Безхозная «Укрзализниця», или Двойные стандарты министра Пивоварского
Кадровый конкурс на руководителя госмонополии в ближайшее время не состоится
Назначения нового руководителя Администрации железнодорожного транспорта, которое произошло 8 июля, немало удивило профильных экспертов и отраслевых игроков. Никто толком не может пояснить, зачем министр инфраструктуры Андрей Пивоварский провел рокировку в руководстве «Укрзализныци», передав полномочия главы компании новоиспеченному заместителю генерального директора Александру Завгороднему.
Запорожский железнодорожник занял властный кабинет практически сразу после переезда в столицу. Формально, на посту заместителя генерального директора госпредприятия Завгородний провел неделю. Еще в июне он руководил управлением Укртрансинспекции в Запорожской области. Как ни парадоксально, но Завгородний явно не отвечает тому образу, какой руководство Мининфраструктуры рисовало во время конкурса на замещение должности гендиректора «Укрзализныци», проходивший минувшей зимой.
«Идеальный кандидат должен иметь значительный опыт (более 5-ти лет) управления крупными компаниями (желательно холдингового типа), занимая высшую руководящую позицию (председатель правления, генеральный директор, директор дивизиона). Значительным преимуществом будет опыт работы в железнодорожной отрасли (особенно в странах Западной и Восточной Европы, в частности Турции)», - говорилось в сообщении Мининфраструктуры.
При этом заместитель министра инфраструктуры Владимир Омельян подчеркивал особую важность работы потенциального главы «Укрзализныци» в международных компаниях. По мнению замминистра, такой опыт должен был стать надежным предохранителем против коррупционных схем, насквозь пронизавших государственного гиганта.
«Люди, прошедшие школу международных компаний, гораздо более устойчивы к вирусу коррупции», - уточнял чиновник.
Последние 20 лет Завгородний проработал в железнодорожной отрасли, занимая различные посты в Приднепровской железнодорожной дороге. Еще недавно руководство Минифраструктуры считало это большим минусом. На месте генерального директора министр хотел видеть человека, за которым не тянется шлейф коррупционных схем, в которые так или иначе были вовлечена большая часть прежнего менеджмента предприятия.
«Мне часто говорят, что к руководству УЗ должны прийти железнодорожники. 24 года Укрзализныцей руководили профессионалы-железнодорожники. Каким образом хозяйство довели до того, что иногда сложно найти вагоны, чтобы зерно перевезти: они разваливаются?» -заявлял еще недавно министр Андрей Пивоварский.
Впрочем, Завгородний, по словам Пивоварского, вел активную критику министра в Facebook. Что ж, вряд ли кто-то будет спорить, что Facebook является крупной международной компанией. Хотя и в данном вопросе возникают некоторые сомнения – группа Завгороднего была создана всего полгода назад. Так что говорить о каком-то серьезном опыте в данном случае не приходится.
«У него была такая должность... Он выше главного инженера Приднепровской железной дороги не поднимался, поэтому трудно говорить о каких-то ярких достижениях», - рассказал о Завгороднем директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Он уточнил, что о Завгороднем в отрасли узнали лишь недавно, когда министр неожиданно »презентовал» этого человека на совещании.
«Я познакомился с Завгородним месяц-полтора назад на рабочем совещании Мининфраструктуры. Министр произнес буквально ту же самую мантру, которую он повторил при назначении, что вот, мол, человек, который нас критиковал. На самом деле, никакой особой критики в адрес Мининфраструктуры я лично не заметил», - отметил Вовк.
При этом, работая на руководящих должностях, Завгородний, по мнению эксперта, не мог не столкнуться с масштабной коррупцией, в которой публично обвиняли прежнего руководителя Приднепровской железной дороги Александра Момота.
«Если посмотреть на трудовую биографию, Александр Завгородний работал главным инженером Приднепровской железной дороги как раз в период руководства там Александра Момота, с которым были связаны целый ряд скандалов, в том числе и коррупционных», - уточнил Сергей Вовк. И хотя нового главу УЗ за руку никто не ловил, наивно надеяться, что ему не знакомы схемы обогащения, традиционные для железнодорожников старой формации.
Экспертов настораживает не только «труднообъяснимая» кандидатура нового руководителя УЗ, но и его назначение указом Андрея Пивоварского в обход открытого конкурса. Примечательно, что зимой Александр Завгородний уже пытался занять кресло генерального директора «Укрзализныци» и подавал свои документы на конкурс. Однако, комиссия признала его кандидатуру несоответствующей отбору. Сегодня же находящийся в статусе и. о. Александр Завгородний сообщил, что вообще не видит смысла в проведении нового кадрового конкурса.
«Мы понимаем, что уже в августе начинаем последнюю стадию реформирования и в сентябре будем объявлятьконкурс о том, чтобы назначить председателя правления. В чем логика чтобы назначить конкурс сейчас или вчера, или позавчера, для того, чтобы сегодня избрать генерального директора, который опять полностью заблокируется», - заявил Александр Завгородний.
При этом он подчеркнул, что открытые выборы руководителя УЗ можно будет проводить только после завершения реформирования госпредприятия. Однако закрадываются подозрения, что к тому времени в Министерстве инфраструктуры будут найдены новые причины, которые не позволят объявить новый конкурс.
По мнению председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, объяснить смену руководства в «Укрзализныце» можно только политической конъюнктурой. Причем такая мотивация сопровождает большинство кадровых перестановок на отечественных госпредприятиях, считает он.
«Очевидно, любые назначения, как и увольнения, происходят не по профессиональному принципу, а по принципу квотности от политических сил и по принципу верности политическому лидеру. Другою логику и другие объяснения этих кадровых назначений по всей стране во всех структурах я просто не вижу», - отметил экономист.
В то же время, эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры Владимир Шемаев связывает назначение Александра Завгороднего с преданностью главе транспортного ведомства.
«Есть процедура конкурса для назначения глав предприятий с таким финансовым оборотом, но эта процедура не была соблюдена, и был назначен именно исполняющий обязанности. Поэтому, говорить о честном отборе здесь не приходится. Я бы все-таки связал это назначение с личной преданностью или, скажем так, высоким уровнем доверия господина Пивоварского к фигуре Александра Завгороднего», - подчеркнул Владимир Шемаев.
Версию о том, что назначение нового главы «Укрзализныци» это часть какой-то игры, в которой фигура Завгороднего – техническая, поддерживает и политолог Вадим Карасев. Более того, он предполагает, что Завгородний – это «калиф на час», на которого «свалят вину за какие-то неудачи и провалы» при проведении акционирования государственного монополиста.
Мотивация Пивоварского в принятии решения по Завгороднему не совсем понятна. Выдвигаются различные версии. В том числе и о том, что речь идет о давлении на министра, который был вынужден пойти на назначение Завгороднего вопреки всему, что он говорил раньше. Однако желание угодить всем , считают эксперты, может сыграть с Пивоварским злую шутку. И его место в какой-то момент займет…. транспортник- технарь.
«Недоумение вызывает «пассаж» Пивоварского, дескать, железной дороге нужен «технарь». Мол, реформы, прожекты, переговоры с инвесторами и т.д. уже закончились, пора снова крутить гайки. Пусть так, но вероятно и Мининфраструктуры в таком случае пора возглавить профессиональному транспортнику?», - резюмирует Карасев.