«Особый статус» для Нуланд, или Кому нужны такие изменения в Конституцию?
За пропихиванием резонансной правки в Основной Закон прилетел наблюдать важный гость из Вашингтона
Сегодня Верховная Рада проголосовала за включение в повестку и отправку в Конституционный Суд изменений в Конституцию. Они касаются децентрализации и так называемого «особого статуса» отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Причем проект по децентрализации, который уже успели обсудить (и осудить) политики и эксперты, Президент внес в Раду 1 июля, а вчера в Раде появился «доработанный» вариант. Отличается он тем, что в переходных положениях Конституции предлагалось закрепить следующий пункт – «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».
Вокруг него и развернулся весь сыр-бор – противники его внесения в Конституцию заявляют о легализации сепаратистов и капитуляции перед Путиным. Депутаты из президентской команды и умеренные эксперты пытаются охладить их запал тем, что «особый статус» и «особенности местного самоуправления» – это совсем разные вещи, а существующий закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», сейчас и так не работает из-за внутренних предохранителей (сначала – проведение выборов на оккупированных территориях по украинским законам, потом – все остальное). Нигде не сказано и о том, что эти «особые» районы будут иметь право вето на внешнюю политику и вообще какие-либо решения Киева, чего боятся многие. Но это слабо убеждает тех, кто уверен, что выписывать в Конституции преференции для отдельных регионов нельзя было ни под каким соусом.
За пропихиванием этой резонансной правки в Основной Закон прилетел наблюдать важный гость – уполномоченная Госдепа США по Европе и Евразии Виктория Нуланд, которая в среду провела встречу с Президентом, спикером и лидерами всех фракций коалиции.
Нуланд прямым текстом заявила, что особенный статус Донбасса надо прописать в Конституции вместе с децентрализационным проектом и проголосовать все сразу. Якобы таким образом Украина проделает часть своей работы по реализации Минских соглашений. Ранее об упоминании особого статуса Донбасса в Конституции говорил Генсек Совета Европы Торбйорн Ягланд. Синхронно с визитом Нуланд и появилась вышеупомянутая правка в проекте Конституции.
Вице-спикер Оксана Сыроид, которая и ранее была не в восторге от этого проекта, написала вчера в «фейсбуке» о сумасшедшем давлении, которое оказывается на нардепов со стороны международного сообщества, чтобы «ДНР» и «ЛНР» получили особый статус в Конституции. По ее опасениям, это даст возможность российским войскам и наемникам получить возможность влиять на внешнюю политику и финансироваться из украинского бюджета. А приведет это к «отрицанию права украинского народа на самоопределение» и «концу украинского государства».
Сегодня с утра в коалиции были консультации по этому вопросу с участием Президента, которые затянулись до половины первого. Появилась в здании Рады и Нуланд в компании посла США Джеффри Пайетта. Они внимательно следили за происходившим с балкона. Пока велись переговоры, рядовые депутаты пожимали плечами и выдавали свои конспирологические теории о происходящем – видимо, американцы пообещали Путину делать украинскую власть более сговорчивой. А сделать это не так сложно, учитывая, что в качестве знаменитых «печенек Нуланд» сейчас – жизненно необходимые кредиты МВФ. Сложнее с несознательными депутатами, которые бузят и за какие-то обязательства Порошенко голосовать не хотят.
А уж такая норма как «особый статус Донбасса» не могла не вызвать праведного негодования многих из них. Так «радикал» Игорь Мосийчук назвал это «плевком на могилы наших солдат, защищавших территориальную целостность». Позиция фракции Ляшко была весьма любопытной – так их лидер заявил, что его фракция проголосует за включение в повестку и направление на рассмотрение в Конституционный суд Украины, однако потом голосовать за законопроект в редакции от 15 июля не будет. Лидер фракции «Самопомич» Олег Березюк, как и Сыроид ранее, вещал, что закрепление особого статуса за Донбассом лишь легализует «ДНР» и «ЛНР», а проект по децентрализации приведет к узурпации власти Президентом.
Если позицию «Самопомочи» не поколебало даже присутствие иностранных партнеров, то появившийся в кулуарах после переговоров Олег Ляшко заявил, что его фракция передумала и не будет голосовать даже за внесение проекта в повестку, потому что это был бы подарок Путину к сегодняшнему 25-летию принятия декларации о суверенитете Украины. Но понятно было, что этот проект не выносился бы в зал без наличия голосов – это был бы позор и на седины приехавшего представлять его Порошенко, и на Нулланд с Пайеттом.
Но депутаты все же решили, что надо чем-то удивить высоких гостей. Поэтому обсуждение изменений в Конституцию превратилось в изрядный балаган. Березюк с трибуны парламента читал стихи, присягу депутата и заявлял, что «сила Украины в ее силе». Депутаты два раза затягивали гимн – первый раз запевал Ляшко, второй – уже Порошенко, который заявил, что тоже, по словам его жены, неплохо умеет петь.
