Война в Сирии: как ВМФ РФ помогает Башару Асаду (Инфографика)

Уже пятый год подряд правительственные войска Сирии сравнительно успешно ведут боевые действия одновременно  с несколькими противниками —  сирийскими повстанцами

Уже пятый год подряд правительственные войска Сирии сравнительно успешно ведут боевые действия одновременно  с несколькими противниками —  сирийскими повстанцами, умеренными исламистами, сирийскими курдами и ИГИЛ. Территория, контролируемая Башаром Асадом, уменьшается с каждым годом, но режиму удается сохранять власть во многом благодаря экономической и военной помощи Российской Федерации. Команда InformNapalm решила наглядно продемонстрировать масштабы и статистические данные наращивания трафика военных кораблей различных российских флотов в Сирийский порт Тартус. В данном материале OSINT-эксперт InformNapalm.org Антон Павлушко проанализировал и представил несколько обширных таблиц (прямая ссылка на базу таблиц ) с указанием времени, периода, количества походов и задействованных больших десантных кораблей ВМФ РФ в переброске военных грузов в Сирию. 

Одной из причин затяжного конфликта являются “неисчерпаемые военные запасы” режима Асада, которые постоянно пополняются благодаря России как по морю, так и по воздуху. И если в последнее время воздушный трафик  пытаются как-то ограничить, то морской трафик из РФ так и остается надежной «дорогой жизни» для Башара Асада.

Основную роль в поставках военных грузов в Сирию  играет Черноморский флот РФ (главная база п.Севастополь, оккупированный Россией украинский полуостров Крым).

Теоретически, Россия могла наладить контрабанду военных грузов в Сирию и с помощью гражданских судов, но первый же досмотр такого груза мог спровоцировать международный скандал, поэтому для морских караванов были задействованы именно силы флота и не только Черноморской группировки, но и “других морей”.  Трафик в сирийский порт осуществляется через проливы  Босфор  и Дарданеллы.

Военные корабли проверять не могут, а проход проливов регламентируется Конвенцией Монтрё от 1936 года и предполагает только уведомление турецкой стороны о грядущем проходе.

Таким образом для выполнения задач по переброске военной техники и живой силы в Сирию Россия использует большие десантные корабли — БДК. Черноморский флот  РФ  насчитывает 7 БДК в составе 197-й бригады десантных кораблей.

Стоит отметить, что в Севастополе также находится захваченный россиянами при оккупации Крыма украинский большой десантный корабль  «Константин Ольшанский» , но в данный момент РФ  не решается задействовать его для отправок грузов в Сирию.

Как видно из таблицы, из 7 БДК одновременно можно было рассчитывать на 4-5 кораблей, потому для наращивание мощностей трафика  было решено привлечь БДК с других флотов. Ниже представлены таблицы с данными по флотам.

Северный флот — 4 БДК проекта 775:


Балтийский флот — 4 БДК проекта 775:

 

Тихоокеанский флот — 3 БДК проекта 775 и 1 БДК проекта 1171:

*Красным цветом в таблице отмечены, корабли НЕ участвовавшие в трафике грузов в Сирию через пролив Босфор.

 Два основных типа больших десантных кораблей проектов 775 и 1171:

 

Усилить устаревший российский флот большими десантными кораблями должен был проект 11711 (заложен еще в 2004 году), но из-за плохого финансирования пока ни один корабль этого типа не был введен в строй в установленные сроки.

Российское военное руководство также планировало усилить мощности своего флота для переброски вооружения и техники за счет заказа у Франции новейших универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», способных нести до 70 грузовиков ИЛИ 40 танков, а также 450 солдат. Эти суда имеют водоизмещение до 32000 тонн — в разы больше, чем у БДК серии 775/1171 (всего по 4400 тонн). Однако, аннексия Крыма и наложенные санкции сорвали эти планы. Теперь возить военные грузы в Сирию России приходится на старых судах еще советской постройки.

Для анализа трафика российского военного флота через пролив  Босфор мы обратились к турецкому сайту Bosphorus Naval News. На сайте выложены не полные данные, по оценке авторов, им удалось обработать до 90-95% всех проходов военных кораблей через Босфор. Волонтеры InformNapalm.org объединили данные за 2013-2015 годы, разбили их по флотам, типам судов и времени прохождения и получил следующую картину.

Всего за 3 года зафиксировано более 300 проходов пролива Босфор российскими кораблями в обе стороны. В походах через Босфор участвовали более 50 различных судов всех военных флотов РФ. Из них, как минимум 14 больших десантных кораблей из 18 состоящих на вооружении ВМС РФ — 5 (Черноморский флот), 4 (Балтийский флот), 3 (Северный флот), 2 (Тихоокеанский флот).

Доля трафика больших десантных кораблей среди всех российских судов, проходивших Босфор составила более 70% (229 из 303 проходов). На долю БДК Черноморского флота приходится больше половины всех проходов Босфора, более 20% приходится на БДК  Балтийского флота и около 10% на БДК Северного флота.

