Генерал Романенко: «Расчет «Бука» к тому моменту вошел в охотничий раж»
Бывший заместитель начальника генерального штаба ВС Украины — о том, что, согласно его данным, предшествовало уничтожению малайзийского «боинга»
У меня ситуация другая. На следующий день после случившегося я дал в Киеве часовое интервью группе журналистов, в том числе иностранных, BBC в частности. Результаты беседы несложно найти в интернете. Сразу сказал, что это был «Бук-М1», только-только заведенный в Донбасс из России. Вместе с ним — профессионалы. «Шахтерам-трактористам», то есть «ополченцам», сложную технику не освоить, долго надо учиться. А расчет «Бука» к тому моменту (когда попали в пассажирский «боинг». — О. М.) уже вошел в охотничий раж. Накануне сбили транспортный Ан-26 и Су-25 — штурмовик, который летчики называют «грачом» еще с чеченских войн.
Потом мы с Наливайченко (глава СБУ. — О. М.) вместе находились на телеэфире. И наши стали меня додавливать: ну как же российские профессионалы не заметили, что самолет не военный? Мол, скажите, что специально сбили! Я отказываюсь: нет. По ряду причин, тяжелейших обстоятельств придерживаюсь следующей точки зрения: сделали непреднамеренно. Они не восприняли «боинг» как гражданский самолет. Кстати, наша СБУ в лице Наливайченко говорит, что вообще хотели сбить российский самолет над Украиной. Понятно зачем? Во время войн в Чечне так в России дома взрывали. И теракты продолжались до тех пор, пока жители одного многоэтажного дома не вызвали милицию и не поймали фээсбэшников, мужчину и женщину, которые из «москвича», под видом мешков с сахаром, в подвал взрывчатку таскали. Потом, конечно, власть выкрутилась. Объяснили, что проводили учения, как бороться с терроризмом, проверяли бдительность.
Ну а расчет «Бука» попал в ситуацию, конечно. «Бук», повторюсь, за три-четыре дня до того загнали в Донбасс, комплекс поставили в одной точке. Расчету надо привыкнуть к подстилающей поверхности вокруг, к местным предметам на экранах… А над ними пролетает масса гражданских самолетов по своим воздушным коридорам, на высотах в основном 8000—10 000 метров. И расчет, как охотники на птицу, себя ведет. Сидят, все занаряжено, развернуты в сторону, откуда должны появиться «утки», погода хорошая. Идеальные условия для работы! Ни помех, ни маневров, постоянное движение. Отметка на экране от большой цели (типа «боинга» или транспортного военного самолета) на жаргоне ракетчиков называется «лапоть». Расчет, к сожалению, не насторожило то обстоятельство, что «лапоть» «боинга» по сравнению с транспортным Ан-26 больше в два-три раза.
Время предполагаемого взлета этого транспортного самолета передал шпион. Но сигнал шпиона перехватили, взлет Ан-26 был отменен. Потому «боинг» в воздухе расчет воспринял как не взлетевший Ан-26.
Почему при такой опасной тенденции — военные самолеты и вертолеты уничтожались в небе все выше, и выше, и выше! — Украина полностью не закрыла воздушное пространство для гражданской авиации над зоной АТО? В том числе и для транзитных международных рейсов?
Украина в неделю, предшествующую трагедии, действительно дважды поднимала порог эшелонов. Цели уничтожали сначала на 3500 метрах, потом добрались до 6000 метров, а за два дня до «боинга» — до 9800. До роковой отметки всего 200 метров, и он («боинг». — О. М.) как раз на ней шел. Выше 10 000 метров считалось безопасным. Потому что наша разведка… В общем, не до конца были уверены, что россияне в Донбассе испытывают и внедряют свои новые ПЗРК «Верба». Хотя, по предварительным разведданным, там находились комплексы, которые и на 10 000, и на 20 000 могли стрелять.
