Секретный телефон для президента

Руководство страны признало, что боится говорить по мобилке: «Укртелеком» в руках Ахметова, а мобильные операторы - подконтрольны россиянам

Лишь на второй год войны украинские власти решились признать, что не располагают безопасной спецсвязью. Тот факт, что существующая инфраструктура далека до совершенства и не всегда может обеспечить защиту от «прослушки», признавали даже в Государственной службе спецсвязи и защите информации. А нардеп и руководитель группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук ранее и вовсе сообщал, что террористы на востоке могут получать информацию по украинским каналам спецсвязи.

К тому же, системы правительственной связи, которые сегодня эксплуатируются Госспецсвязи, работают только в кабинетах, а в нынешних условиях приходится использовать мобильные сети, которые не отвечают требованиям о защите информации.

Учитывая все эти проблемы, на этой неделе Кабинет министров приступил к созданию Национальной сети мобильной связи государственных органов. Новую сеть, согласно плану, теоретически могут развернуть уже к концу года. Однако, как выяснил «Главком», в этих намерениях больше деклараций, пока не подкрепленных ни финансированием, ни техническим обоснованием.

-- Что придумал Кабмин

Решение правительства №253-р от 20 мая только определило план первоочередных мероприятий по созданию Национальной сети мобильной связи госорганов.

Согласно плану, уже в мае нужно было определить «потребность специальных пользователей в системах и средствах мобильной связи».

В июне – подготовить предложения по выбору технологической платформы систем мобильной радиосвязи для отдельных групп спецпользователей и продемонстрировать пилотные проекты действующих систем мобильной связи спецназчения.

В июле – подготовить техзадания на разработку эскизного проекта Нацсистемы и предложения по внесению изменений в законодательство (в случае необходимости), а также по обеспечению радиочастотным ресурсом, выдаче необходимых разрешительных документов.

На август предусматривается определение объемов и источников финансирования мероприятий по проектированию и внедрению Нацсистемы, оценка необходимых человеческих ресурсов, изучение условий развертывания производства радиоэлектронных средств (радиостанций) специального назначения. А также - подготовка предложений по организации деятельности и взаимодействия центральных органов исполнительной власти относительно внедрения Нацсистемы, в частности, по организации обучения личного состава, техобслуживания и ремонта средств радиосвязи, а также администрирования, обслуживания и развития указанной системы.

Главным исполнителем плана мероприятий была определена Государственная служба специальной связи и защиты информации.

Также в качестве исполнителей на различных этапах привлекаются: Минобороны, Генштаб ВСУ, МВД, СБУ, Служба внешней разведки (по согласию), Нацгвардия, ГСЧС, Госпогранслужба, Управление госохраны, Государственное управление делами (по согласию), Минфин и Минэкономразвития.

Вопрос необходимости обеспечения госорганов и украинской армии современной телекоммуникационной инфраструктурой, устойчивой к несанкционированному вмешательству, наиболее остро встал с аннексией Крыма и началом военных действий на востоке страны. По словам советника главы Госспецсвязи Виталия Куксы, Национальная сеть мобильной связи госорганов нужна для того, чтобы разговоры госчиновников нельзя было слушать. На сегодняшний день телефоны с функцией шифрования используют для соединения обычные сети сотовой связи, что может стать причиной раскрытия местонахождения абонента средствами разведки.

Однако, как отмечают в Госспецсвязи, одна из задач этого плана как раз состоит в том, чтобы разобраться в том, а нужна ли мобильная сеть госорганов и в каком виде.

-- Техвопросы и финчасть

Как уже говорилось, проект Кабмина носит более рамочный характер и не определяет формат работы будущей Национальной сети мобильной связи государственных органов.

«Сначала Госспецсвязи должна выбрать технологию, по которой будет реализовываться проект. Эту технологию мы должны порекомендовать правительству», - отмечает Виталий Кукса.

Однако уже на начальном этапе эксперты говорят о проблемах на пути реализации идеи «с нуля». «Надо как-то решать вопрос с частотами, с их выделением, - отметил в разговоре с «Главкомом» гендиректор телекоммуникационной компании «Информационные распределительные системы и сети» Вячеслав Вакарь (ранее занимался вопросами правительственной и президентской связи). – А частоты можно отобрать у Вооруженных сил разве что. Все остальные распределены и заняты».

