Тупик «Азовмаша». Как стратегическое предприятие оказалось в заложниках у России и Юрия Иванющенко
Все, что нужно нынешним украинским властям от одиозного соратника Януковича, - дешёвая тушёнка и качественный антрацит?
Мариупольский вагоностроительный завод «Азовмаш» продолжительное время является объектом особого внимания не только местных властей, но и центральных. Сложная экономическая ситуация, неблагоприятная политическая обстановка и накопившееся долговое бремя ставят вопрос о дальнейшей судьбе известного на все СНГ предприятия. Завод оказался заложником российского рынка, на котором украинским производителям уже перекрыли кислород. Доля производства цистерн предприятия на 75-78% зависит от российского рынка, где существует избыток грузовых вагонов и снижение объёмов грузоперевозок. Не говоря о других видах продукции. Чем меньше грузов перевозят, тем меньше на вагоны спрос. В результате, РФ предпочла защищать отечественных производителей. Даже на сайте Азовмаша чёрным по белому прописано, что в 2014 году был приостановлен срок действия сертификатов, выданных предприятию Регистром сертификации при федеральном железнодорожном транспорте РФ на производимую продукцию.
Без данных документов доступ на основной рынок сбыта закрыт. Масла в огонь подлили неблагоприятные политические факторы – антитеррористическая операция (АТО) на Донбассе и международные санкции Запада против РФ. Среди россиян существует стереотип о том, что Мариуполь находится под властью ДНР, а Азовмаш законсервирован, закрыт или вовсе лежит в руинах после боевых действий. Плюс долговое бремя – 700 млн. долларов задолженности перед 9 банками, 125 млн. гривен перед работниками, которые не получили зарплату. Последовали значительные сокращения персонала. Из 21 тысячи работников на заводе осталось только 8 тысяч. В результате кризис одного из градообразующих предприятий происходит на фоне общего роста безработицы и ухудшения экономической ситуации в Мариуполе. Местные СМИ с трудом сдерживают поток писем и обращений по поводу решения проблемы вагоностроительного завода от озабоченных горожан.
Дополнительное давление на «Азовмаш» осуществляет местная власть, обвиняя во всех грехах менеджмент и собственников предпрития. Городской голова Юрий Хотлубей требует незамедлительного решения проблемы со стороны руководства, которое, по его мнению, неэффективно: «Город становится свидетелем угасания предприятий группы «Азовмаш» то ли по причине внешних факторов, то ли по причине отсутствия эффективного руководства предприятием. Так или иначе, мы вынуждены констатировать несостоятельность менеджмента Вашей компании, самоустранение собственников от решения возникших проблем, отсутствие понимания последствий дальнейшей бездеятельности» – так охарактеризовал корень проблемы завода градоначальник.
Параллельно в СМИ стали появляться сообщения о необходимости банкротства предприятия. Финансовые эксперты видят в банкротстве возможность обеспечить смену собственника и передать предприятия в руки государства или кредиторов, компенсировав тем самым долги.
Но на заводе придерживаются другой точки зрения. В своём открытом письме мэру Мариуполя, Реитсма Кеимпе, гендиректор управляющей компании «Азовмашинвест Холдинг Лимитед», считает, что подспорьем к решению вопроса задолженности перед работниками завода мог бы стать возврат из госбюджета переплаты налога на прибыль на сумму более 400 млн. гривен. Также топ-менеджер подчеркнул что, с некоторыми кредиторами в лице Укрэксимбанка, «ВТБ», Сбербанка были подписаны соглашения о продлении сроков расчетов на период, достаточный для проведения реструктуризации долга. Задолженность перед банком «ПУМБ» была погашена ещё в 2014 г. Проблема задолженности решаема, но для этого требуется много времени.
Подлинный корень всех бед «Азовмаша» кроется в отсутствии достаточного количества заказов, чтобы запустить производство на полную мощность и вернуть сокращённый персонал на рабочие места. Коллектив предприятия уже направлял письма в адрес Министерства обороны, Министерства инфраструктуры, народным депутатам, с просьбой оказать содействие в получении государственных заказов, соответствующих технологическим возможностям предприятия. Направлялось обращение в адрес ГП «Укрзализныця» с просьбой лоббировать признание украинского сертификата соответствия продукции вагоностроения стандартам качества и безопасности железнодорожными администрациями стран СНГ, чтобы обойти, таким образом, ограничения, введённые государственными органами власти РФ. На предприятие пригласили зарубежную консалтинговую компанию, дабы разработать план выхода из кризиса.
