Илья Пономарев: Главный тормоз для инвестиций – это украинское правительство, а не война
Опальный депутат Госдумы констатирует: Настроения, которые могут привести к распаду России, нарастают
В деле Ильи Пономарева, единственного депутата Госдумы, который в марте прошлого года проголосовал против аннексии Крыма, новый поворот. Басманный суд Москвы в середине июля заочно постановил арестовать политика. До этого главное следственное управление Следкома Российской Федерации здесь обвинило депутата в пособничестве в растрате. Поскольку Илья Пономарев уже несколько месяцев находится в США, российские власти также объявили его в международный розыск. А сам российский оппозиционер ожидает в скором времени передачу запроса в Интерпол.
Согласие на возбуждение уголовного дела против депутата Госдума дала еще 7 апреля. После рассмотрения представления Генпрокуратуры, российские парламентарии почти единогласно лишили Пономарева депутатской неприкосновенности. Хотя это решение защита российского политика уже обжаловала в Конституционном и Верховном судах РФ.
О своем политическом преследовании, о скандальном вето России на резолюцию о создании международного трибунала, а также о первых шагах нового губернатора Одессы, Илья Пономарев рассказал в интервью «Главкому». Российский оппозиционер снова посетил Украину: побывал в гостях в Одессе у Михаела Саакашвили, а также традиционно гостил в киевской редакции «Главкома».
-- «Доказать, кто конкретно сидел за пультом БУКа, невозможно»
Илья, с вашего позволения, начнем разговор с топ-темы мировых новостей на прошлой неделе. Как вы прокомментируете голосование российской делегации в Совете безопасности ООН за резолюцию о создании международного трибунала по делу сбитого прошлым летом малазийского Боинга?
К сожалению, стыдно за страну, обидно за дипломатическую службу России, которая просто потеряла разум. И президент РФ, и МИД соблюдают формальные позиции: якобы Россия не имеет никакого отношения к сбитому самолету. Но возникает вопрос, если мы не имеем никакого отношения, тогда почему мы накладываем вето на эту резолюцию? Пострадавшие страны просто по факту хотели провести трибунал. Почему другая страна в лице России должна была этому сопротивляться?
Как оцениваете действия тех трех стран, которые воздержались от поддержки проекта резолюции?
Китай, считаю, поступил мудро, взвешенно и воздержался, поскольку считает, что не имеет отношения к этой ситуации. Россия же заблокировала. Кто принимает решения и вообще думает в нашем дипломатическом ведомстве, а не занимаются пропагандой, вызывает большой вопрос.
Из уст воздержавшихся делегатов в качестве основного звучал аргумент, что выносить резолюцию о создании трибунала на голосование Совета безопасности было преждевременным шагом. Правильней было бы дождаться окончательных результатов следствия. Что думаете по этому поводу?
До момента, когда появятся официальные выводы комиссии, которая работает в Голландии действительно рано говорить о вине той или иной страны, причем какой угодно. Потому что тогда мы уподобляемся тем оппонентам, которые говорят: «В этом деле все понятно».
Вспомнить хотя бы ту трагедию, которая произошла с пассажирским самолетом над Черным морем. Украинцы тоже все отрицали, долго вокруг этого торговались, хотя как раз публично было более выгодно с самого начала признать. Понятно же, сознательно никто не собирался сбивать самолет. Совершенно очевидно, что это трагическая ошибка.
Как вы думаете, изменится ли риторика России, в случае, если итоговый отчет следствия подтвердит ее вину в катастрофе Боинга?
Думаю доказать, кто конкретно сидел за пультом это БУКа невозможно, совсем никак. Для этого нужны свидетельские показания людей, которые при этом присутствовали.
Да, фотографии какие-то выкладывали, но прямых свидетельств, скорее всего, нет. Поступить так, как поступили американцы, которые сбили иранский Боинг (признали свою трагическую ошибку и заплатили компенсацию семьям погибших, - «Главком»), было бы гораздо более правильно. Это намного бы усилило позицию России. Но людей, у которых был бы такой горизонт мышления и внутренняя сила, в российском руководстве просто нет.
Репутации моей стране это (использование вето во время голосования в Совете безопасности ООН, - «Главком») не добавляет, но и бесконечно это длиться тоже не может. Да и ситуация сейчас такая, что какой-то части американского и европейского общества хочется верить в такую ложь, потому что это инструмент их собственной внутриполитической борьбы. Им выгодно в это верить. Некоторые левые партии, та же самая немецкая левая партия, занимает пророссийскую позицию, тем самым занимая антиамериканскую позицию, которая популярна в Германии. А что на самом деле происходит между Россией и Украиной их волнует в меньше степени. И Путин играет на этих противоречиях.
