Очередная налоговая реформа: бессмысленная и беспощадная
За полтора года правительство изрядно утомило предпринимателей бесконечными реформированиями налогового поля, но останавливаться оно не намерено
В последние годы в Украине появилась недобрая традиция: каждая новая власть считает своим долгом провести очередную налоговую реформу, объявив свою версию налогового законодательства единственной и неповторимой. Но буквально по истечении нескольких месяцев начинается мучительная рутина по внесению изменений в налоговое законодательство с целью исправления допущенных «ляпов», а также под влиянием лоббирования олигархических интересов. Поскольку власти в Украине долго не задерживаются, то со сменой у руля персонажей начинаются суетливые телодвижения и вокруг налоговых законов.
Помнится, Янукович и компания, придя к власти, усердствовали в навязывании Налогового кодекса (НК), из-за чего осенью 2010 года даже случился налоговый майдан. Хотя было обещано, что принятый тогда вариант НК – это на века, но буквально в скорости начался перманентный процесс внесения бесконечных изменений.
Той же кривой дорожкой идет и Яценюк: за полтора года у власти оба его правительства изрядно утомили и обозлили предпринимателей бесконечными реформированиями налогового поля, а теперь проталкивается очередная «новая редакция» НК, которая не слишком отличается от ныне действующей. Причем в правительстве намерены не существующий толком еще даже в проекте кодекс ввести в действие с 1 января 2016 года, то есть через три с небольшим месяца. Норму закона о том, что изменения налогового законодательства должны вступать в силу не ранее, чем через полгода после их принятия, чтобы хозяйствующие субъекты могли их изучить и освоить, Яценюк и компания игнорируют так же беспардонно, как это до них делала компания Януковича-Азарова.
Правда, некоторая трезвость в оценке ситуации пока еще наблюдается если не во всем правительстве, то хотя бы у некоторых членов правящего кабинета. Во всяком случае, министр финансов Наталья Яресько уже заявила, что бюджет на 2016 год будет верстаться на основе пока действующего налогового законодательства, поскольку до окончательного формирования и принятия нового НК еще очень далеко.
Подобные заявления профильного министра связаны, очевидно, с тем, что, согласно бюджетному законодательству, правительство должно до 15 сентября подать в парламент проект бюджета на следующий год. Титаническая работа над новым НК ведется в Минфине с марта-апреля 2015 года, если верить чиновникам, в частности, заместителю министра финансов Елены Макеевой, но на данный момент нет даже хоть сколько-нибудь согласованного проекта, поданного в Раду. Поэтому бюджет придется выписывать на базе действующего законодательства.
В любом случае НК будут менять, поскольку сие деяние числится среди так называемых маяков, которые необходимо реализовать для продолжения кредитования МВФ.
Следует отметить, что, кроме правительственного, есть еще, как минимум, два альтернативных проекта НК. Один из них подготовила группа депутатов парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Свои наработки подготовили также общественные организации, члены которых входили в состав специальной группы по налоговой реформе при Министерстве финансов. Сначала речь вроде бы шла о том, что 3 сентября на заседание так называемого национального совета реформ при президенте, кроме минфиновского, будет вынесен, как минимум, еще один из альтернативных вариантов. Но оказалось, что проект Минфина является базовым, а остальные предложения будут рассматриваться лишь только как возможные поправки к нему.
-- Что новый кодекс нам готовит
Основные моменты правительственного проекта НК суть следующие.
Прежде всего, предлагается после принятия нового НК установить трехлетний мораторий на изменение налогового законодательства. С одной стороны, подобную норму можно было бы только приветствовать, поскольку хозяйствующие субъекты в Украине страдают не только, а часто даже не столько от налоговых ставок, процедур их исчисления, взимания и администрирования, сколько от перманентных изменений нормативной базы, за которыми не в состоянии уследить целые штаты бухгалтеров и юристов. Но с другой стороны, если норма о моратории на внесение изменений в налоговое законодательство будет принята, в течение 3 лет в НК ничего нельзя будет изменить, а поскольку качество подготовки подобных документов в Украине чаще всего является, мягко говоря, сомнительным, то последствия «неприкосновенности» НК могут быть очень тяжелыми.
В проекте НК делается упор на дальнейшее развитие электронного администрирования НДС, в том числе с использованием скандальных НДС-счетов, которые были введены в 2015 году и создали огромнейшие проблемы, вплоть до дезорганизации финансово-хозяйственной деятельности и существенных потерь для бизнеса. Тот факт, что НДС-счета в «нормальных» странах не применяются, а там, где их пытались внедрить, в скорости от этой затеи отказывались, правительство демонстративно игнорирует.
Предлагается ввести, так сказать, единообразие ставок для всех налогов. Таким образом, все основные налоги будут иметь ставку 20%. Это касается налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального взноса (ЕСВ).
В этом смысле возникают определенные проблемы. Уменьшение ЕСВ с нынешних 37% и более до 20% можно только приветствовать. По мнению авторов, проекта это приведет к выводу зарплат из тени, что, впрочем, вызывает определенные сомнения.