Мы обсуждали с ребятами-летчиками: либо надо совсем по земле стелиться, либо подниматься очень высоко. Выше 6000 метров, думали, не будет проблем. Но на 6000 сбили новым ПЗРК. А вот дальше, по Ан-26 и Су-25, не «Верба» работала, работал «Бук» с его возможностями.
Еще важный момент. Вопросы закрытия воздушного пространства решают не военные, а гражданская государственная организация — «Украэрорух». Их прерогатива.
Потому что проходит АТО и военного положения в стране нет?
Когда военные становятся первыми по закону, генштабу подчиняются все структуры. Нет разброда и шатания. И в данном районе один командир — старший военный. Не так, как в прошлом году со Славянском. Вооруженные силы окружили город, а небезызвестная СБУшная «Альфа» отказалась заходить, шум-гам устроили. Военные тогда не имели права отдать команду, которую беспрекословно должны выполнять остальные. Такое положение сохраняется до сих пор, к сожалению.
Понимаете, что значит на войне жаловаться? И кому — премьер-министру, министру транспорта, потому что «Украэрорух» на них замыкается? На войне не жаловаться, а управлять надо! Ненормально, когда на официальном уровне идет разговор лишь о повышении степени координации между различными подразделениями! Только так: собраны люди, получен приказ, расписались, проиграны все возможные варианты — наступаем, отступаем, какие-то еще действия. Но правый фланг — мой. И если что-то сложится типа Иловайска или Дебальцева, придет военный прокурор, мальчишка-лейтенант с пистолетом в руке, который имеет право меня расстрелять за то, что правый фланг завален. Я обязан был его держать, костьми лечь. А если происходит по-другому, то платят за неуправляемый процесс сотнями и тысячами жизней военнослужащих. Да, страшные слова. Но они записаны в боевых уставах всех армий.
Получается, ответственность за небо, в том числе над зоной АТО, делегировали гражданской государственной организации «Украэрорух»? Как в мирное время! А «Украэроруху» дорог в плане прибыли каждый рейс, тем более международный транзитный?
Конечно, прибыль — важный момент, государству недостает средств, в том числе и на армию. В нынешнем году, говорят критики, у минобороны супербольшой бюджет, которого не выдержит страна. Вот смотрите: в 2013 году бюджет министерства — 16 миллиардов гривен, а доллар — 8 гривен, то есть 2 миллиарда долларов получается. Сейчас бюджет — 45 миллиардов, с учетом курса доллара — те же 2 миллиарда. Но два года назад в вооруженных силах Украины служили 180 тысяч человек, а сегодня — 250 тысяч. И прежняя сумма распределяется на них. Уже хватает шлемов, их по-старому касками называют, худо-бедно бронежилетами обеспечены. Ну а нормы одежды? А питание? А другие позиции? Ничего не закрыто, поскольку старые бюджетные подходы. Что касается «Украэроруха»… Он только при военном положении становится четко подчиненным командованию военно-воздушных сил и генштабу. Хотя нельзя сказать, что «Украэрорух» раньше ничего не предпринимал, не реагировал. На 9800 метрах эшелон закрыли, а на 200 метров выше не закрыли. Вот туда как раз ударили.
Структура «Украэроруха» по-прежнему работает автономно?
Ну чтобы быть до конца честным… На военных стационарных пунктах управления есть рабочие места «Украэроруха», на мобильных, вновь созданных в районе АТО, они только оборудуются. Но управляют техникой не военные, а специалисты «Украэроруха». О чем еще надо сказать — об аналогии с ситуацией, которую мы пережили с Ту-154 в 2001 году. Помните?
Украинская ракета попала в самолет во время учений ПВО, погибли граждане Израиля и России.