Стандартный путь российских БДК: Севастополь (если корабль из состава ЧФ РФ) — Новороссийск — Босфор — Дарданеллы — Латакия/Тартус.

Основная погрузка осуществляется в Новороссийске. Для погрузки из Севастополя необходимо сначала привезти груз в Крым, а это в последнее время затруднительно, потому кораблям ЧФ РФ приходится делать отдельный крюк Севастополь — Новороссийск, что удлиняет средний поход в Тартус на 1 день. Обычный рейс из Новороссийска в одну сторону длится около 4 суток.

Один поход в Сирию и обратно длится в среднем около 10 суток — такие рейсы прослеживаются в трафике движений через Босфор. Часто из Черного моря БДК идут парами, проходят проливы, после чего через 8-13 дней возвращаются обратно в Черное море.

Рейс Новороссийск-Тартус занимает около 4 дней (1512 морских миль/2433 км), несколько дней корабли разгружаются и потом идут обратно (расстояние и время похода рассчитывалось с помощью сервиса SeaRates)

 

Как видно из статистических данных и инфографики морской трафик растет с каждым годом. Предположительно, более 30 рейсов в 2013 году, более 45 – в 2014. К сентябрю 2015 года  уже достигнут уровень походов 2014 года.

Большие десантные корабли Балтийского и Северного флота постоянно ходят на ротацию в Средиземноморскую эскадру, но по сути курсируют по маршруту Новороссийск-Тартус.

Чаще других из с Босфора в сторону Средиземного моря ходил БДК “Калининград” — 10 раз только в 2014 году, БДК “Новочеркасск” (9 раз в 2014 году, 8 — в 2015). Техническое обслуживание в Тартусе лежит на двух плавмастерских Черноморского флота — ПМ-56 и ПМ-138, которые меняют друг друга каждые 6 месяцев.

За неполные три года 2013-2015, благодаря данным проекта Bosphorus Naval News, можно говорить о более чем ста походах российских БДК в Сирию.

Данные о передвижении кораблей также легко отслеживать в открытых пабликах ВКонтакте, где жены и служащие обмениваются текущими координатами кораблей. «Сирийский» вопрос там всплывает постоянно.

Кроме этого, заходы в Тартус освещаются как региональной прессой (Калининград, Севастополь, Новороссийск) так и на сайте ИТАР-ТАСС, РИА Новости и другие.

Примечательно, на пути в Тартус корабли загружены полностью — ватерлиния еле видна на фотографиях. А вот на фотографиях прохода пролива Босфор в сторону Черного моря ватерлиния видна почти полностью — корабли идут уже без груза.

О характере груза известно мало, но начиная с лета 2015 года через Босфор начали проходить российские БДК с техникой выставленной уже даже на палубе корабля. Крытая тентами или спрятанная под маскировочной сетью техника попала на фото многих информационных агентств. Так весь мир узнал о существовании БДК «Николай Фильченков». В целом, это довольно рисковый маневр для БДК, ведь корабль идет в открытом море на дальнюю дистанцию.

И если на БДК проекта 1171 еще возможно размещать грузы на палубу, то особенно удивительно было, когда некоторые контейнеры выставляли на БДК проекта 775, где на палубе практически нет места . Похоже, в последние дни у россиян наблюдается логистическая паника. Переброска военных  грузов в Сирию осуществляется более интенсивно. Видимо, войскам Башара Асада очень нужно подкрепление.

БДК «Николай Фильченков», проект 1171. Фото: turkishnavy.net

 

БДК «Королёв», проекта 775, проходит Босфор 3 сентября 2015. Фото: turkishnavy.net

 

В итоге, на виду у всего мира Россия практически открыто поставляет оружие воюющему режиму Асада. И в последнее время эти поставки только увеличились. Как результат, на Ближнем Востоке миллионы беженцев, сотни тысяч убитых и общая нестабильность в нефтедобывающем регионе. Но мировая общественность только сейчас, спустя 4 года начинает замечать кто подливает “масло в огонь” этой войны.

Даже неторопливая европейская бюрократия начинает действовать. И постепенно России перекрывают возможность перебрасывать грузы воздушными путями, потому вскоре походы российских больших десантных кораблей через пролив Босфор станут еще более частыми.

 

Таким образом, пока экономика России испытывает тяжелый груз санкций за оккупацию Крыма и развязанную войну на Донбассе, руководство РФ продолжает тратить миллиарды рублей на поддержание режима Башара Асада. Завязнув в одной войне, Кремль бросается в пламя другой.  В итоге “груз 200” с российскими военными специалистами теперь приходит не только с Донбасса, но и из Сирии.

Дополнительные материалы и статистические данные.

Ориентировочное количество походов в Тартус:

Количество задействованных в походах в Сирию российских БДК по флотам:

Ориентировочное количество походов в Сирию по кораблям за год:

Оценочное описание походов за период с 01.2013 по 09.2015 (критерий — выход из Черного моря и ориентировочная дата возвращения  в течении 4 недель):


Все передвижения российских БДК через пролив Босфор за 01.2013-09.2015: