Нейтрализация Яроша. Как власть решает проблему «Правого сектора»
Порошенко удалось втянуть ультраправых в непривычные для них кулуарные игрища. Лишь бы не буянили…
Когда власть и Правый сектор едва ли не открыто конфликтовали (история с блокированием базы Правого сектора, волнения на Банковой) многие недоброжелатели, особенно из России, потирали руки. Мол, вооруженные добровольцы неминуемо вступив в конфликт с Банковой, откроют в Украине внутренний фронт и все закачается…
Конечно, такая опасность отнюдь не миновала, но у сторон хватило ума и выдержки не доводить противостояние до совсем уж опасных форм. Лидер Правого сектора Дмитрий Ярош поговорил и с Президентом Петром Порошенко, который заверил того, что Добровольческий украинский корпус (ДУК) не планируется разоружать, и с главой Генштаба Виктором Муженко, с которым они обсудили интеграцию ДУКа в Вооруженные силы.
Также Ярош выдвинул определенные условия. Он сделал их публичными, опубликовав на своей странице в Facebook: «Единственным приемлемым вариантом для нас, особенно после откровенных провокаций властных агентов Московской империи, является принятие Верховной Радой закона о Добровольческом украинском корпусе (о чем, кстати, уже были договоренности). Все другие варианты – это игрища врагов Украины, с целью уничтожить добровольческое движение и открыть путь для очередного наступления российско-террористических войск и потери государственности… Призываем все патриотические силы максимально усилить давление на Петра Порошенко и Верховную Раду, чтобы добиться скорейшего принятия Закона о Добровольческом Украинском Корпусе».
Из недр «Правого сектора» даже появился собственный законопроект о ДУКе, который они разместили на своем сайте и подали в Верховную Раду – проект № 2851 авторства нардепа Дмитрия Яроша был зарегистрирован в парламенте 14 мая. Слова Яроша о необходимости принятии этого закона звучат весьма категорично, но пока приходится констатировать, что в Раде просто нет политической воли для этого. Умиротворив – пока что – «Правый сектор», власть, контролирующая крупнейшие фракции парламента, не спешит легализовать его на его же условиях, придумывая для этого различные отговорки.
«Никакой закон про ДУК принят не будет, как не будет отдельных законов про «Айдар» и других, – говорит один из видных представителей парламентского большинства, который плотно занимается вопросами законодательного обеспечения национальной безопасности и обороны. Источник попросил не называть его фамилии, чтобы не портить отношения с «побратимами». «Пусть идут в армию, как все», - подытожил он, коротко и ясно сформулировав то, как власть видит решение проблемы «провосеков».
По сути, на данный момент «правосекторский» ДУК – единственная нелагализованная крупная вооруженная группировка, которая явно мозолит глаза Банковой. «Минск-2» предполагает разоружение всех незаконных групп, а правовой статус ДУКа на данный момент, мягко говоря, неясен. В Правом секторе согласны с тем, что ДУК будет подчиняться Минобороны, но не желают индивидуально входить в состав Вооруженных сил, ссылаясь на то, что это нарушит боеспособность корпуса. ДУК, если судить по поданному законопроекту, рассчитывает на максимальную автономию – в том числе, законопроект включает такой пункт, что «доброволец не несет ответственности за невыполнение приказов, которые направлены на ослабление обороноспособности Украины, ее государственной безопасности, на непротивление вооруженной агрессии, в том числе приказов относительно сложения оружия и сдачи в плен». То есть фактически ДУК оставляет за собой право трактовать приказы Генштаба и не несет ответственности за их невыполнение. При этом корпус рассчитывает на средства и вооружение от государства, оставляя за собой право на поиск стороннего финансирования – пожертвований, средств, полученных от исполнения договоров и других средств, полученных законным способом. Командир корпуса назначается Президентом, но по результатам рейтингового голосования командиров запасных батальонов самого же ДУК.
«Насколько я помню, ДУК состоит не только из «Правого сектора», но и из других людей, – говорит депутат от «Народного фронта» «айдаровец» Игорь Лапин. – Они хотят одним корпусом зайти в Минобороны, чтобы им не присылали придурков в руководство и тому подобное. К сожалению, сейчас это единственное подразделение, которое может себе это позволить. Они воюют, в основном, с помощью трофеев, но должны откуда-то брать оружие, значит, должны куда-то влиться. Или же они как партизаны едут на территорию, неконтролируемую украинскими войсками, и партизанят там со своими трофеями. Но очевидно, что этих людей надо как-то оформлять».
Другой «народный фронтовик» Дмитрий Тымчук признает, что любые добровольческие формирования, которые в данный момент не входят в состав Национальной гвардии или ВСУ, находятся вне закона. Но при этом считает, что помимо юридического аспекта есть вопрос здравого смысла: «Мы же видим неэффективность Генштаба в течение года. Огромные вопросы возникают к организации жизнедеятельности, обеспечению боевых действий, реализации разведданных – куда ни плюнь, везде какие-то вопросы и проблемы. То есть позицию добровольцев, которые не спешат бежать под руководство Генштаба, я тоже прекрасно понимаю. Но если Генштаб изменится в лучшую сторону, думаю, сами добровольцы не будут упираться идти в состав Вооруженных сил».
При этом Тымчук сомневается, что даже если законопроект Правого сектора о ДУКе поддержит профильный комитет, который его еще не рассматривал, что точно так же поступит и Верховная Рада: «Эта тема очень неоднозначна в политикуме и обществе».
«Неоднозначность» темы очевидна – оппоненты легализации ДУКа в прописанный в законопроекте способ не желают создания фактически автономного военизированного подразделения, которое будет жить по отдельным законам.
«Если нет договоренностей с наибольшими фракциями, соответственно, и шансов появиться в повестке дня у этого законопроекта нет, – констатирует нардеп от «Батькивщины» Игорь Луценко. – А я чувствую, что горячего желания нет, разве что изменится политическая конъюнктура. Прогнозирую, что все будет двигаться очень сложно, и батальон «Правого сектора» будет существовать на тех же условиях, что и раньше. Власть вообще страшно боится добровольцев, «правосеков» и всех-всех-всех».
Один из членов парламентского комитета по обороне Тарас Пастух из «Самопомичи» предлагал принять закон о ДУКе даже «сырым», чтобы потом доработать его перед вторым чтением, но коллеги не спешат к нему прислушиваться.
«У нас сейчас есть рабочая группа, которая нарабатывает закон про резервную армию и территориальную оборону, – рассказывает первый замглавы комитета Сергей Семенченко. – Существует несколько мнений – некоторые предлагают просто расширить действующий закон и более серьезно прописать в нем создание военного резерва по швейцарскому или эстонскому образцу, ДУК же предлагает свой законопроект без согласования с кем-либо. Похоже, что критики закона Яроша будут говорить о его неконституционности – в нем записано, что ДУК подчиняется Минобороны, но перечень вооруженных формирований у нас четко прописан в Конституции. Я решил провести на этой неделе круглый стол, попробовать собрать людей с разными мыслями и договориться, что же именно мы вносим в парламент. Также на середину июня мы поставили комитетские слушания с представителями Минобороны и того же Правого сектора. Пока же ситуация очень конфликтная».
Семенченко дает мало шансов, что закон про ДУК пройдет в парламенте в том виде, в котором его подал Правый сектор, поскольку против него выступают другие фракции: «Не хотелось бы плодить законы о добровольцах, а объединить все в один».
В Правом секторе насчет этих ухищрений, понятное дело, свое мнение. Член политсовета Андрей Бондаренко недоумевает, почему в Раде отказываются принимать подготовленный ими законопроект: «Есть ряд народных депутатов, которые заявили, что поддержат законопроект – в основном, это мажоритарщики... Мы сейчас продолжаем процесс общественного обсуждения законопроекта и у нас есть обратная связь. Главное, чтобы эта ситуация сдвинулась с мертвой точки, на которой она находится больше года, когда представители государства исключительно ставили палки в колеса добровольческому движению и конкретно ДУКу. Нам ведь самим предлагали подать законопроект, в рамках которого можно было бы наладить какое-то понятное сотрудничество».
При этом в Правом секторе уверяют, что писали закон не под себя. «Наш законопроект как раз дает возможность принимать участие в помощи государственным органам (МВД, СБУ, ГосЧС) всем гражданам: ДУК – это внепартийное объединение, где запрещена любая партийная пропаганда. Мы просто расширяем свою сеть как базу, не более того, – утверждает Бондаренко. – Чем этот закон не приемлем – тем, что граждане смогут легально помогать государству в обороне ее объектов, границ? Но не может государство узурпировать право защищать Родину, ведь в Конституции сказано, что это долг украинских граждан. Хотя если недовольство законом высказывают представители президентско-премьерской коалиции, все понятно – их страх перед людьми, которые могут спросить у них, что они делали, когда люди умирали на фронте. Добровольческие формирования – абсолютно легитимны, потому что защищают собственную землю. Есть закон Божий и право нации, что немного выше какого-либо другого закона».
На замечание, что именно «президентско-премьерской коалиции» решать, будет ли этот закон принят или нет, Бондаренко грозит власти проблемами: «Не хочу верить в то, что постмайдановская Верховная Рада состоит из одних «кнопкодавов», которые не хотят ничего сделать для своего народа. Тогда надо будет ставить вопрос перед обществом о смене такой Верховной Рады».
Конечно, Правый сектор с его нынешними возможностями может «ставить вопросы» перед властью. Тем более что как партия он рассчитывает улучшить свои показатели на внеочередных парламентских выборах, если они состоятся. Пока же история с законом у ДУКе выглядит как политический финт власти, которой удалось втянуть ультраправых в пока непривычные для них кулуарные игрища. Лишь бы не буянили.