказе от выполнения долговых обязательств перед российскими структурами.
Исключение Москвы из списка кредиторов также позволило бы существенно усилить позиции страны на переговорах с другими держателями украинских долговых обязательств.
-- Если завтра дефолт
Какими будут последствия принятого моратория, если кредиторы на уговоры и угрозы правительства Украины не поведутся, и этот мораторий вдруг придется релаьно объявлять. Ведь сколько ни играй иностранным словом «мораторий», его объявление соответствует другому иностранному слову – «дефолт».
В правительстве всячески успокаивают: дескать, лучше момента для реструктуризации долгов и придумать трудно, поскольку на внешние рынки заимствований Украина выходить пока не собирается. И то верно – на этих рынках нашему правительству сейчас никто взаймы не даст ни цента, а если вдруг даст, то под огромнейшие проценты!
Премьер Яценюк прямо с трибуны парламента, мягко говоря, не очень убедительно заявил, что «эта долговая операция не имеет никакого отрицательного влияния ни на украинские банки, ни на валютный курс», а «доверие кредиторов к Украине от этого только увеличится, поскольку экономика Украины будет здоровее...
Несмотря на подобные увещевания, возможный дефолт несет огромнейшие внешние и внутренние риски, как для страны, так и для граждан.
Если говорить о внешних рисках, то кроме упомянутого отсутствия доступа Украины к международным рынкам капиталов в течение определенного времени, объявление дефолта чревато тем, что на зарубежную собственность Украины может быть наложен арест, в международных судах начнут возбуждаться дела о банкротстве, государственные банковские учреждения, в частности Укрэксимбанк или Ощадбанк, могут потерять возможность осуществлять международные платежи. Имущество государственных компаний, например самолеты концерна «Антонов» также могут попасть под арест, что нанесет непоправимый урон предприятиям и целым отраслям.
Есть еще недвижимость Украины за рубежом, вагоны «Укрзалізниці» и т.д. И уж можно быть уверенным, что Москва сильно постарается, чтобы все это было парализовано арестами за долги!
Кроме того, объявление дефолта ведет к автоматическому прекращению сотрудничества с МВФ до урегулирования отношений с кредиторами. А без следующих траншей МВФ ситуация в стране может стать неуправляемой.
Кроме того, даже в Кабмине признают, что последствием дефолта может стать паника на валютном рынке страны, которая может быть подпитана Москвой и промосковскими элементами. Это совершенно справедливо, но не следует здесь во всем винить только страну-агрессора.
Также будет спровоцировано массовое бегство капиталов из страны, прежде всего, вывод средств олигархами по разным схемам. Следующим последствием станет дальнейший виток инфляции. Дефолт повлечет новый рост цен, прежде всего, на продукты питания и товары первой необходимости, а также рост и без того огромных тарифов на коммунальные услуги, которые правительство Яценюка очень «мудро» привязало к валютной стоимости газа, а соответственно, к курсу доллара.