Нежелательный немец
«Левая рука в России не знает о том, что делает правая», – считает не допущенный в Россию депутат бундестага Карл-Георг Вельман
Депутата бундестага от Партии христианских демократов (ХДС, возглавляемой канцлером ФРГ Ангелой Меркель) и председателя немецко-украинской парламентской группы Карла-Георга Вельмана не пустили на территорию Российской Федерации.
Прибыв самолетом в Москву в воскресенье поздно вечером, немецкий парламентарий был «вычислен» в очереди на паспортный контроль в аэропорту Шереметьево, вынут из этой очереди, отведен в некую комнату, где два с половиной часа ждал ясности после того, как отдал по требованию представителей пограничной службы свой дипломатический паспорт. Затем ему сообщили о требовании покинуть Россию ближайшим рейсом. Вельман провел ночь в секторе для транзитных пассажиров, а когда утром в понедельник он намеревался идти на посадку первого самолета в Берлин, перед ним возникли два человека и у него вновь потребовали дипломатический паспорт. Двое сотрудников в штатском прошли с немецким политиком в самолет. Вельману вручили бумагу, из которой следует, что ему запрещен въезд в Россию до 2019 года.
Германия выразила протест Москве в связи с отказом впустить немецкого парламентария, который был приглашен в Москву для консультаций от имени председателя комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева, и тем не менее не был впущен в Россию. Данное решение в Берлине сочли «неприемлемым». Политический директор МИДа ФРГ Ханс-Дитер Лукас выразил протест послу РФ в Германии Владимиру Гринину. Посол Германии в Москве ранее также выразил протест российскому внешнеполитическому ведомству.
Господин депутат, появились ли какие-нибудь новости в вашем деле, какие-нибудь объяснения происшедшего?
Нет. Нет, как и до сих пор нет никаких объяснений с российской стороны, ни от Министерства иностранных дел, и ни от какого-либо другого ведомства.
Вы получили бумагу с извещением о том, что вам запрещен въезд в Россию до 2019 года. Указано ли в ней, на каком основании, по какой причине?
– Нет. Эта бумага на английском языке без указания сверху названия выдавшего ведомства, то есть это не бланк, это формуляр, куда были вписаны от руки мое имя и фамилия, а также указан срок запрета на въезд до ноября 2019 года. Там также указано, что если я попытаюсь въехать в Россию, то нарушу закон и могу быть в этом официально обвинен. И больше ничего – кроме чьей-то подписи.
Сегодня я прочитал, что один из вице-председателей бундестага отменил (точнее, перенес) свой полет в Москву в знак протеста.
Да, это господин Йоханнес Зингхаммер. Он – вице-председатель бундестага. Он сделал вчера вечером заявление для прессы, в котором сообщил: вследствие того, что мне без объяснения причин было воспрепятствовано въехать в Россию, он не видит возможности до выяснения обстоятельств совершить запланированную поездку в Москву. Он отменил свой вылет непосредственно перед взлетом самолета.
Вы заявили в интервью телеканалу ZDF о существующем, по вашему мнению, конфликте в Кремле между силовиками и так сказать умеренными. Вы действительно верите в подобное расслоение в российской власти?
Да, я так считаю. Что касается моего намерения посетить Москву, то я следовал приглашению господина Косачева, со мной по этому поводу очень дружественно контактировали представители российского МИДа. Они посетили меня в Берлине на прошлой неделе и заявляли, что хотят углубления контактов. То, что службы безопасности, которые, я уверен, и стоят за принятым решением, находятся в большинстве, обладают властью и влиянием на президента России, очевидно. Это видно и из кризиса в Украине, конкретно – из аннексии Крыма и последовавших за этим событий, из военных действий. Все это показывает: эти силы определяют многие решения, принимаемые Кремлем. Люди из сфер внешнеполитической и экономико-политической не имеют на данный момент влияния на процесс принятия решений российской властью. Возникает ситуация, когда левая рука не знает, что делает правая: люди, которые меня пригласили, не имеют информации, не извещены о том, что я состою в списке персон нон грата и не могу въехать в Россию. Уже сама эта ситуация по себе интересна.