Использовать для Нацсети мобильной связи, как считает директор и основатель украинского агентства мобильного маркетинга LEAD9 Назар Грынык, нужно диапазон 3G-4G, который является более защищенным. Виталий Кукса также отметил, что по-настоящему защищенную сеть можно создать только при развертывании технологии LTE (4G) - на 3G и 2G в работе такой сети будут возникать задержки.

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации планирует приступить к лицензированию связи четвертого поколения (4G) в 2017 году.

В феврале 2015 года лицензии на 3G-связь получили «Киевстар», «МТС Украина» и «Астелит» (life:). «Укртелеком» получил лицензию на 3G-формат в 2007 году.

Некоторые эксперты сходятся в том, что вопрос можно решить с помощью развертывания так называемого «виртуального оператора» - на мощностях действующих мобильных операторов, но с усилением защиты.

По мнению Грыныка, строить новую систему в Украине в условиях кризиса попросту нет смысла – это «годы и миллиарды гривен». Лучшим вариантом, как отметил он в разговоре с «Главкомом», является создание Национальной сети мобильной связи госорганов с использованием уже имеющихся ресурсов мобильных операторов, сети Интернет и разработчиков – «то есть просто доставить необходимое шифровальное оборудование и программное обеспечение в уже готовые сети». «Такой опыт есть в других странах, потому организовывать выделенные каналы и использовать специальные безопасные программы для смартфонов, которые позволят отправлять сообщения, документы и осуществлять вызовы, не проблема. Тот же BlackBerry использовал дополнительное шифрование», - рассказал он.

Представители мобильных операторов – по вполне понятным причинам - придерживаются аналогичной точки зрения. «По идее, в Украине давно уже должна действовать сеть спецсвязи для коммуникаций госчиновников. Создание такой сети было одним из условий приватизации «Укртелекома», - прокомментировал идею Кабмина в беседе с «Главкомом» начальник отдела корпоративных коммуникаций «Киевстар» Петр Иванов. – Кроме нее, в стране много лет функционирует коммерческие телекомсети национального масштаба. Они обеспечивают практически 100% охват, высокий уровень надежности и конфиденциальности. Например, надежность работы сети «Киевстар» подтверждена проверками НКРСИ, в том числе, при участии СБУ».

Иванов пока затрудняется дать оценку стоимости создания новой инфраструктуры связи национального масштаба – «из-за недостатка информации». «Но, очевидно, что этот проект может быть очень затратным. Например, чтобы достичь существующего национального охвата и качества, «Киевстар» за все время инвестировал в свою сеть около 40 миллиардов гривен», - отметил Иванов.

«Создание телекоммуникационной сети – это очень дорогой проект, бюджет которого может измеряться сотнями миллионами долларов, - высказывает свое мнение в разговоре с «Главкомом» глава комитета ВР по вопросам информатизации и связи Александр Данченко. – В госбюджете нет таких средств».

В Госспецсвязи пока не говорят о возможной стоимости Национально сети мобильной связи госорганов, если ее создавать «с нуля». Однако не скрывают, что любой из проектов действительно упирается в финансирование.

«Чисто теоретически, если у нас есть 3-4 оператора, предоставляющих услуги LTE, и есть закон о совместном использовании инфраструктуры, то тогда может быть создан виртуальный оператор. Это был бы самый лучший вариант. Но для этого нужно решить все вопросы, в частности, о совместном использовании инфраструктуры», - говорит советник главы Госспецсвязи Виталий Кукса.

-- Безопасность и старый опыт

Против использования имеющихся ресурсов мобильных операторов для создания Национальной сети мобильной связи госорганов выступает эксперт Вячеслав Вакарь. «Вся мобильная связь сегодня, по сути, находится в частных руках, принадлежит разным, в том числе, российским компаниям, - отметил он в разговоре с «Главкомом». – Диктовать им условия по вопросам безопасности, думаю, не реально даже. Если бы мы имели свою государственную мобильную компанию, с ней можно было бы решать эти вопросы, а с теми, которые находятся в частных руках, - сложно». По мнению эксперта, государство, в первую очередь, СНБО должно думать о том, как организовать безопасную мобильную спецсвязь в государственных масштабах. «Даже «Укртелеком» уже в частных руках. Нас попросту могут оставить без управления, без связи. Я уж не говорю о мобильной», - сказал Вакарь.