Премьеру Арсению Яценюку, который зашел на огонек, пришлось поддаться общему настроению и он взмолился: «Об'єднайтесь, брати мої! Молю вас, благаю!». В какие-то моменты депутаты устраивали бурные продолжительные овации – причем не только Порошенко и Яценюку, но даже главе фракции «Блока Порошенко» Юрию Луценко. В общем, политики старались продемонстрировать все свои умения, не хватало только драки.
Но и она случилась уже после голосования – неугомонный Владимир Парасюк увидел, как голосует глава налоговой Роман Насиров, который уже месяц как совмещает свое депутатство, и набросился на него с кулаками. Неизвестно, какой вывод сделали из всего этого американцы, но в некоторые моменты они выглядели изрядно озадаченными, особенно когда надо было вскакивать со своих мест вместе со всеми.
Представляя проект, Порошенко заверил, что ни о каком особом статусе Донбасса речь в нем не идет: «В проекте нет никакого намека на федерализацию. Украина была, есть и будет унитарным государством. И проект Конституции не предусматривает и не может предусматривать никакого особого статуса Донбасса, там его просто нет. Там допускается возможность «специфического порядка местного самоуправления в отдельных административных единицах Донецкой и Луганской областей, что определяется отдельным законом. Предложенная норма ни одной запятой не выходит за рамки Минских соглашений».
Одним из убойных аргументов, которыми оперировал Порошенко, убеждая в необходимости проголосовать за этот проект, была реакция российского МИДа. Тот раскритиковал документ, посетовав, что при его подготовке совсем не принимались во внимание предложения сепаратистов. «Скажите, разве это не аргумент, что мы с вами поступаем правильно?» – вопрошал Президент, срывая очередную порцию рукоплесканий своей группы поддержки. Правда, непонятно – если мы принимаем эту правку, чтобы угодить Путину для политико-дипломатического решения конфликта, то как объяснить, что и Москва и подконтрольные ей ватажки «ДНР–ЛНР» этого не оценили, а только еще более ужесточили риторику?
«На нас, на Украину, на украинскую власть и на меня как украинского президента, никто не давит и давить не может и не сможет», – говорил Петр Алексеевич. Присутствующие Нулланд и Пайетт, наклонив головы, сосредоточенно его слушали.
Также Порошенко заверил собравшихся, что прописанные в проекте введение института перфектов и право Президента разгонять местные советы вовсе не приведут к усилению его полномочий, а нынешняя форма правления в Украине – абсолютно оптимальна (хотя глава АП Борис Ложкин не так давно заявлял абсолютно противоположное).
В итоге, парламент дал 288 голосов «за» то, чтобы отправить изменения по децентрализации в КС, и по соцсетям пошла волна негодования о «сливе» и предательстве погибших воинов. Масла в огонь подлил тот факт, что позитивное голосование прошло с помощью «Оппозиционного блока» и экс-«регионалов» из групп «Видродження» и «Воля народа».
Одно из главных опасений ввода «особого статуса» в Конституцию, – то, что закон, которым определяются «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» всегда можно будет поменять 226-ю голосами. И непонятно кто и как этим воспользуется – может быть, другое парламентское большинство вообще захочет отпустить Донбасс на все четыре стороны одним голосованием. Кстати, у такого сценария есть свои сторонники, но, понятное дело, официальные лица этот вариант не озвучивают.
Спикер Владимир Гройсман заявил, что надеется получить выводы Коституционного суда в конце лета, чтобы успеть проголосовать проект в первом чтении еще на этой «продленной» сессии, а осенью принять окончательно. Вот только для принятия в целом таких изменений в Конституцию, как известно, понадобится не меньше 300 голосов. Не факт, что их найдут, как не факт, что КС не найдет к чему придраться и не придется начинать все заново. К тому же, возможно, депутатам придется готовить новый закон об особых районах Донецкой и Луганской областей, поскольку нынешний действует только три года.
-- Эксперты неоднозначно отнеслись к предлагаемым изменениям
{5-}
Юрій Ключковський, юрист-конституціоналіст
Сьогодні не існує ніякого особливого статусу районів на Донбасі, є закон про особливості здійснення місцевого самоврядування на Донбасі. Це дуже принципово, надзвичайно важливо. Той, хто говорить про статус, підміняє поняття. У перехідних положеннях цього законопроекту (змін до Основного закону) сказано, що особливості (самоврядування) встановлюються окремим законом. Нічого депутати (в Конституцію) не перенесли, тільки надали повноваження Верховній Раді приймати з цього приводу спеціальний закон.
Однак у проекті змін до Конституції не ідеться про посилання до існуючого закону про особливості місцевого самоврядування на Донбасі. Невідомо, як буде далі. Може лишитися цей закон, який зараз є, або він може бути змінений. Все залежатиме від волі законодавця.
Закон (про який іде мова) дозволяє встановлювати особливості місцевого самоврядування у селах, селищах і в містах у окремих районах Донбасу. Не йде мови про відокремлення якихось територій, не йде мова про надання додаткових повноважень, додаткового статусу їм. Мова іде про те, яка вирішуватимуться питання місцевого значення, віднесення до повноважень цих органів. Більше нічого. Наприклад, сьогодні діє окремий закон, який визначає здійснення місцевого самоврядування у місті Києві. І що, хіба Київ відокремлюється через це?