Вы считаете, что такой список персон нон грата существует и что он, в отличие от санкционных списков Евросоюза, не публикуется, а держится до поры до времени в секрете, то есть до случая, подобного вашему, и этот случай – уже третий по счету?
Это, конечно, только, предположение – о том, что такой список составлен, но это не только мое предположение, но и предположение нашего МИДа‚ который настаивает теперь на публикации этого неизвестного нам списка. Запрещать въезд людям, которые могли бы обсуждать политические решения по кризису на Украине, а это, в частности, депутаты парламентов, не есть умная стратегия. Это столь же абсурдно, как запрещать въезд министрам иностранных дел, которые встречаются для поиска решений по выходу из кризиса. Я лично получал сигналы – как из российского МИД, так и из Совета Федерации – о том, что в этих ведомствах заинтересованы в обсуждении политического будущего и путей выхода из кризиса. Кризис оказывает негативные воздействия на экономику России, и мои собеседники хотели бы обсуждать со мной пути выхода из этого кризиса. Стало быть, по их мнению, это было бы в интересах России.
Я видел в газете «Бильд» под сообщением о случае с вами отзывы читателей, одобрявших действия России и заявлявших, что надо еще удивляться терпимости и терпению Владимира Путина, проявляемому им в отношении Запада. Как вы воспринимаете такие мнения?
Это все организовано. Мы видим плоды инициированной в Москве работы с нашими средствами массовой информации с момента кризиса в Крыму. Это организованная в интернете фиктивная немецкая общественность, мнения которой создает и распространяет российская пропаганда. В этом нет ничего нового, это не какие-нибудь независимые граждане Германии, это все – организованные интернет-мнения.
Не следует ли из этого, что Москва выигрывает пропагандистскую войну, новую холодную войну, ведь есть же уже и коллективные письма поклонников Путина. Нет ли здесь опасности для Запада, опасности, что на этот пропагандистский натиск не будет адекватного ответа?
Опросы общественного мнения однозначно показывают, что в Германии не подвержены влиянию российской пропаганды, и скепсис немцев по отношению к Путину очень и очень велик. В холодной войне не бывает победителей. Россия получила в результате изоляцию, серьезный финансовый и экономический кризис, приостановку процессов модернизации. Все это не создает у меня впечатления, что Россию можно назвать победителем в этой холодной войне. От конфликта, подобного нынешнему, не выигрывает никто, и все стороны конфликта должны быть заинтересованы в стабилизации положения, в помощи восстановлению Украины, и в поисках согласия.
Вы пытаетесь искать выходы из украинского кризиса, но тем не менее заявляли в феврале нынешнего года следующее: «То, что происходит в Украине, – это война, которую ведет Россия. Сепаратисты являются инструментами русских. Россия постоянно снабжает их оружием, боеприпасами, бойцами, оказывает логистическую поддержку». Не считаете ли вы, что Кремль наказал вас за подобные высказывания?
Начнем с Крыма, по поводу которого сам президент Путин признал: там были и действовали российские военные, они и взяли власть в свои руки. Все мы знаем, что Крым фактически стал частью России, это неопровержимы факты. Тому же, что рассказывается о Донбассе – что там-де воюют добровольцы из местных трактористов и комбайнеров, которые противостоят «киевским фашистам», – не поверят и малые дети. Невооруженным глазом видно, что на Украину не прекращается поток российской военной техники, там совсем недавно арестованы российские военнослужащие… Все эти факты невозможно опровергнуть. Понятно, что без поддержки со стороны России формирования сепаратистов давно бы развалились. Разговоры о пропаганде и ее жертвах ведут в никуда. Надо продолжать консультации по реализации минских соглашений, – заявил в интервью Радио Свобода депутата бундестага ФРГ Карл-Георг Вельман.