{1-}

Опыт взаимоотношений государства и «Укртелекома», по мнению экспертов, и вовсе должен был бы стать уроком для власти сразу в нескольких аспектах.

Во-первых, у Госспецсвязи уже были вопросы к сети спецсвязи в том виде, в каком ее реализовал «Укртелеком». «Например, в случае обрыва связи в собственной сети мы можем оперативно обнаружить и устранить проблему, а в случае виртуальной сети – вынуждены ждать, когда это сделает «Укртелеком», - еще полтора года назад пояснял подполковник Госспецсвязи, начальник Государственного центра защиты информационно-телекоммуникационных систем Игорь Козаченко.

Во-вторых, на построенной «Укртелекомом» защищенной спецсвязи для нужд госорганов бюджет страны уже «поплатился».

Согласно условиям приватизации «Укртелекома» (с лета 2013 года «Укртелеком» входит в холдинг СКМ Рината Ахметова, - «Главком»), новые владельцы обязались в двухлетний срок построить защищенную сеть спецсвязи для нужд госорганов и бесплатно передать ее на баланс государства. Тем не менее, для приобретения спецоборудования, необходимого для завершения строительства сети ТССН (сети спецсвязи) «Укртелеком» получил 220 миллионов гривен из бюджета. Этот факт стал предметом проверки, а затем и судебного разбирательства, в которое были вовлечены Госспецсвязь, Госфининспекция, Фонд госимущества, СБУ и «Укртелеком». Государство профинансировало инфраструктурный проект вместо частной компании. Это дело даже стало главным экономическим преступлением, в котором новые власти обвинили бывшего главу государства Виктора Януковича. Экс-президента подозревали в том, что он повлиял на то, что компания, которая перешла в собственность его соратника Ахметова, получила финансирование из бюджета на проект, который обязывалась осуществить за свои средства. Но в феврале этого года Киевский апелляционный админсуд признал выводы Госфининспекции о растрате 220 миллионов гривен надуманными.

Вопреки заявлениям оператора о готовности передать в госсобственность сеть спецназначения, полностью отделить ее от инфраструктуры «Укртелекома» невозможно – она была построена как неотъемлемая часть теперь уже частного оператора.

-- У разбитого корыта

«Вопросом защищенной связи нужно было заниматься значительно раньше, - отметил депутат Александр Данченко. – На сегодня в Украине есть специальная сеть для высших органов государственной власти, ею занимается Госспецсвязь. Связь для военных лежит в компетенции Генерального штаба. Но эти два типа связи к мобильной не имеют отношения, построены на других технологиях. Например, военная связь работает на базе комплекса технологий: наземных, радиорелейных, радио, спутниковых. Требования к этому типу связи четко регламентированы».

Даже принятое на днях Кабинетом министров решение не внушает оптимизма. У представителей власти нет понимания того, сколько денег нужно на проект и откуда их брать? А представленный план первоочередных мероприятий предлагает больше вопросов, чем ответов.

«Если проанализировать проект Госспецсвязи, то складывается впечатление недоработанности, - резюмирует Данченко. – Во-первых, до сих пор не выбрано технологическое решение. Во-вторых, чтобы воплотить такой план в жизнь, понадобится много лет». Он также считает, что организация мобильной связи для госорганов на базе какого-то из работающих в Украине мобильных операторов не будет гарантировать надежности работы. «Пока что заявления о создании национальной сети связи выглядят декларативными и походят на лоббизм чьих-то интересов», - резюмировал Данченко. И если в свое время «маленький презент» в виде 220 миллионов получила компания Ахметова, возможно, и в новом проекте вскоре «всплывут» заинтересованные лица.

По сути, только сейчас озаботившись проблемой создания Национальной сети мобильной связи государственных органов, украинские власти признали, что за все годы независимости темой безопасности и защиты информации государственной важности мало кто занимался. Национальный оператор связи оказался в руках олигарха и сорантника экс-президента, сбежавшего из страны, а коммерческие операторы мобильной связи в большинстве случаев подконтрольны капиталу страны-агрессора.