«Дружественный пакет» для Украины – новый виток российской пропаганды

Война – это путь обмана, говорил китайский военный стратег Сунь Цзы еще в IV веке до н.э.

Война – это путь обмана, говорил китайский военный стратег Сунь Цзы еще в IV веке до н.э. А обман, по своей сути, не может оставаться чем-то постоянным. Ему периодически нужна свежая ложь для своей подпитки.

Очевидно, именно в этих целях «путь обмана Кремля» приобретает новые мотивы относительно Украины. На этот раз в российской прессе возник тезис о том, что Россия и Украина – это единый народ, у которого общая история и религия. Новый информационный повод России мы назвали «дружественным пакетом» для Украины, т.к. после всплеска открытой вражды, инициированной Москвой, неожиданно изменилась риторика в сторону поиска общих корней.

Если провести краткий анализ информационной активности России за последние два года в украинском пространстве, то получим такие результаты:

начало 2013 г. – по июль 2013 г. – Россия относилась к Украине, как дружественному соседнему славянскому государству. Однако, при этом, со стороны Кремля демонстрировались амбиции по желанию оказывать влияние на украинское политическое поле, медиа, а также на экономическое развитие страны. В информационном потоке постоянно присутствовала проблематика поставок углеводородов из России и тема нахождения кораблей ЧФ РФ на базах в Крыму;

август 2013 г. – по ноябрь 2013 г. –риторика относительно Украины стала радикализироваться. Тематика носила критическую направленность:

а) коррупция в украинской власти,

б) неспособности развиваться украинской экономики,

в) недовольство народа руководством Украины.

Очевидно, это объясняется началом активной фазы гибридной войны России против Украины. Она совпадает с отказом Януковича подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС в Вильнюсе;

декабрь 2013 г. – февраль 2014 г. – фаза открытого информационного противостояния. В российских медиа возникли негативные украинские образы – «бандеровцы» и «фашистские молодчики». При этом в первых публикациях и социальных сетях наблюдалось применение искривленного пропагандистского клише «бЭндеровец», что может говорить о спешном переориентировании российских журналистов на новые кремлевские стандарты. Кроме того, этот период характеризуется исключением из кремлевской риторики тезисов о братстве украинского и российского народов. Этот информационный маневр Москвы сформировал психологический импульс у населения для развертывания крымского сценария;

март 2014 г. – май 2014 г. – период активизации информационной кампании по аннексии Крыма характеризовался открытой враждебностью украинского народа для русскоязычной аудитории. Кроме того, полемика в украинской власти о необходимости нового закона о языковой политике в Украине, создала огромный информационный резонанс, которым воспользовалась кремлевская пропаганда.

июнь 2014 г. – январь 2015 г. – период активного информационного давления России. Отличается серией неприкрытых информационных вбросов антиукраинского содержания. Основные тематические направления – «хунта» бросила Донбасс на выживание, олигархи Украины грабят украинский народ, Украина на грани дефолта и так далее. При этом, аннексия Крыма подавалась Кремлем, как освобождение от «укро-фашистского режима». Следует отметить, что пропагандистские заготовки типа «бандеровцы» и «фашисты» с ноября 2014 г. стали применяться реже, что может свидетельствовать об исчерпании их пропагандистского ресурса.

февраль 2015 г. – н.в. – наряду с ощутимым послаблением антиукраинской риторики, в кремлевском информационном потоке отмечается поиск точек соприкосновения между украинским и российским народами. Особые акценты сделаны на единое историческое прошлое, общий этнос, православие, культуру, традиции и тому подобное.

Сегодняшняя критика Кремля о ситуации в Украине проводится в большей степени в сдержанных тонах и почти без эмоций. Мы раньше обращали внимание, что информационная напряженность российских сообщений понизились от критично-угрожающего уровня до умеренно-обостренного. О полном прекращении пропаганды речь пока не идет, мы говорим о ее существенном уменьшении.

В этой связи есть смысл вспомнить китайский Трактат о Тридцати шести стратагемах (479—502 гг.):

«Добивайся доверия противника и внушай ему спокойствие,

Тогда осуществляй свои скрытые планы…»

Можно сделать вывод, что информационная война России против Украины переходит в новую качественную фазу.

Информационным поводом новой кампании можно считать попытку российских пропагандистов отыскать общие факторы культурно-исторического прошлого России и Украины.

Характерно, что после российской войны в Грузии 2008 г. наблюдалась примерно та же картина, а именно – активизация деятельности пророссийских организаций по смещению акцентов в сторону «дружественного пакета». За два года в Грузии реализовывалась целая программа по снижению уровня информационной агрессивности России:

фонд «Русский мир» занялся поисками объединяющего фактора русской православной веры в Грузии;

общество российских соотечественников в Грузии «Отчизна» организовало более ста мероприятий по популяризации русского языка и российской культуры в Грузии;

российская диаспора в Грузии – содействовала распространению российских периодических изданий;

культурно-образовательный центр русских соотечественников им. Шартава (г. Рустави) проводил выставки работ русских художников, проживающих в Грузии;

литературное общество «Русское слово» (г. Тбилиси) провело рад мероприятий по популяризации русского языка в канун «Дня знаний»;

союз «Русский клуб» организовал третий Международный поэтический фестиваль русскоязычных поэтов и писателей Грузии.

