Украина: общество критически оценивает ход реформ
17% украинцев считают, что ситуация в стране развивается в правильном направлении
О том, что ситуация в Украине развивается в «правильном направлении» осенью 2015 года готовы заявить приблизительно в два раза меньше граждан республики, чем в марте 2014. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного социологической службой Центра Разумкова, опубликованные на сайте организации 5 октября.
«Только 16,7 процентов опрошенных считают, что ситуация в стране развивается в правильном направлении, 66 процентов – что в неправильном. Этот показатель практически не менялся в течение 2015 года. Примерно столько же было в 2013, но доля тех, кто считает, что ситуация в стране развивается в правильном направлении, сейчас существенно меньше, чем было сразу после смены власти в Украине (в марте 2014 года). Тогда она составила 32,3 процента», – отмечается в документе.
Согласно результатам исследования, «только 6,9 процентов опрошенных считают, что в 2015 экономический кризис закончится, и начнется экономический рост, 23,1 процентов считают, что кризис перестанет углубляться, но экономика до конца года будет в состоянии застоя. При этом, 33,8 процента респондентов считают, что «экономический кризис будет углубляться».
«Граждане в целом почти не испытывают влияния реформ на их личное положение. …> Средние оценки хода реформ в большинстве сфер по десятибалльной шкале (от одного до десяти) чаще всего находятся в диапазоне от двух до трех баллов, хотя в большинстве сфер наблюдается небольшой рост средних оценок успешности реформ по сравнению с маем 2015», – говорится в публикации, в которой характеризуются результаты социологического опроса, который проводился с 12 по 19 сентября 2015 года и охватил 2008 респондентов во всех регионах Украины, кроме Крыма и оккупированных территорий на востоке страны.
Авторы исследования отмечают, что оценки выше трех баллов получила деятельность, направленная на популяризацию Украины в мире (4,2 балла), реформа правоохранительной системы (3,6 балла) и реформа системы национальной безопасности и обороны (3,4 балла).
«Хорошо знакомы» с конституционными изменениями, по данным социологической службы Центра Разумкова, лишь 4,4 процента респондентов, 43,9 процента – «кое-что слышали» о них, 27,9% – почти ничего не знают, а 23,6% – «совсем ничего не знают о них».
«41,5 процент опрошенных считают, что поправки в Конституцию должны приниматься президентом и парламентом, но после широкого общественного обсуждения, 37,2 процентов – на всенародном референдуме и лишь 3,6 процента говорят о необходимости принимать поправки президентом и парламентом, без привлечения общественности», – отмечается в результатах соцопроса.
-- Действия власти через призму реформ
Украинский политический консультант, управляющий партнер консалтинговой группы «Concept GR» Юлия Комарова считает, что украинской власти следует как можно быстрее перейти к масштабным, безотлагательным реформам, чтобы избежать еще большего «накала неудовольствия украинского общества».
«Мы видим, что не затронута системная основа коррумпированности украинского общества: то, что всегда мешало в проведении реформ, приближении Украины к европейскому пространству, – сказала Юлия Комарова корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Мы не можем себе позволить, у нас нет такого запаса прочности и ремени, чтобы сначала провести правоохранительную реформу, потом приступить к конституционной, далее иди к реформе здравоохранения».
Еще год назад, утверждает Юлия Комарова, в стране была объявлена «дорожная карта» реформ, представлявшая собой синтез усилий политических сил в парламенте и правительстве и участия президента в формировании процесса преобразований и контроле над ним.
«Прошел года с момента громкой презентации президентской «Стартатегии-2020», почти год с момента принятия коалиционного соглашения в парламенте, которое должно было стать «дорожной картой» реформ, а дороги к реформам как таковой все нет и нет. Более того, не выполняются даже ключевые пункты этой "дорожной карты"», – подчеркивает Комарова.
Вместе с тем эксперт указывает на влияние внешних факторов – в частности, вооруженного противостояния на востоке Украины и аннексии Крыма – на ход реформ и их восприятие украинским истеблишментом.
«Украине сложно свыкнуться со своей новой ролью субъекта геополитической игры, ведь мы никогда не были активным участником внешнеполитического переговорного процесса. Этот факт сильно отразился на дееспособности украинской политической элиты. Мы видим насколько эта элита «устала», ощущает на себе давление, растеряна и дезориентирована, настолько ее действия обусловлены тактическими, нежели стратегическими решениями», – отмечает Юлия Комарова.
-- О традициях восприятия власти
По мнению исполнительного директора Центра прикладных политических исследований «Пента» Александра Леонова, украинцы не разуверились в действиях нынешней власти, однако хотели бы видеть активное воплощение реформ, преобразования в обществе, экономике, политике.
«Негативизм восприятия преодолим, если власти удастся показать реальные результаты своей деятельности до общенациональных выборов в Верховную Раду. Серьезный удар по позициям власти могла бы нанести консолидированная оппозиция, но сейчас такой нет. Если в следующем году удастся по нескольким направлениям показать позитивную динамику развития страны в целом, и начнутся политические изменения, это покажет гражданам, что президент и его стратегия изначально были верны, несмотря на критику и политический демарш его оппонентов. Такая политика и стратегия позволит власти экстраполировать успех по многим направлениям», – отметил Александр Леонов в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».
По его мнению, показатели отношения украинцев к власти, подобные тем, что опубликовал Центр Разумкова, наличествовали при всех президентах с момента провозглашения независимости республики.
«Если проследить историю, то у всех президентов – сначала был «медовый месяц»: приблизительно первые сто дней, когда отношение граждан было положительным к власти. На данном этапе Украина вошла в такой период развития, когда всем изменениям, заложенным властью, сложно дать мгновенную оценку. Есть отдельные проблески, как полиция, но она работает пока только в столице, и заработала в нескольких других городах», – подчеркивает Александр Леонов.
Вместе с тем эксперт полагает, что нравственный аспект действий власти для украинцев намного важнее, чем экономические проблемы.
«Если не считать организованных выступлений шахтеров в 90-х годах, то все другие акции народного протеста, были связаны с Майданами – первый против фальсификаций выборов, второй «взорвался» после избиения студентов», – констатирует аналитик.
-- Гражданские оценки в России и Украине
Киевский международный институт социологии и российская негосударственная исследовательская организация «Левада-Центр» опубликовали 5 октября результаты совместного исследования ответов украинцев и россиян об их отношении к России и Украине соответственно.
В ходе исследования украинцам, как и ранее, задавался вопрос «Как вы в целом сейчас относитесь к России?», а россиянам «Как вы в целом сейчас относитесь к Украине?»
«Отношение украинцев к России и россиян к Украине несколько улучшилось за последние полгода. Количество тех, кто хорошо относится в Украине к России, составляет 34 процента (в мае было 26 процентов). В России к Украине – 33 процента (в мае было 30 процентов)», – говорится в результатах исследования.
«Что касается динамики отношения к Украине среди населения России – то я бы объяснил ее тем, что фокус общественного внимания в России сейчас смещается с проблем, связанных с Украиной, на более широкий круг проблем, и это дает стимул к восстановлению традиционно доброжелательного отношения к соседней стране», – так прокомментировал результаты исследования замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.
По данным соцопроса, плохо относятся к России 53 процента украинцев, а в России плохо относятся к Украине 56 процентов респондентов. В Украине были опрошены 2041 человек; опрос проводился с 11 по 21 сентября 2015 года. В России – 1600 человек в 134 населенных пунктах с 18 – 21 сентября 2015 года.