Два убийства - один заказчик
Максим Щипов хотел стать режиссером документального кино.
Максим Щипов хотел стать режиссером документального кино. В 2010 году он удивил своим жизненным опытом экзаменационную комиссию Киевского университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко – Карого, с первого раза поступив в мастерскую к одному из основоположников украинской школы кинодокументалистики Александру Ковалю.
В первую сессию Максим защищался курсовой работой, в которой, используя архивную кинохронику, показал свой взгляд на историю Украины, начиная с гражданской войны 1917 года. Становление украинского государства в период гражданской войны, голод, искусственно созданный большевиками в 1933 году, коллективизация – это были темы, которые всегда интересовали Максима. Достойную конкуренцию в обсуждении исторических тем, ему не мог составить даже учитель истории. Заканчивался фильм авторским текстом, что в период с 1921 по 1947 гг. в Советском Союзе от голода и террора погибло больше 20 миллионов украинцев.
«Что нового я узнал из твоего фильма?» – удивленно спросил Александр Коваль и поставил за студенческую работу «удовлетворительно». Александра Коваля студенты между собой шутливо называют «ходячей энциклопедией», и для него, действительно, ничего нового в этой работе не было. Еще в 1989 году, он снял на пленку фильм «Ой, горе, это ж гости ко мне». В картине главная героиня, старушка, пережившая голод 1933 года, делится со зрителем страшными воспоминаниями. Фильм, получивший диплом международного кинофестиваля в Тампере, был воспринят критиками как разоблачение коммунистического режима. Мастер ждал от своих студентов художественных приемов в кино, а не повторения всем известных, как ему казалось, исторических фактов. Тогда в 2010 году, никто не мог предвидеть русско-украинскую войну, начавшуюся с оккупации Крыма.
«Я никак не могу понять, почему Центральная Рада не создала своей армии? – задавал Максим вопрос нашему историку. - Она могла произвести набор из нескольких миллионов крестьян, создав боеспособную армию, которая бы реально противостояла большевикам». Историк не находил ответа на этот вопрос. «Михаил Грушевский был философом, а не военным полководцем», - пытался он как-то оправдать поражение украинской армии в гражданской войне. Максим на некоторое время успокаивался, но потом снова возвращался к этому вопросу: «Крестьяне не захотели защищать Украину, надеясь, пересидеть войну дома. И в 1933 году, они поплатились жизнью за свою позицию «моя хата с краю»: Сталин создал голод на Украине, уничтожив крестьянство, как класс».
Щипов хорошо понимал, что ему после окончания вуза, как и большинству выпускников, реализовать себя в кино будет очень трудно: государство отказалось финансировать культуру. Он хотел изменений в стране. Начавшийся Майдан он воспринял, как надежду на серьезные преобразования, влившись в ряды протестующих активистов с первых дней.
Как только революция закончилась, Щипов отправился добровольцем в Славянск защищать свою страну от диверсантов, которые с России группами начали проникать в Украину для захвата административных зданий по крымскому сценарию. Находясь на передовой, он начал по-другому воспринимать ситуацию в стране. Его уже не удивляло, почему Центральная Рада в то время так и не создала свои вооруженные силы. На весь наш университет всего два добровольца - Щипов и еще один парень из параллельной группы, - самостоятельно приняли решение защищать свою страну, не дожидаясь, когда их призовут на войну, которую ни одна из сторон до сих пор еще официально не признала.
Последний раз мы встретились с Щиповым на парламентских выборах в Киеве, куда его временно отпустили из части, чтобы принять участие в голосовании. Я спросил у него о ситуации на фронте. «Это только в кино война представляется как романтика. А в жизни, когда сутки сидишь в окопе, – это скучнейшее занятие, - поделился он со мной впечатлениями. Я долго думал об этой войне, - продолжал Щипов, – и только сейчас начинаю понимать, как трудно было чеченцам, когда они в одиночку боролись против русского фашизма. Русские – это страшная нация, которую нужно безжалостно уничтожать».
Я был ошеломлен от такого вывода Максима, догадываясь, что ему выпало пережить. Еще год назад, Щипов ставил студенческие спектакли по пьесам классиков русской литературы и всегда выступал за то, чтобы актеры играли на оригинальном языке без перевода на украинский. Тогда мы были убеждены, что так можно сохранить оригинальный стиль автора.
Во время очередной ротации автобус, в котором ехал Максим с сослуживцами, столкнулся ночью на большой скорости с военным грузовиком. Максим погиб на месте аварии под Артемовском вместе с двенадцатью солдатами. Еще 22 человека получили увечья разной степени.
Мама, приехавшая забирать вещи Максима из общежития, старалась держать себя в руках. Она не могла осознать, что ее единственного сына уже больше нет. Максим все это время говорил ей по телефону, что учится в университете. «Если бы я знала правду… - сказала она мне. - Я бы, конечно, отговорила его ходить на Майдан». Потом, немного подумав, добавила: «Он бы все равно меня не послушал и поступил бы по-своему».
Примерно в то же время, когда Максим Щипов отправился освобождать Славянск от диверсантов из группировки Стрелкова, в этот город приехал из Лисичанска Александр Филяев. Только Филяев приехал с желанием не освободить Славянск от русских головорезов, терроризировавших город, а убивать украинских солдат, таких как Щипов.
Журналисты по указанию Кремля приложили максимум усилий для того, чтобы украинцы и россияне возненавидели друг друга. Программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, вышедшая в эфир 15.04 на «Первом канале», - хороший пример того, как можно идеологически обрабатывать многомиллионную аудиторию. Для этого журналисты пригласили в студию девушку Любу Науменко и упомянутого выше ополченца Александра Филяева.
«Как он оказался на фронте? - спрашивает у Любы, с которой Филяев планировал создать семью, ведущий Андрей Малахов. – Ведь, он же мог занять нейтральную позицию, правда?» «Я его сначала и не отпускала, - отвечает она. – Но когда мы узнали по телевизору, что в Славянске убивают детей, Саша сразу пошел в ополчение».
Война на Донбассе зародилась и держится на лжи. Часть местных мужчин приняли решение воевать на стороне ополчения, потому что «так сказал им телевизор». Миллионы россиян поверили в существование «бандеровцев», потому что были «накачаны» ненавистью, лившейся из теленовостей. Филяев не стал проверять информацию об убийстве детей в Славянске: он сразу поверил в эту ложь. Его даже не удивила абсурдность этой новости: до вторжения русских диверсантов на Донбасс, в Украине никогда не было случаев, чтобы кто-то целенаправленно стрелял по детям.
Взрыв мины, на которой Александр Филяев подорвался, лишил его рук, зрения и частично слуха. Ноги сильно повреждены. Он с трудом передвигается. Ухаживает за ним Люба, выполняющая функции сиделки. Люба со слезами на глазах рассказывает зрителям в студии, как ей было больно слышать от Александра, чтобы она добила его … Александр считает, что на этом бы закончились все мучения.
Журналисты создали из Любы образ святой мученицы, которая будет всю жизнь нести свой крест. Александр, который во имя идеалов так называемой республики принес себя в жертву, по замыслу режиссеров передачи, должен был выглядеть в глазах россиян как настоящий герой.
Чем бы ни закончилась эта война, она не пройдет бесследно для России. Кремль наивно полагает, что можно легко манипулировать миллионами людей с помощью телевизионной пропаганды, абсолютно не опасаясь последствий за это зло. Руководство России сделало все возможное, чтобы посеять черную ненависть между двумя народами, которые еще совсем недавно действительно были близкими.
Первое фото: Максим Щипов за год до войны.