В Киеве не драматизируют сокращение авиаперевозок между Украиной и РФ

В Украине указывают на выборочность санкций против российских авиакомпаний и возможность их отмены. Есть и неординарные предложения. Корреспондент DW с подробностями.

В понедельник, 28 сентября, Госавиаслужба Украины официально проинформировала попавшие под санкции российские авиакомпании об отмене разрешений на полеты в украинские города с началом зимней навигации, то есть с 25 октября. Российские власти пообещали принять ответные меры. Убытки понесут обе стороны, но на Украине предлагают выход из патовой ситуации.

-- В Киеве подсчитывают убытки - свои и российские

Решение запретить российским авиакомпаниям летать на Украину Киев принял 25 сентября. Оно касается крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлота" и еще почти двух десятков авиакомпаний. Кроме пассажирских перевозок Киев запретил перелеты через территорию страны российских самолетов с товарами военного или двойного назначения, или с российскими военными на борту.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже поручил министерству транспорта РФ принять зеркальные меры. Гендиректор киевской консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак в интервью украинской прессе оценил годовые потери России от запрета полетов в более чем 50 миллионов долларов.

По данным "Международных авиалиний Украины" (МАУ), эта компания потеряет 35 миллионов долларов, а в случае запрета самолетам МАУ летать через Россию в Казахстан, Узбекистан, Китай и Таиланд сумма ущерба вырастет еще на 6,4 миллиона долларов в год.

МАУ летают из Киева в Москву и в Санкт-Петербург 13 раз в неделю, а также три раза в неделю в Калининград и пять раз - из Одессы в Москву. Российские компании "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7 осуществляют 30 рейсов в неделю из Москвы и Санкт-Петербурга в разные города Украины. Уже в субботу, 26 сентября, поступили сообщения об отмене "Аэрофлотом" трех рейсов в Харьков и одного в Одессу. В колл-центре представительства "Аэрофлота" на Украине DW, однако, заверили, что полеты пока продолжаются по расписанию.

-- Логика санкций

Несмотря на ожидаемые убытки, председатель правления киевского фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко считает запрет на полеты российских авиакомпаний на Украину необходимым и логичным. По его мнению, глубинной причиной введенных Киевом санкций является вооруженная агрессия России против Украины в Донбассе и незаконная аннексия Москвой украинского Крыма. "В условиях войны нет другого выхода, как разрыв отношений во всех сферах, от чего Киев длительное время воздерживался. Однако логика войны бывает весьма убедительной", - пояснил Богдан Яременко.

Директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров придерживается несколько иного мнения. Он напомнил DW, что официально Украина и Россия не находятся в состоянии войны. Эксперт назвал запрет на полеты российских авиакомпаний на Украину "политическим решением".

-- Наказание за нарушение

Аналитик транспортного рынка Александр Арбузов в интервью DW подчеркнул, что Киев запретил полеты на Украину только тем российским авиакомпаниям, которые нарушали международные санкции по блокаде авиасообщения с Крымом. Эксперт считает, что запрет объявлен в цивилизованных правовых рамках, за месяц до введения. "У российских компаний и у пассажиров есть время, чтобы подготовиться", - отметил эксперт.

По его словам, убытки от санкций понесут обе стороны. Российские авиакомпании будут облетать Украину, теряя не менее 30-40 минут на каждом рейсе. "Они могут избежать этих ограничений и даже вернуться на украинский рынок, если отменят полеты в Симферополь и выплатят начисленные Украиной штрафы за нарушение крымского эмбарго", - предложил Арбузов.

-- Украина закрыта не для всех

Аналитик назвал безосновательными упреки в тотальной блокаде Киевом авиасообщения с Россией. "Не летавшую в Симферополь российскую авиакомпанию Utair санкции не коснулись вообще. Она имеет достаточный парк самолетов, чтобы выполнять рейсы, которые ранее осуществляли "Аэрофлот" и "Трансаэро", - считает Арбузов. В Госавиаслужбе Украины DW подтвердили, что Utair действительно не попала в "черный список".

Отсутствие конкуренции, по словам Арбузова, грозит ростом цен на билеты. Киев, по его мнению, мог бы эффективно это предупредить, пригласив обслуживать рейсы в Россию европейские авиакомпании. "После запрета полетов для украинских компаний в Россию Москве было бы очень трудно обосновать подобный запрет для назначенной от Украины такой европейской компании, как, например, немецкой Lufthansa", - заключил Александр Арбузов.