3G смалить: хай абоненти платять за те, чого нема
Маркетинговая политика украинских операторов в отношении новой услуги 3G напоминает старый анекдот про чукчу
Маркетинговая политика украинских операторов в отношении новой услуги 3G напоминает старый анекдот про чукчу.
Тот утром посадил картошку, а в обед уже выкапывает. Его спрашивают: «Чукча, почему уже выкапываешь?». «Оцень куcать хоцется», - отвечает он.
Операторы еще не успели развернуть 3G-сети в большинстве городов, а кушать им уже хочется.
Однако абонентов мобильной связи пока тяжело убедить перейти на новые 3G-тарифы. Тем более, что расценки на новую услугу оказались в несколько раз выше существующих тарифов, а ее качество часто довольно сомнительное.
По данным Украинского государственного центра радиочастот, на 24 июля в Украине было выдано 2,1 тыс разрешений на эксплуатацию базовых 3G-станций. Это в 20 раз меньше, чем количество станций в Украине, запустившихся до 3G.
Большинство станций работает в стандарте 2G. Они покрывают всю территорию Украины и обеспечивают связью, по данным Госстата, 61,5 млн сим-карт.
Каждый третий украинский абонент имеет смартфон.
По данным компании E&C, в 2015 году мобильным интернетом пользуются 24,7 млн абонентов. Причем 22,5 млн получают эту услугу от новых лицензиатов 3G - «Киевстар», «МТС-Украина» и «Астелит» - преимущественно в 2G-сетях через смартфоны и модемы по технологии EDGE по демократичным ценам.
Чтобы переманить этих абонентов в 3G-сети, нужно убедить их в том, что им необходимо ускорение доступа к мобильному интернету за большие деньги.
Разумеется, сделать это сложно. Часть пользователей инертна, чтобы следовать изменениям в технологиях, а другая их часть достаточно умна и прагматична, чтобы не поддаваться искушению после просмотра яркой 3G-рекламы.
Поняв это, операторы начали в одностороннем порядке менять условия старых популярных тарифных планов, включая в них лимитированное 3G и вычеркивая безлимитный EDGE. Основная мотивация - так абоненту будет лучше и удобнее.
Особняком стоит только «МТС-Украина». Оператор по каким-то причинам пока не начал масштабного развертывания 3G-сети - возможно, в связи с предстоящей сменой бренда на Vodafone - и по-прежнему подключает абонентов на сеть своего 3G-партнера «Тримоб» только по их заявкам.
Прощай, дешевый безлимит от life:)
Подобные метаморфозы произойдут, например, с массовым тарифом life:) Communicator. С 29 июля этот тариф больше не предусматривает безлимитный GPRS-трафик. Вместо этого в него включается 1 Гб трафика на скорости 3G, но с лимитом не больше 50 Мбит в день.
За то, что теперь кое-где - где уже построена новая сеть - будет скоростной 3G, а не почти повсеместно доступный EDGE, абоненту придется еще и доплатить. Абонплата в тарифе повышается с 59 грн до 69 грн в месяц. К тому же за каждые дополнительные 50 Мбайт в день придется платить еще по 3 грн.
Похожие изменения произойдут и в ряде других тарифных планов оператора. Суть их одна: повысить абонентскую плату, якобы дав взамен абоненту новое качество услуги - большую скорость от 3G. Такие изменения вызвали негодование в рядах считающих каждую гривну абонентов life:). А таких немало.
«Покриття 3G є не по всій території України, а тільки в певних населених пунктах. Це обмежує мене в користуванні послугою, бо я не постійно перебуваю в зоні покриття 3G. Цілеспрямовано було б такі пакети вводити після того, як вся територія нашої держави мала би покриття 3G. Політика вашої компанії обурює!» - восклицает один из абонентов компании на ее страничке в соцсети Facebook.
На такие возгласы контакт-центр оператора обычно дает стандартный ответ: «В связи с повышением стоимости обслуживания оборудования, а также повышением общего уровня цен на рынке оператор life:) был вынужден пересмотреть существующие условия тарифного плана Communicator».
Вторая часть сообщения контакт-центра life:) позволяет сделать только один вывод: оператор сам решил, как будет удобней его абоненту пользоваться мобильным интернетом, не поинтересовавшись мнением самого пользователя.
Вот вторая часть ответа абоненту в оригинале.
