Российское вето и перспективы расследования гибели рейса МН17
США заявили о необходимости раскрыть «чудовищное преступление»
Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин проголосовал против создания Международного трибунала для расследования обстоятельств гибели Боинга-777 «Малазийских авиалиний». Как заявил министр иностранных дел Новой Зеландии, председательствующий в Совете Безопасности ООН, в день голосования 29 июля одиннадцать делегаций поддержали инициативу создания Международного трибунала, один – воздержался, трое – проголосовали против.
После голосования постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр заявила о твердой позиции США по вопросу об ответственности за гибель пассажирского самолета.
«США твердо заявляют, что те, кто совершил это чудовищное преступление, не могут оставаться неизвестными, не могут уйти от ответственности. Поэтому, когда Нидерланды, Малайзия, Бельгия и Украина предложили этот проект резолюции, мы поддержали их усилия. Конечно, само по себе правосудие не позволит заполнить пустоту от трагедии рейса МН17 для родных и близких», – подчеркнула Саманта Пауэр.
Она напомнила, что «сепаратисты, которых поддерживает Россия, вовремя не допустили следователей к месту падения самолета».
«Наложив вето на этот проект резолюции, Россия попыталась остановить правосудие, отказать в правосудии 298 жертвам рейса МН17, отказать в возможности семьям погибших – обеспечить ответственность для виновных. Россия проигнорировала требования стран, которые потеряли своих граждан», – констатировала Пауэр. Представитель США в ООН подчеркнула, что Россия злоупотребила полномочиями постоянного члена Совета Безопасности ООН, использовав для подрыва международного мира и безопасности те права, которыми она наделена, чтобы их поддерживать.
Те, кто сбил гражданский самолет, на борту которого находились 298 человек, не должны остаться безнаказанными, заявила Саманта Пауэр.
В проекте резолюции Совета Безопасности ООН, опубликованном в украинской прессе, создание Международного трибунала рассматривается как «эффективная гарантия независимого и беспристрастного процесса по установлению ответственности в соответствии с международными стандартами».
«Совет Безопасности … > принимает решение о том, что все государства должны в полной мере сотрудничать с Международным трибуналом и его органами в соответствии с настоящей резолюцией и уставом Международного трибунала и что, в соответствии с вышеизложенным, все государства должны принять любые необходимые меры в соответствии с внутренним законодательством для выполнения условий настоящей резолюции и устава, включая обязанность государств выполнять запросы о помощи или ордера, выданные в соответствии с уставом Международного трибунала и просит государства информировать Генерального секретаря о таких мерах», –отмечается в седьмом пункте проекта резолюции относительно создания Международного трибунала по расследованию причин падения Боинга-777 «Малазийских авиалиний».
-- Авторы документа подчеркивают, что рейс МН17 был уничтожен
Совет Безопасности ООН дважды – 21 июля 2014 года и 17 – февраля 2015 потребовал «чтобы все ответственные за это происшествие были призваны к ответу и чтобы все страны всецело сотрудничали в определении ответственных».
Напомним, что в авиакатастрофе рейса МН17, произошедшей 17 июля 2014 над территорией, оккупированной сепаратистами, погибли все пассажиры и члены экипажа – 298 человек.
В связи с первой годовщиной падения самолета 17 июля президент Украины Петр Порошенко заявил, что «высокотехнологичное оружие, из которого был сбит самолет, могло попасть в руки террористов только из России. «Этого не могло случиться без участия, без прямого приказа от высшего политического и военного руководства соседнего государства», – отметил лидер украинского государства.
Резолюция Совета Безопасности ООН помимо расследования причин гибели самолета, рассматривает возможность признания России стороной конфликта в противостоянии с Украиной. Об этом Русской службе «Голоса Америки» заявил директор Центра внешнеполитических исследований «OPAD» Сергей Пархоменко.