{6-}
Ігор Когут, член конституційної комісії, голова ради громадської організації «Лабораторія законодавчих ініціатив»
Закон (про особливості місцевого самоврядування на Донбасі) перекочував до тіла Конституції. Іншими словами, задля подальших внесень змін до нього потрібно буде здійснювати конституційні зміни. Україна вносить це положення (щодо особливостей місцевого самоврядування на Донбасі) у Конституцію на вимогу Мінських угод. Це тільки пункт А. Пункт Б каже про те, що Україна таки змушена буде ухвалювати закон про особливий статус певних територій. Тут мені цікаво, яку тактику і стратегію вибере український політичний клас. Якщо зараз ми обходимося формальними ознаками, закріплюємо в Конституції те, що уже є, то я боюся, і з реакції РФ, і, можливо, з реакції Заходу, що ми можемо опинитися в ситуації чергового тиску, пресингу під час розробки і ухвалення інших законодавчих актів, котрі насправді будуть суперечити унітарності країни. Ми як конституційна комісія, як президент, як сьогодні і парламент нічого не згадуємо про особливий статус (регіонів Донбасу). Але я не виключаю, що і в політиків, і у владі можуть бути якісь зовнішні агенти, які припускають, що має бути ухвалений якийсь інший закон, який де-факто може бути запровадженням якогось окремого статусу (для окремих територій Донбасу). А це викличе дуже серйозне збурення в суспільстві. Сьогодні норми Конституції розглядаються як, швидше, запобіжник (проти загострення ситуації в країні), ніж зброя, але в даному випадку це є вимушеною відповіддю на сьогоднішній виклик агресії РФ. Це одностороннє виконання Мінських угод Україною.
{7-}
Юлія Тищенко, експерт Українського незалежного центру політичних досліджень (Facebook)
Переміщення цієї норми (про особливості місцевого самоврядування на Донбасі) в основну частину Конституції – поступка і намагання знайти політичне компромісне рішення, причому не факт, що Конституційний суд підтримає такі зміни, а потім у ВР знайдеться 300 голосів. Тому питання складне і певною мірою розтягнуте в часі.
Депутати, ймовірно, не зовсім знають, за що таки вони голосують, справа не тільки в тому, що пункт про «Особливості здійснення місцевого самоврядування в окремих районах Донецької і Луганської областей визначаються окремим законом» в конституційних змінах за ніч перемістився до основної частини перехідних положень. Не впевнена, що це хтось обговорював і всебічно аналізував наслідки. Зрозуміло, що це обіцянки миру і поступки у складних політичних рішеннях. Справа і в тому, що деякі, якщо судити з текстів, були впевнені, що проголосували за попередній варіант.
{8-}
Тарас Стецьків, народний депутат 1-4, 6 скликань (Facebook)
Верховній Рада таки вляпалася по вуха в лайно, проголосувавши 288 голосами за зміни в Конституцію, в частині децентралізації та особливого статусу Донбасу. Фракції блоку Порошенка, «Народного фронту», «Батьківщини» разом з колишніми регіоналами з «Відродження» і «Волі народу» дружно підтримали ці зміни. Вчинена була ця ганьба 16 липня, в день 25-і річниці прийняття першим парламентом Декларації про державний суверенітет України. Ще одна одностороння поступка України в рамках так званих мінських домовленостей (жодного з пунктів яких Росія не виконала).
Ціла Нуланд приїхала в Київ тиснути на парламент (та сама Нуланд, яка під час революції Гідності постійно переконувала нас домовлятися з Януковичем). Яценюка «нагнули» в США, що не дадуть грошей МВФ. А решту депутатів просто затиснули подачками і страхом. Очевидно, що Україна була розміняна на геополітичному рівні між США і Росією в рамках вирішення проблеми Ірану (можливо, Сирії).
Це доля всіх країн, які є об'єктом, а не суб'єктом політики, і вирок сьогоднішній псевдоеліти, яка за рік розтринькала грандіозний потенціал другого Майдану. Децентралізація і особливий статус-це не український інтерес! Це нав'язаний ззовні план з метою ослабити і знищити нашу державу.
Прикро, що президент це розуміє і лукавить, що особливого статусу Донбасу в Конституції не записують. Насправді особливий статус там є, а справжньої децентралізації там нема.
І її, до речі зараз і не потрібно в умовах війни.
Не можна, НІ ЗА ЯКИХ ОБСТАВИН робити запис в Конституції про якийсь особливий статус будь-якого регіону.
Я б ставив питання руба: або залишаєтесь в складі України як звичайна область, або ідіть геть.
Терпіти цей чиряк на тілі держави з вічним правом вето щодо зовнішньополітичного курсу України недопустимо. Залишається лише надіятися, що восени у ВР не назбирають 300 голосів для остаточної зміни Конституції. Або на активну позицію і дію громадянського суспільства!