В России остались еще люди в правительстве, которых не устраивает политика Путина?
Конечно, такие люди есть. Другой вопрос, готовы ли они активно действовать? Никто не хочет быть первым и бежать впереди паровоза. В ситуации обострения будет очень интересно наблюдать, какой будет их реальный процент. Вы тоже это недавно проходили, когда оказывается, что во власти большое количество разумных людей, которые все давно поняли, и присоединятся к стороне добра, как только станет ясно, что она победила.
Я знаю большое количество депутатов Госдумы, которые все понимают, но при этом считают, что они специалисты, например, в спорте, и этим занимаются честно. А по всем остальным вопросам голосуют так, как скажет партия «Единая Россия». Ради того, чтобы была возможность делать хорошие дела. А в итоге все в целом занимаются укреплением действующей власти.
Осенью выборы пройдут не только в Украине, но и в субъектах Российской Федерации. В Новосибирске, который всегда считался оплотом оппозиции, запретили участие оппозиционных партий. Означает ли это конец оппозиции в России?
Ну, в Новосибирске не запретили участие любой оппозиции. Запретили конкретно партию ПАРНАС. Ровно так же, как в свое время пытались меня не допустить на выборы мэра Новосибирска. Я предсказывал, что так оно и будет, и говорил, что надо иметь план «Б». У меня-то он был. У меня были друзья из Партии зеленых, которые подстраховали и выдвинули от себя. К сожалению, демократическая коалиция на базе РПР-ПАРНАС изначально заняла позицию, что либо они, либо никто, и не стали договариваться с другими политическими организациями. В том же самом Новосибирске идет на выборы «Яблоко», там очень хороший список. Абсолютно четкий, без малейшего намека на соглашательство, очень сильные персонажи. Если бы изначально в демкоалиции достигли соглашения по Новосибирску, можно было бы подстраховать и выдвинуть от «Яблока» единых кандидатов, и собрать ту же самую идеологическую платформу. Они пошли другим путем. Теперь соответственно это голодовки, аресты, судебные преследования.
-- «В России никто не выделяет отдельно Донецк и Луганск»
Наблюдаете ли вы за настроениями в Крыму? Правда ли, что сейчас Кремль хочет внедрить на полуострове свою «ручную» оппозицию, чтобы снять напряжение среди местных жителей? Кто, по-вашему, мог бы стать ею?
Здесь есть вопрос определения слова «ручной». В том же Севастополе есть Чалый (Алексей Чалый – «председатель» «законодательного собрания» оккупированного Севастополя, - «Главком»), который с точки зрения «власти» Севастополя, является оппозицией. Это вполне реальная оппозиция, потому что там серьезное противостояние. А в целом Кремль считает, что оппозиция у него есть в виде КПРФ и «Справедливой России», и создавать что-то искусственно дополнительно в этой ситуации не нужно.
Изменились ли за год представления россиян о правильности аннексии Крыма и войны, которую Россия ведет на территории Донбасса? Ведь по официальным данным в целом такие действия Путина поддерживает большинство жителей страны, а 45% россиян и вовсе согласны отправить родственника воевать на стороне самопровозглашенных «народных» республик.
В России никто не выделяет отдельно Донецк и Луганск. Вот Крым действительно всегда выделялся психологически в нечто отдельное. Концепция «Новороссии» абсолютно придумана и вброшена рядом российских политтехнологов, но никогда это не было актуализировано в сознании людей. То, что происходит в Донецке, для большинства россиян - борьба за Украину в целом, а не борьба за Донецк и Луганск. И не борьба за захват Украины, а борьба за освобождение Украины от фашистской хунты в Киеве. И это очень комфортно, потому что дает людям возможность расправить плечи и встать с колен, потому как у нас ровно те же самые экономические проблемы, которые и у вас. Такое же плохое правительство, которое не в состоянии ничего конструктивного сделать. И в этой связи людям говорят: «Смотрите, это у нас плохо, не потому что дураки в Москве сидят, а потому что война».
Вы – единственный депутат Госдумы, который проголосовал против аннексии Крыма. Теперь вот вас лишили неприкосновенности, открыли уголовное производство. Скажите, еще не пожалели о том своем решении?
Если есть большая красная кнопка, то ее периодически надо нажимать (смеется). Мои взгляды никоим образом не изменились.
То есть, будь у вас такая возможность сегодня, вы поступили бы точно также?
Более того, я бы сейчас еще меньше сомневался.
-- «Настроения, которые могут привести к распаду России, нарастают»
В прошлом году в некоторых городах России заговорили о создании народных республик. Так, в Новосибирске даже прошел «Марш за федерализацию Сибири». Насколько актуальны идеи сепаратизма в России сегодня?