-- О причинах отказа России
«После расследования могут последовать более серьезные санкции. В данном случае, Россия пойдет на максимальное противостояние с Западом, насколько это возможно, без военного противостояния», – отмечает Сергей Пархоменко.
По его словам, в юридическом аспекте процесс создания Международного трибунала можно рассмотреть на уровне политических институтов Евросоюза, поскольку Россия никогда не откажется от права вето по данному вопросу в Совете Безопасности ООН.
«Путину важно показать своим гражданам, что международное право для него не указ, – убежден Пархоменко. – Продемонстрировать отдельную позицию России. В основе этих решение лежит страх российского лидера потерять доверие электората, имидж жесткого и волевого политика».
Эксперт полагает, что в случае доказательства причастности сепаратистов к уничтожению гражданского самолета Антитеррористическая операция на востоке Украины может развернуться с новой силой.
«Если будет доказано, что сепаратисты ДНР-ЛНР принимали участие в уничтожении самолета, то это позволит по-новому развернуть Антитеррористическую операцию, например, под эгидой НАТО. Такая операция будет иметь совершенно другие последствия для сепаратистов, а России придется надолго забыть о «русском мире» и привыкать к новой волне санкций», – подчеркивает Пархоменко.
По мнению украинского политолога Александры Решмедиловой, Россия заняла «устрашающую позицию», которая позволяет экспертам и общественному мнению комментировать не столько решение – создание Международного трибунала, сколько сам процесс рассмотрения этого вопроса.
«Если бы первоначально не было такой категорической позиции, то могло бы быть вынесено решение, устраивающее не все стороны. Тем более, не все до конца понимали, что представит следственная комиссия. Пока нужно заслушать документ, который подготовила комиссия. Если он будет заслушан, и все будет устраивать Россию, она воспользуется правом не накладывать вето», – сказала Александра Решмедилова корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
-- Вето: не все так однозначно
Вместе с тем Александра Решмедилова считает, позиция, которую занимает Россия, может быть выгодна всем странам, инициирующим расследование трагедии в небе над Донбассом и выступающим за создание Международного трибунала.
По мнению Решмедиловой, российское вето можно рассматривать как «технологический ход», который всегда можно пересмотреть.
«Этот технологический ход выгоден всем игрокам в данной ситуации. Никто из них не заинтересован в том, чтобы разразился еще больший международный скандал, начались бурления в дипломатической плоскости. Не факт, что Россия не передумает, и тогда все подумают, как хорошо, мы добились своего, смогли убедить такое государство, как Россия», – подчеркивает Александра Решмедилова.
Впрочем, Решмедилова говорит и о том, что официальная Москва своими действиями формирует негативное представление о своих действиях на международной арене: «Но России не привыкать. Максимальный негатив, который был до сегодняшнего дня, они уже сконцентрировали на себе», – констатирует эксперт.
-- Кто стрелял?
Председатель совета директоров Института политических и маркетинговых исследований имени Тараса Шевченко Владимир Бондаренко считает, что отказ России поддержать резолюцию Совета Безопасности ООН объясняется просто – затянуть процесс расследования, в котором был бы установлены организаторы и исполнители удара по пассажирскому самолету.
«Скажем прямо – Россия боится. Боится, что будет установлено, в том числе, и факт удара по малазийскому самолету оружием, которое было завезено из России на территорию, оккупированную сепаратистами», – так охарактеризовал ситуацию Владимир Бондаренко.
Он полагает, что, несмотря на продолжающийся конфликт на востоке Украины, отношения между Россией и так называемыми республиками – натянуты и не позволяют говорить о серьезной поддержке сепаратистских режимов со стороны Кремля.
По мнению Бондаренко, Россия могла бы переложить ответственность за сбитый Боинг, например, на так называемых добровольцев, противостоящих силам Антитеррористической операции в Донбассе, вероятно – не граждан России.
«Впрочем, – подчеркивает Бондаренко, – это только предположения».
Источник: Русская служба «Голоса Америки»