Что на самом деле случилось в Китае?
Всего 11 дней назад в Тяньцзине произошел большой взрыв, в котором погибло 123 человека
Всего 11 дней назад в Тяньцзине произошел большой взрыв, в котором погибло 123 человека. Вы уже наверное об этом забыли, но это не значит, что об этом забыли китайцы. Наоборот, это до сих пор одна из самых горячих тем в китайском интернете.
Некоторые считают, что авторитарные режимы могут лучше справиться со всякими природными катаклизмами и чрезвычайными происшествиями, потому что такие режимы обладают большим количеством ресурсов, которые могут быть быстро мобилизованы. Давайте посмотрим, что происходило в Тяньцзине все последние дни.
Взрыв оставил тяньцзиньцев наедине со страшным пейзажем: дымящийся черный кратер, опустошенные окрестности, сгоревшие дотла автомобили и здания. Началась эвакуация жителей соседних районов.
В городе живет более 11 миллионов человек, многие из которых даже умеют снимать видео на смартфоны. В первые же часы люди стали выкладывать фоточки в «Вэйбо», рассказывать об увиденном, делиться адресами госпиталей и адресов пункта приема крови. Однако в последующие дни стали задаваться вопросами: «А хорошо ли правительство справляется с задачей по управлению кризисной ситуацией? Сколько на самом деле погибло людей? Можно ли склад опасных веществ располагать так близко к жилой зоне? Не отравлены ли воздух и вода в зоне поражения?»
Такие вот вопросы стали бросать тень на образы, которые правительство пыталось транслировать гражданам через официальные СМИ: в партии - уверенные технократы, держащие ситуацию под контролем, а на месте - героические пожарные, готовые отдать жизнь по требованию партии и велению духа.
Подумав немного, правительство попыталось организовать контроль за распространением информации о происшествии, чтобы воспрепятствовать появлению «ложных слухов». Государственная канцелярия по делам интернета (аналог Роскомцензуры) отдала распоряжение СМИ перепечатывать только сообщения государственных информагентств, а журналистам и редакторам запретили даже обмениваться мнениями об увиденном в твиттере «Вэйбо» и мессенджере «Вичат». По сообщениям, около 50 изданий были наказаны, а более 400 аккаунтов в «Вэйбо» заблокированы. Рядовым пользователям многозначительно напомнили китайские законы, согласно которым публикация «непроверенной информации» и «слухов», которая набирает более 500 ретвитов, может привести и к уголовному разбирательству!
В какой-то момент в китайском интернете стала популярной такая шутка: «Единственным работоспособным ведомством в правительстве КНР является Госканцелярия по делам интернета!»
Но не тут-то было. Умный читатель сразу поймет: когда правительство пытается замолчать информацию о чрезвычайном происшествии, начинают распространяться как раз те самые «слухи». Нам не сообщают точные данные о погибших? Да потому что их тысячи! Нам ничего не говорят про воздух и воду? Потому что они смертельно опасны!
Многие пользователи самого популярного в Китае мессенджера «Вичат» получили такое вот предупреждение от «посольства США в Китае»: «Из-за взрывов в Тяньцзине, возможно, скоро начнутся кислотные дожди, заражение питьевой воды! Будьте осторожны!» Многие сразу увидели в этом руку Госдепа, который пытается раскачать лодку, только предупреждение оказалось фейком, на сайте посольства его нет! Однако в условиях кризиса доверия к официальным средствам массовой информации, которые долгое время ничего не говорили о заражении воды, именно такие фейки и становятся очень популярными.
Также популярными становятся всякие фотографии визитов официальных лиц в Тяньцзинь, например, такие (простите за качество):
{2-}
В результате, власти были вынуждены начать делиться хоть какой-то информацией. Например, «Рейтер», со ссылкой на китайские власти, сообщил о том, что в воде Тяньцзиня повышено содержание цианида. В 277 раз! Осталось только выяснить что такое цианид. Википедия вот сообщает, в 20-м веке цианиды применялись как отравляющие вещества против грызунов в сельском хозяйстве, а также как химическое оружие в Первой мировой войне. «Мы, конечно, понимаем, что не очень приятно, когда у тебя из крана цианиды текут,» – попытался приободрить жителей Тяньцзиня чиновник Вэнь Жуй, – «Да не волнуйтесь вы так, я просто пошутил! Это в зоне поражения показатель превышен, а водопроводная вода в городе чистая! На всякий случай, пока все не уляжется, пейте «Эвьен»!»
«Синьхуа» также сообщила, что в результате взрыва пострадали 17 000 жилых помещений. Многих жителей интересовало, поможет ли им государство: «Вот в России всем Путин помогает, новые квартиры после взрывов и наводнений раздает. А нам кто поможет?!» – возмущается многодетная мамаша Ли Биби. Мэр города Цзун Гоин попытался выразиться максимально конкретно: «То жилье, которое нужно снести, будет снесено, что можно перестроить, перестроим, а что нужно компенсировать, компенсируем!»
Жители пострадавших районов показывают фотографию своего дома.
Китайским интернет-пользователям остается только пожимать плечами и рисовать вот такие вот карикатуры:
{4-}
Иными словами, надо просто ждать, когда рванет в следующий раз.
«Государство просто хочет, чтобы мы не запоминали эту трагедию, чтобы относились к ней, как к рядовой новости,» – пишет в блоге местный журналист, любящий рефлексировать о мечтах поколения конца 70-х, – «Скоро мы все забудем, как забыли трагедию затонувшего недавно судна, когда в трагедии погибли более 400 человек. В нашем Китае, если ты плачешь, ты помнишь – значит, ты против режима. Если ты не хочешь относиться к трагедии как к рядовой новости – ты уже диссидент. Чем откровеннее государство заботится о том, чтобы люди не помнили и не плакали, тем безусловнее пространство гражданской памяти противопоставляется тому пространству, в котором существует сицзиньпинский Чжуннаньхай!»
Чтобы проверить экологическую обстановку, военные посадили животных в клетках на улицах Тяньцзиня. На первой фотографии видно, как военный, который доставил клетки в зону поражения, спасается бегством. Волнуюсь теперь, кто будет кормить зайчиков?! «Здесь обстановка нормальная!» – заверил журналистов вице-мэр. «Вот увидите, что эти милые зверушки продержатся даже более недели!»