Но налоговая нагрузка по НДФЛ фактически увеличивается. Ведь в настоящий момент существуют две ставки НДФЛ в зависимости от уровня доходов – 15%, 20%. При этом 20%, по имеющимся данным, платят около 2% от общего числа работников. Естественно, что речь идет о наиболее высокооплачиваемых работниках, а учитываются только те доходы, которые выплачиваются официально. С введением указанной нормы, 20% будут платить и низкооплачиваемые категории населения, то есть, как и водится, увеличится налоговая нагрузка на бедных. Впрочем, здесь есть два оправдания: во-первых, если сейчас от налогообложения освобождается только половина минимальной зарплаты, то в новом НК предлагается освободить от НДФЛ всю минималку, а во-вторых, в новом НК предлагается упразднить ЕСВ в размере 3,6%, взимаемый не с предприятия, а непосредственно с работника, и таким образом, этот ЕСВ как бы «перетекает» в НДФЛ. В перспективе, к 2018 году, предлагается вообще ЕСВ и НДФЛ слить в один налог, но сейчас для этого, по словам чиновников, отсутствуют соответствующие базы данных.
В то же время, предполагается, что НДФЛ в размере 20% будет также платиться со всех без исключения доходов, то есть не только с зарплаты, то также с доходов от ценных бумаг, роялти, процентов по депозитам и так далее. Напомним, что в настоящий момент полная ставка НДФЛ на «незарплатные» доходы платится только с банковских процентов, а остальные виды доходов от инвестиций, облагается меньшими ставками.
Вместе с тем, так называемый военный сбор в размере, который в 2014 году предыдущее правительство Яценюка вводило в качестве временной меры, предлагается оставить… на 2016 год. Если же исходить из того, что будет принята норма о запрете внесения в НК изменении сроком на 3 года, то еще минимум три года с доходов граждан будет взиматься и военный сбор, являющийся, по сути, «довеском» к НДФЛ.
Вызывает вопросы и увеличение ставки налога на прибыль с нынешних 18% до 20%. Напомним, что в свое время сокращение ставки налога на прибыль было «фишкой» предыдущего правительства Януковича-Азарова. Именно при «антинародном режиме» этот налог начали сокращать, но нынешние власти решили его опять поднять.
Положительным моментом можно считать то, что правительство пока отказывается от поголовного декларирования доходов и непрямых методов оценки расходов. Также Минфин предлагает взимать транспортный сбор не со всех автовладельцев, а только с тех, у кого имеются автомобили класса «люкс». Перечень марок таких машин должен составить Кабинет министров, а величина транспортного сбора будет немалой – 25 тысяч гривен в год.
Весьма показательными являются шараханья правительства вокруг налога на жилую недвижимость. Напомним, что с 1 января 2015 года вступили в действие поправки в нынешний НК, согласно которым налогом на недвижимость облагаются квартиры площадью свыше 60 кв. метров и частные дома площадью более 120 кв. метров, при этом налог устанавливается органами местного самоуправления в размере от 0 до 2% от минимальной зарплаты за 1 кв. метр в год. Для справки: 60 кв. метров – это площадь трехкомнатной квартиры застройки времен Брежнева.
Поначалу правительство вроде бы намеревалось установить ставку налога в размере 3% от минималки за 1 кв. метр, независимо от площади жилья. При нынешней минималке, равной 1218 грн, «квадрат» жилья обошелся бы 36,54 грн, и даже в небольшой квартире площадью 60 кв. м это выливается в существенную сумму, равную почти 2200 грн в год. Возникает закономерный вопрос: за что жильцы «брежневок» и «хрущевок» должны платить?! Под влиянием бурной реакции общества власть начала «юлить». В последнем варианте проекта НК предлагается дифференцированная ставка налога в диапазоне от 0 до 3%. Предусматривается льготный порог «квадратуры»¸ ниже которого налог взиматься не будет, но о самом пороге пока толком ничего не известно. Ситуация становится еще более запутанной, если вспомнить, что право устанавливать конкретную ставку в указанных рамках 0-3% отдано на откуп местной власти, поскольку доходы от этого налога поступают в местные бюджеты. Что напринимают, например, власти Киева под руководством Кличко, никому не ведомо, но центральная власть под руководством Яценюка и Яресько будет как бы ни при чем.
Словом, власть, как и в описанном выше случае с НДФЛ, стремится заставить побольше платить бедных и небогатых, поскольку самой массовой застройкой остается советская малометражная. Чтобы как-то смазать негативную реакцию, правительство предлагает для квартир площадью более 350 кв. м и домов площадью более 500 кв. м ввести дополнительный налог – 25 тыс. грн в год. Почему-то думается, что владельцы такой недвижимости не сильно пострадают, а скорее, вообще не будут платить, и им за это ничего не будет.