Для аудитории Грузии эти мероприятия принесли весомый результат. Уже в конце 2010 г., усилиями «пятой колонны» удалось снизить общий фон агрессивной риторики и укрепить пророссийские настроения среди населения.

Очевидно, что в самое ближайшее время подобное развитие ситуации следует ожидать и в Украине. Напомним, что в нашей стране продолжают действовать программы по объединению российских соотечественников, основное место среди которых занимает украинский филиал агентства «Россотрудничество» и его партнеров.

Более того, 26.03.2015 г. в ходе своего выступления на заседании коллегии ФСБ России В.Путин обратил особое внимание на привлечение к выполнениям специальных задач «авторитетных общественных и религиозных объединений». Захват Крыма наглядно продемонстрировал высокий информационный потенциал подготовленной «пятой колонны» Кремля. Видимо, по этой причине Путин открыто заявил о развитии направления сотрудничества спецслужб с негосударственными организациями.

О системности новой информационной кампании России говорят следующие особенности:

а) снижение общего фактора агрессивности в российском информационном потоке

Это заметно по существенному смягчению уровня критики украинской власти, а также по отсутствию пропагандистских штампов в общей российской риторике начиная от заявлений первых лиц государства, и заканчивая региональными изданиями.

б) акцентирование внимания на «дружественном пакете» для Украины в заявлениях российских лидеров

«Дружественный пакет» Кремля – это поиск аргументации об общих культурно-исторических, этнических и религиозных ценностях двух народов. В качестве примеров можно привести:

Речь В.Путина на митинге-концерте «Мы вместе» 18.03.2015 г.: «Мы всегда в России считали, что русские и украинцы – это один народ. Я так думаю, и сей час…».

«Прямая линия» с В. Путиным 16.04.2015 г.: «Я вообще не делаю разницы между украинцами и русскими, я считаю, что это вообще один народ».

Речь В.Путина 19.06.2015 г. на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме : «…русские и украинцы – это один народ, один этнос. Со своими культурными особенностями: с общей историей, с общей культурой, с общими духовными корнями. Нас связывает и возможность беспрепятственно говорить на одном языке. Россия и Украина так или иначе обречены на совместное будущее».

Почему берутся во внимание речи президента России?

Ответ прост. РФ – это информационная диктатура, а главное направление риторики государства определяется самим Путиным. В данных примерах прослеживается линия формировании образа «дружественных народов-братьев».

в) напоминание о неминуемом дефолте Украины

Практически в каждой речи Путина, в которой отводилось место «дружественному пакету», звучали слова о кризисном положении Украины. Например, на «Прямой линии» (16.04.2015 г.) звучал тезис: «Мы заинтересованы в том, чтобы украинская экономика вышла из кризиса».

Параллельно с этим создавался фон тесных экономических связей двух стран: «Россию, и Украину связывают совершенно конкретные вещи сегодняшнего дня: это общая инженерная, энергетическая, транспортная инфраструктура, общие правила регулирования и так далее».

Очевидно, по мнению Кремля, такое направление риторики способно будет оказать влияние на украинское руководство, которое сможет рассмотреть Россию в качестве инвестора в восстановлении разрушенной экономики.

г) замалчивание тематики аннексии Крыма

Кремль избегает обсуждений и придерживается четкой риторики: «Крым – этот субъект Российской Федерации по волеизъявлению сотен тысяч крымчан».

Искусственная насыщенность российского информационного потока о войне на Донбассе и обсуждение общей ситуации в Украине отодвинула крымскую тематику на задний план медийных обсуждений.

д) подталкивание украинского руководства к диалогу с лидерами «ЛНР» и «ДНР» – новое направление риторики Кремля. Основной его задачей есть навязывание аудитории процесса разрешения военного конфликта на Донбассе в «московском толковании». В основу тезиса взята Декларация глав государств по реализации минских соглашений (12.02.2015 г.) исключительно под призмой и в контексте интересов Кремля. Главным мотивом в этой связи выступают те же этнические и историко-культурные факторы «дружественного пакета» цепи Украина-Донбасс. При этом, другие требования Декларации Кремль оставляет за кадром.

***

Итак, Россия пытается развязать новую информационную кампанию в Украине по популяризации общих культурно-исторических, этнических и религиозных ценностей двух народов.

В этой связи, ведутся поиски параллелей между Украиной и Россией – «дружественный пакет». Особые акценты сделаны на едином историческом прошлом, общем этносе, православии, культуре, традиции и другом.

Подобная кампания была развернута Россией в Грузии в 2009-2010 гг., которая привела к  ослаблению антироссийской риторики в грузинском информационном потоке.

Источник: Информационное сопротивление