Альянс до востребования
На минувшей неделе произошли два важных события, которые определят украинскую оборонную политику на ближайшие несколько лет.
На минувшей неделе произошли два важных события, которые определят украинскую оборонную политику на ближайшие несколько лет. Впервые в истории Украины генсек НАТО Йенс Столтенберг принял участие в заседании СНБО. Президент Петр Порошенко своим указом ввел в действие новую Военную доктрину. В документе Россия обозначена врагом №1 и официально закреплен курс Украины на вступление в западный военно-политический блок и ЕС. Киев не может рассчитывать на скорое членство в альянсе, пока не вернет под свою юрисдикцию Крым и захваченную пророссийскими террористами часть Донбасса.
Участие Йенса Столтенберг в заседании украинского Совбеза некоторые эксперты и журналисты назвали историческим событием. Как бы громко это не звучало, но это правда. В условиях «гибридной войны» со стороны Кремля и оккупации Крыма Украина может рассчитывать на саму себя и помощь союзников по северо-атлантическому блоку. Столтенберг в очередной раз подтвердил, что НАТО никогда не признает захват украинских территорий.
Он заверил Киев, что двери НАТО открыты для Украины, но наша страна должна быть готова к этому. Стоит признать, что подготовка к вступлению в альянс, даже не смотря на оккупированный Крым, идет полным ходом. Впервые в Военной доктрине нашей страны закреплено право любыми способами бороться с врагом, включая нанесение ударов противнику на его территории. Киев оставляет за собой право силой восстановить территориальную целостность страны.
В Кремле такие действия украинских властей однозначно воспримут как «неслыханную дерзость». Гневных окриков из Москвы пока не последовало, что связано с желанием не нагнетать обстановку в преддверии выступления российского президента на Генассамблее ООН. Владимир Путин так долго добивался аудиенции с Бараком Обамой, что лишние заявления могли бы только помешать встрече.
Зато отметились московские марионетки на Донбассе. Глава террористов из «ДНР» Александр Захарченко заявил, что в случае проведения в Украине референдума по НАТО «мятежная республика» выйдет из минского процесса. Он даже пригрозил началом широкомасштабных военных действий с прорывом до «границ» Донбасса. В Киеве прогнозированно не отреагировали на вопли террористов. Захарченко уже столько раз грозился начать «наступление», и столько раз террористы, поджав хвост, отступали с боевых рубежей, что как-либо реагировать на его слова – просто бессмысленная трата времени.
Сейчас Украина не может стать членом НАТО из-за оккупации Крыма и части Донбасса. Москва постоянно критикует евроатлантические устремления Киева, но там прекрасно понимают, что ключи от двери Украины в НАТО находятся в руках Путина. Аннексированный Крым является фактическим гарантом невступления Киева в альянс. С другой стороны, этот «ключ» стал для Кремля большим грузом.
Самое обидное для российских властей заключается в другом. Своими агрессивными действиями в Крыму и на востоке Украины они переломили общественное мнение в сторону необходимости сближения с НАТО. По данным исследования Центра Разумкова, в 2006 году продвижение НАТО на Восток не поддерживали 61,9% респондентов. Опрос, проведенный Центром летом текущего года, показал, что 64% респондентов готовы проголосовать за присоединение нашей страны альянсу.
Ни один украинский политик или государственный деятель не согласится на легализацию аннексии ради членства в НАТО. Пока сложно однозначно сказать, каким образом освободят Крым. Будет ли проведена силовая операция или же Кремль надорвется настолько, что сам начнет предлагать варианты по «сливу» украденного полуострова. Пока можно очертить условия, при которых возможен вариант военного решение «крымской проблемы».
Первое, серьезный экономический кризис в России, когда путинскому режиму не будет хватать денег на оплату военным. Не нужно преувеличивать уровень патриотизма среди российских вояк. Провальные авантюры на Донбассе, еще более бесперспективная война в Сирии не способны прибавить авторитета Кремлю в глазах солдат-контрактников и среднего офицерского состава.
Пока власть покупает лояльность этой категории профессионалов. В случае усиления санкций и дальнейшего падения цены на нефть, российский бюджет обмельчает настолько, что Кремлю придется выбирать – тратиться на внешние «завоевания» или отдать последнее охранителям режима внутри страны: чекистам, полицейским, фсошникам и прочим. Не стоит забывать о Чечне, которой «Аллах посылает» бюджеты. Рамзан Кадыров лоялен персонально Владимиру Путину, который эту лояльность щедро оплачивает из карманов российских налогоплательщиков. В нынешних условиях Москва не в состоянии гарантировать уплату «дани» в необходимых объемах.
Во-вторых, силовая операция возможна при безоговорочной поддержке со стороны западных союзников. Особенно США. Белый дом может решиться на это только в случае полной деморализации российской элиты. Прежде всего, военной и финансовой. Опыт диктаторских режимов Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи свидетельствует, что после утраты поддержки собственных генералов, они терпят крах за считанные недели. Внешне российский режим монолитен, но это обманчивое впечатление. Экономическая ситуация настолько плоха, что Кремль уже раздает ценные земли Китаю, надеясь получить кредиты, а российские правительство судорожно планирует повысить пенсионный возраст. Все экономические планы сводятся к заклинанию: «Мы ждем, когда подорожает нефть». По разным оценкам, к весне-лету 2017 года российские резервы будут на исходе. Санкции ставят элиту перед сложным выбором: «Крымнаш» или спасение собственных активов и денег в зарубежных банках. Российские клептократы выберут последнее.
В условиях серьезного политического кризиса в Москве, крымская группировка ВС России окажется в состоянии полной растерянности. Повторится ситуация весны 2014 года, но только с точностью наоборот. Теперь уже российские военные не будут знать, чьи приказы им выполнять и как действовать.
В-третьих, Украине для такой операции необходимо западное оружие и широкий набор новейших технических средств для эффективного наступления. Американцы готовы предоставить нам наступательные вооружения, но только если стволы не уйдут «налево» и будут эффективно использованы в бою. Видимо, у администрации Обамы пока нет такой уверенности, поэтому они предпочитают давить агрессора экономическими методами. Пока же ясно одно: война в Крыму началась, там же она должна и закончится. Освобождение аннексированного полуострова и станет главным тестом на готовность вступления Киева в НАТО.