И тогда, и теперь в зоне ответственности Украины за воздушное пространство потерпели авиакатастрофы гражданские иностранные самолеты. Украина не признала вину за уничтожение самолета над Черным морем. Однако выплатила компенсацию семьям погибших. Здесь, над Донбассом, самолет сбит не нами, но над нашим государством. Вина есть. И в суд уже подали и на Украину, и на президента Порошенко. Не в состоянии обеспечить безопасность полетов, так и скажите: «Не можем». Объясните причину. Пусть каждая из авиалиний принимает самостоятельное решение. Либо экономят деньги и летают опасно, либо летят в обход Украины и платят намного больше.
Сейчас над зоной АТО закрыты все эшелоны?
Да, сразу все международные перевозчики отказались. Украина много потеряла. Если бы не летали над Донбассом, а через другую часть страны летали, для нас это было бы чрезвычайно важно и с политической точки зрения, и с транспортной, не говоря уже о финансах.
Вы упомянули о том, что «Бук» вместе с расчетом специально завели в Донбасс. Откуда?
В Донецке дислоцировался полк «Буков». За несколько месяцев мы сумели оттуда все вывезти. Остались лишь комплексы, для которых Кургинян специально две бригады вызвал, чтоб восстановили. Но ничего не получилось. Помучились недельку и сказали: «Нет». Им достались «скелеты», годные разве что на металлолом. Мы ведь как ремонты делали? Есть десять «Буков», два разбираем на запчасти и комплектуем восемь — такая боеготовность…
Есть высокая вероятность того, что на том самом зенитно-ракетном комплексе «Бук-М1» из России задействовали бывших наших военнослужащих из Евпаторийского зенитного ракетного полка, оснащенного также комплексом «Бук-М1». Когда наши войска выходили из Крыма, россияне оставили себе, конечно, лучшую технику. И группу украинских контрактников-коллаборационистов тоже подгребли, чтобы не тратить время на обучение «ополченцев». Отправили их в Донбасс, в район, откуда впоследствии произвели выстрел по «боингу». Не знаю, может, кто-то и сопротивлялся… Забыл фамилию офицера из Евпатории, о котором, когда вернулся, его же сослуживцы отзывались: «Неадекватен». Наверное, так или иначе, участвовал в совершившемся преступлении. Он, скорее всего, сошел с ума.
-- Деньги просто капали с неба
Государственное предприятие «Украэрорух» было создано в 1992 году для организации аэронавигационного обслуживания воздушного движения и обеспечения безопасности полетов в зоне ответственности Украины. Компания — гиперприбыльный монополист на рынке. Лето прошлого года началось для «Украэроруха» с жары.
5 июня 2014 года и.о. главы администрации президента Украины Сергей Пашинский (должность, которую народный депутат Пашинский занимал на тот момент. — О. М.) обвинил генерального директора предприятия Юрия Чередниченко в государственной измене. И потребовал от правоохранительных органов срочного ареста гендиректора. Накануне, 26 мая, министерство инфраструктуры, в чьем ведении находится «Украэрорух», сообщило: Юрий Чередниченко отстранен от работы с формулировкой «на время проверки хозяйственной деятельности предприятия». Но, по мнению Пашинского, вина руководителя выглядела куда серьезней.
В стране, невзирая на АТО в двух восточных областях, состоялись выборы президента. Избирательные участки открылись и на подконтрольных Украине территориях Донбасса. Однако в день голосования в Донецке, еще не захваченном сепаратистами и боевиками Стрелкова, террористы совершили в районе аэропорта нападение на несколько машин, в которых перевозили бюллетени.
Пан Чередниченко — ставленник «семьи» (экс-президента Януковича. — О. М.), человек, который полностью погряз в коррупции. Нам надо было обеспечить перевозку, теперь я уже могу сказать, бюллетеней в Донецкий аэропорт. СБУ возбудила за государственную измену Чередниченко уголовное дело. Он «слил» информацию, на каком самолете и когда бюллетени будут в Донецком аэропорту, — заявил Пашинский на брифинге. Слова и.о. главы администрации президента объясняли и оправдывали действия силовиков, заблокировавших центральный офис «Украэроруха» в Борисполе и его Киевский районный диспетчерский центр.