Вещи, которые происходили в прошлом году у нас в Новосибирске или Калининграде - это скорее был троллинг, попытка креативно настроенных оппозиционных сил показать, что будет, если то же самое что в Донецке, будет происходить в России. Надо сказать, они это показали крайне успешно, но ценой серьёзных проблем. Потому что в Калининграде ребят арестовали, судили. И это был, слава богу, условный срок, но до того они год провели в СИЗО. Но стоит сказать, что влиятельных политических сил, которые бы выступали за какой-то сепаратизм, нет.
У нас их тоже не было…
Правду сказать, да (смеется). У того же Аксенова (наместник Путина в оккупированном Крыму, - «Главком») было около 3-4% рейтинга. Но, в общем, настроения, которые могут привести к распаду России, нарастают. Они связаны, прежде всего, с социально-экономическим устройством страны. На словах мы федеративное государство, а по факту мы даже более унитарное государство, чем Украина. Все доходы забирают в Москву. Конечно, люди этим недовольны. И если будет серьезная дестабилизация на уровне центра, скажем, какие-то революционные действия или перевороты, тогда это может привести к активизации подобных настроений.
Совсем недавно, 13 июля, в Вашингтоне состоялся первый украинско-американский инвестиционный форум. Как вы оцениваете его результаты с учетом того, что поступали жалобы о том, что не все желающие смогли принять в нем участие?
Форум, с моей точки зрения, прошел за закрытыми дверями. А инвестиционные форумы так не проводят. В этом и смысл форума, чтобы максимально широко его провести. Может, ваши отдельные государственные деятели боялись каких-то вопросов, которые есть у потенциальных американских инвесторов по отношению к действиям Правительства. Но это, конечно, сужало возможность общаться с реальными заинтересованными людьми. Поэтому форум я оцениваю, скажем, на троечку, но инвестиционный потенциал Украины я оцениваю очень высоко.
Я считаю, что, когда некоторые деятели правительства говорят, что в Украину не прибудет много инвесторов потому, что люди боятся войны, они перекладывают свою головную боль на плечи, в данном случае, сепаратистов. Главный сдерживающий фактор для инвестиций – это украинское правительство, а не война в Донецке. Для тех же самых американцев решение прийти в Украину - в принципе колоссальная авантюра. Есть ли там война - вопрос вторичный. Начинают возникать вопросы о налогах, с кем общаться, где чиновники, которые отвечают за свои слова, как можно четко договориться. В этом плане я возлагаю большие надежды на Одессу, потому что там появилась именно та власть, которая «за базар отвечает».
Кстати, как вы оцениваете кадровую политику нового губернатора Одесской области Михеила Саакашвили? Не смущает ли вас, что он взял в команду людей, которые не очень эффективно себя показали, например, в правительстве?
Мне кажется, у Михаила очень простая кадровая политика - брать людей, которые не запятнаны историей взаимоотношений, которые не включены в коррупционные схемы, и это его основной критерий отбора. Естественно будут ошибки на этом пути, но будут и большие удачи. По крайней мере, как он начал, мне пока нравится. И я вижу толпу людей, которая сейчас готова приходить в Одесскую область и работать.
Не было ли идеи самому трудоустроиться на работу к новому губернатору, сменить гражданство?
Нет, я не собираюсь, потому что я все время говорю, что не хочу совершать никаких действий, которые связанные со сменой гражданства. Я - русский человек и российский политик. Кто ж будет что-то менять в России, если все из нее уедут? Но помогать я готов всячески и в Киеве, и в Одессе.
-- «Я не верю, что какая-нибудь европейская страна выдаст меня России»
В начале лета ваш процессуальный статус в уголовном деле изменили с подозреваемого на заочно обвиняемого. Что это значит? Как это повлияет на ваше перемещение по миру?
Ничего принципиального не произошло, потому что это процесс, как вы знаете, длится уже достаточно давно. Я сейчас ожидаю, сделает ли Россия (а скорее всего, сделает) запрос в Интерпол. Хотя я для себя вижу в этом плюс, так как это даст возможность рассмотреть дело в международном суде. Конечно, для меня это будет лично неприятно, поскольку в какой-то из стран мира, в которой я буду на тот момент, меня задержат.
Но бегать от этого я не собираюсь. Я абсолютно уверен, что в любой нормальной стране мира я докажу свою правоту. Я не верю, что какая-нибудь европейская страна или Америка выдаст меня России. Так что, если меня задержат, например, американцы и будут разбираться в американском суде, крал ли я деньги и сколько, то я верю в американское правосудие, так же как и в правосудие Германии, Англии. Может, меня и Украина задержит (смеется). Это будет процесс века.