«Оператором проведен анализ использования интернет-трафика в тарифном плане. В результате был установлен оптимальный объем интернет-трафика, которого будет достаточно для использования большинству абонентов. Также определена стоимость услуг, которая позволит по-прежнему пользоваться наиболее выгодными тарифами».
«Киевстар» уменьшает страдания?
Такая стратегия life:) напоминает новую тарифную политику в сфере мобильного интернета еще одного обладателя 3G лицензии - «Киевстара».
Этот оператор тоже решил облегчить абонентам выбор своих старых популярных планов 2G-связи. Они привыкли пользоваться определенным лимитом EGDE-трафика, включенным в пакет, а дальнейшее пользование услугой осуществлялось уже на урезанной до минимума скорости.
«Мы в «Киевстаре» решили уменьшить «страдания» абонентов, жалующихся на снижение скорости интернета после исчерпания суточных 50 Мб. Поэтому начали автоматом начислять следующий пакет на 50 Мб с доплатой 3 грн», - разъясняет на своей Facebook-страничке президент «Киевстара» Петр Чернышов.
Таких пакетов по 50 Мб компания будет предоставлять в день максимум пять - в зависимости от тарифного плана. Как говорится в посте Чернышова, компания просто не может больше смотреть на то, что его абоненту хватает дневного лимита трафика на просмотр разве что двух клипов на Youtube.
Пользователи под постом начали писать, что корректно было бы оставить абоненту выбор - ограничение скорости или автоматическое начисление 50 Мб. В противном случае он может и не заметить, как под вечер его счет обнулится.
Хотя президент «Киевстара» в том же посте отмечает, что sms-уведомление о начислении дополнительного пакета придет еще до того, как абонент израсходуете свои пакетные 50 Мб в день. Поэтому он, мол, сам решит, использовать ему дополнительный трафик или нет.
Утвержденный Кабмином подзаконный акт «Правила предоставления и получения телеком-услуг гласит, что абоненту должен быть предоставлен равноценный выбор при внесении изменений в действующий тарифный план».
«Абоненту направляется уведомление, в котором указывается информация об изменениях, дате и сроке их введения. При этом оператор телекоммуникаций должен предложить потребителю бесплатно выбрать любой другой доступный для подключения тарифный план на момент введения указанных изменений».
Также в правилах указывается, что абонент имеет право отказаться от услуг, которые он не заказывал.
Кто жадный: абонент или оператор?
Вероятно, в поддержку операторов можно было бы написать, что украинские абоненты покупают дорогие смартфоны и при этом не хотят платить за улучшение качества сервиса. Если бы не одно большое «но».
Операторы за последние три года приучили клиентов к безлимитному EGDE. Они продали им дешевый интернет, пусть и на не такой большой скорости, в погоне за новыми клиентами. Теперь же операторы пытаются решить скоростные проблемы за счет своих клиентов, большинство их которых устраивает статус-кво.
Чернышов использует в решении этой дилеммы подход «со всей колокольни виднее». Он считает, что когда оператор снижал расценки на EDGE с 10-15 грн за МБ до минимума, то он пытался побороть страх абонентов пользоваться мобильным интернетом на смартфонах.
«На 2G-скорости 99% наших абонентов даже не успевали исчерпать предложенный лимит и думали, что интернет у них «безлимитный». Хотя тратили они по 5-15 Мб в день», - пишет он в Facebook. А теперь, когда интернет стал быстрее, старых лимитов пользователям уже, мол, явно не хватает.
«Даже если абонент не заметит пять сервисных sms, то больше 15 грн в день на интернет он не потратит. То есть bill shock исключен», - размышляет Чернышов.
Впрочем, из этой цитаты не очень понятно, для кого именно исключен ценовой шок. Для президента крупнейшего тепеком-оператора страны или для обычного абонента, которому 15 грн хватает на десять дней.
Даже если большинство абонентов будут готовы заплатить больше, насмотревшись рекламы, отношение к 3G у них может поменяться на негативное. Они привыкли, что 2G-интернет от этих же операторов у них был повсеместно. Тогда почему они должны платить на старых тарифах больше за «недострой»?
Пользователя не должно волновать, сколько оператор потратил на сеть и лицензии. Он не должен входить в положение провайдера услуг. Пользователю важно получить услугу там, где он привык. Только в этом случае есть смысл говорить о повышении ее стоимости из-за принципиально нового качества.
В противном случае у абонента будет возникать в отношении 3G когнитивный диссонанс. Мол, завлекали красочным преимуществами, а на деле получается дорогая услуга, которая работает далеко не везде.