Кроме того, предлагается максимальную ставку налога на коммерческую недвижимость предложено повысить с нынешних 2% до 3%, убрав при этом льготы. Подобная мера также является крайне неоднозначной. Под категорию коммерческой недвижимости подпадают торгово-офисные, складские, производственные помещения. В условиях неуклонного сокращения падения ВВП, торговли и, что еще хуже, производства такая мера спровоцирует дальнейшее падение экономических показателей, рост безработицы, соответственно, обострение социального недовольства. Более всего пострадают крупные промышленные предприятия, расположенные на больших площадях. Примером может служить авиазавод с огромными ангарами. Очевидно, у Яценюка и у Яресько об этом еще не думали…
Зато правительственный проект НК предлагает в два раза снизить ставки рентных платежей на добычу газа. Очевидно, это такой реверанс олигархам…
Предлагается сохранить упрощенную систему налогообложения. Причем в 1-й группе останется бизнес с оборотом менее 300 тыс. грн в год. Зато объединят 2 и 3 группы, ограничив их оборотом 2 млн грн, но разрешив работать с юридическими лицами.
Сильнейшее противодействие может возникнуть в отношении планов правительства по отмене льгот по НДС, включая аграриев. Если учесть, что практически во всех фракциях имеются представители «агробаронов», то битва разгорится нешуточная. Во всяком случае, до сих пор отмены льгот по НДС для аграриев добиться не удавалось, несмотря на настойчивые попытки.
Льгота несправедливо действует именно в многоотраслевых агрохолдингах.
Собственно сами малые аграрии не настаивают на только безвозвратной помощи государства, и готовы к общей ситеме налогообложения с одновременным установлением равенства условий во всех сферах, но необходимо кредитования агропроизводства под 3-5% годовых в гривне, хотя бы на уровне того же льготного НДС, ведь сейчас льгота является безвозвратной, то есть потерей для бюджета.
Повышение акцизов планируется правительством и в дальнейшем, но этот процесс предлагается сделать хотя бы предсказуемым. Предусматривается, что ставка на алкоголь в 2016 году увеличится на 50%, далее на протяжении 5 лет будет ежегодно расти на 5%. Ставку на табак предложено повысить на 40% в 2016 году, а далее до 2020 года повышать на 7% в год. Также в ближайшее время планируется ввести электронное администрирование акцизов, что чревато столь же тяжелыми последствиями, как и электронное администрирование НДС.
Правительство предлагает легализовать игорный бизнес, что принесет в бюджет около 5 млрд грн, а также ввести лицензирование добычи янтаря, установив ставку рентного платежа в размере 30%.
-- К чему все это?
Ответить на поставленный в подзаголовке вопрос весьма затруднительно.
В Министерстве финансов считают, что если запустить предложенный вариант НК, то по доходам в 2016 году получится минус в размере 30 млрд грн, но эти меры создадут дополнительные стимулы для развития экономики, которая будет расти быстрее, перекрыв потери и обеспечив в дальнейшем стабильное развитие.
В ходе презентации правительственного проекта НК, было произнесено много красивых слов о том, что целью очередной – которой уже по счету! – налоговой реформы является построение простой, прозрачной, справедливой налоговой системы, которая стимулирует инвестиции, создает условия для устойчивого развития национальной экономики с одновременным обеспечением потребностей государственного и местных бюджетов. Чиновники обещают, что реформа даст своевременное финансирование бюджета, но на базе экономического роста, то есть налоги не будут угнетать экономический рост.
Отметим, что все это приходилось уже слышать не раз при предыдущих «новых, полных и окончательных» налоговых реформах.
Посредством нынешней реформы правительство намерено:
– установить равные подходы в налогообложении для всех отраслей, стимулирование и поддержку отдельных отраслей проводить через бюджет, а не через искривление налоговой системы;
– ввести ускоренную амортизацию, что приведет к снижению величины налогооблагаемой прибыли – высокая инфляция требует такого подхода;
– ввести инвестиционный налоговый кредит, задача которого – поощрять бизнес вкладывать средства в новые технологии;
Подобные декларации вызывают совершенно оправданный скепсис. Обещанной и положенной по закону прямой поддержки из бюджета можно не дождаться никогда, что хорошо видно на поддержке фермерства, ипотеки для молодежи, малого бизнеса и прочих подобных затей. Разговоры об инвестиционном налоговом кредите и ускоренной амортизации в том или ином виде ведут, если не ошибаемся, со времен «раннего Кучмы».
В целом же, очередная налоговая реформа ничего принципиально нового не несет. Некоторое уменьшение количества налогов, как в случае слияния НДФЛ и ЕСВ, взимаемого с физических лиц. Ставки некоторых налогов уменьшаются, а некоторых – увеличиваются. Несколько упорядочивается рост акцизов. Плюс обещания не менять норматив в ближайшие три года, причем далеко не факт, хорошо ли это в данном случае. Плюс набившие оскомину обещания прозрачности, справедливости, простоты использования, инвестиционной привлекательности и далее по списку.
Складывается впечатление, вся эта затея понадобилась правительству лишь для того, чтобы выполнить требование МВФ относительно налоговой реформы.
Бухгалтеры-практики едва успели освоить ныне действующий НК со всеми изменениями и дополнениями, внесенными обоими правительствами Яценюка. Теперь они с нервной дрожью и с нецензурными выражениями готовятся к нервотрепке, бессонным ночам, серьезным расходам на переналадку бухгалтерских компьютерных программ и прочим проблемам. И все ради того, чтобы Яценюк и Яресько понравились Фонду!