Зато пресс-секретарь предприятия Наталья Литвиненко рассказала журналистам другую историю. Коллектив, не согласный с отстранением Юрия Чередниченко и назначением другого руководителя, сразу после приказа министра начал протестную акцию. Переговоры успокоения не принесли. Утром 4 июня несколько десятков людей в камуфляже, с нашивками батальона «Киев-1», в балаклавах, с автоматами ворвались в офис, положили на землю службу безопасности предприятия и «посадили в кресло» Сергея Здоровца. «Устроили рейдерский захват, — объяснили в пресс-службе. — Но наши работники выдворили их из здания».
Господин Здоровец уже занимал пост и.о. гендиректора «Украэроруха» в 2009—2010 годах. Тогда же, в свою очередь, он жаловался на рейдеров — депутатов от Партии регионов, в сопровождении «просто крепких ребят» пытавшихся занять кабинет, чтобы вернуть прежнего гендиректора. Прежним выступал Юрий Чередниченко…
19 июня 2014 года была предложена в качестве исполняющего обязанности главы предприятия новая, компромиссная кандидатура — Дмитрия Бабейчука, кадрового сотрудника компании, руководителя департамента, в прошлом авиадиспетчера. Но турбулентность в коллективе не прошла. Люди продолжали нервничать, требуя возвращения отставленного шефа. По сюжетам телеканалов и публикациям в украинских СМИ несложно проследить, как работали команды лоббистов. «Причина смены руководителя вполне понятна — деньги, которые просто капают с неба. Это уникальное предприятие дает большую прибыль. Миллионы долларов как для самого предприятия, так и для казны», — объяснял депутат Бориспольского горсовета Ярослав Годунок. В конфликт включились депутаты Рады, члены правительства, другие чиновники высокого ранга.
Напомню контекст: в это время на Донбассе шли активные боевые действия с участием авиации. В воздушном пространстве, в том числе и над зоной АТО, выполняли рейсы гражданские самолеты.
Интервью с Юрием Чередниченко информационное агентство УНИАН разместило 2 июля 2014 года. Отставной шеф «Украэроруха» рассказал, как события на востоке Украины повлияли на работу компании: «Аэродромно-диспетчерскую вышку в Донецке просто расстреляли. Мы были вынуждены вывезти людей, но тем не менее воздушное пространство над востоком Украины контролируется. Мы вовремя перевели контроль из Луганска в Харьков, а из Донецка — в Днепропетровск. Наш локатор в Артемовске (Донецкая область) был расстрелян из гранатомета. Но благодаря тому, что мы строили систему, придавая большое значение резервированию и взаимозаменяемости, продолжаем обеспечивать аэронавигацию в этом районе».
«Диспетчеров «Украэроруха» обвинили в утечке информации после того, как боевики сбили самолет Ил-76. Могло ли такое произойти?» — поинтересовался корреспондент. (И.о. министра обороны Михаил Коваль, сейчас замглавы СНБО, не исключал предательства со стороны диспетчеров полета: украинский военный самолет с десантниками на борту расстреляли ракетами 14 июня, при заходе на аэродром в Луганске. — О. М.) «В Донецком и Луганском регионе пространство закрыто до 6000 метров в связи с проведением АТО, — ответил Чередниченко. — У нас там даже нет диспетчеров. Самолеты, которые шли в район проведения АТО, летели в режиме аэромолчания, то есть диспетчеры ими даже не управляли».
В конце разговора Юрий Чередниченко подчеркнул: имеет официальный ответ генпрокуратуры — никаких подозрений относительно него нет.
Корреспондентом «Новой газеты» в Киеве отправлен информационный запрос в СБУ с просьбой подтвердить либо опровергнуть наличие уголовного дела за государственную измену, возбужденного против экс-генерального директора «Украэроруха» год назад.