Однако до недавнего визита Павла Жебривского, председателя Донецкой ОГА в Мариуполь, власть не реагировала должным образом на данные запросы заводчан. Вопреки мнению о том, что менеджмент предприятия не выходил на связь с губернатором, Павел Жебривский в интервью местной газете «Приазовский рабочий» рассказал о том, что лично посетил «Азовмаш» и встретился с представителями заводоуправления, цехов и конструкторского бюро. По данным издания, губернатор провёл встречу с высшим руководством предприятия, включая генерального директора ПАО «Азовмаш» Игоря Карапейчика. В отличие от «финансистов», которые не против обанкротить предприятие, донецкий губернатор настроен более оптимистично. Павел Жебривский допускает возможность реализации на предприятии госзаказов, включая производство танков и бронетехники.
Но декларируемой причиной промедления в решении данного вопроса является злополучная финансовая задолженность. В случае внесения предоплаты на предприятие, которое имеет неурегулированные обязательства перед кредиторами, деньги будут автоматически перечисляться на погашение задолженности, а не на инвестирование в производство.
Но это лишь верхушка айсберга проблемы. Согласно Закону Украины «О временных мерах на период проведения АТО» (положения п.п. 8 п. 4 ст. 11), плательщики единого социального взноса освобождаются от исполнения своих обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 6 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» на период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции или военного или чрезвычайного положения. Иными словами недоимка «Азовмаша», который находится на учете в органах доходов и сборов в населённом пункте, где проводилась антитеррористическая операция признается безнадежной и подлежит списанию. Учитывая то, что в Мариуполе дислоцируются участники АТО, которые освободили город 13 июня 2014 г., то «Азовмаш» должен быть освобождён от штрафных и финансовых санкций и уплаты единого социального взноса. Задолженность не единственная причина промедления в «перезагрузке» «Азовмаша».
Власть явно настораживают собственники «Азовмаша». Речь идёт о персоне Юрия Иванющенко, известного как Юра Енакиевский, экс-депутата Партии регионов, который, по данным Forbes, совместно с сыном Арсеном (24 года), контролирует 21% акций «Азовмаша». Неслучайно, Павел Жебривский допустил идею введения «внешнего управления предприятием» и создания антикризисных комитетов по решению проблем «Азовмаша» в составе горсовета Мариуполя, чтобы минимизировать контакты с одиозными личностями.
Юрий Иванющенко подозревается в финансировании сепаратистского движения на Донбассе. По данным депутата, а в прошлом журналиста Татьяны Чорновол, Иванющенко через некого Анатолия Зуева по кличке «Зуй», финансировал сепаратистские митинги в поддержку «ДНР» . Деньги раздавались в его имении в Енакиево лидерам сепаратистских формирований. Обнародовались также сведения и о финансовой помощи «ЛНР» со стороны торгового рынка «7 километр», 59% акций которого контролирует Юрий Иванющенко. Под видом договора о передаче ценных бумаг в адрес Луганской угольнообогатительной компанией от 15 декабря 2014 г., фирма «7 километр» перечислила ЛНР 23,5 млн. грн. Ну а действующий министр МВД Арсен Аваков заявлял о том, Юрий Иванющенко причастен к снабжению боеприпасами участников убийства активистов Майдана на Михайловской площади в январе 2014 г. Есть версия, что охрана Юры Енакиевского участвовала в бойне под видом сторонников Правого сектора.
Эти обвинения, скорее всего, и вынудили Юрия Иванющенко оперативно переехать в Монако и абстрагироваться от переговоров с властью по поводу решения проблемы «Азовмаша». Недаром правоохранительные органы Украины объявили бизнесмена в розыск под предлогом «подозрения в присвоении, растрате имущества в особо крупных размерах, согласно ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса». Ну а по ходатайству Гепрокуратуры, в январе 2015 г. украинский суд и вовсе наложил арест на его счета в швейцарских банках.
Если муссируемые в прессе подозрения в отношении Юрия Иванющенко являются истиной, то пассивное отношение государства к решению проблемы «Азовмаша» оправдано. Логика такова: если Иванющенко умудрялся находить деньги для нужд донбасских сепаратистов из кассы «7-го километра», то что помешает ему «пожертвовать» сторонникам «русского мира» часть своей прибыли от реализации госзаказов на заводе?
Тем не менее, судебной власти ничто не помешало совершить обжалование дела Юрия Иванющенко и прекратить его розыск. Юрий Иванющенко незаменим для государства в определённых сферах экономики. Он осуществляет поставки угля с оккупированных территорий для нужд украинской энергетики. Ему удаётся договариваться с сепаратистами. Ведь четыре из шести электростанций государственной компании «Центрэнерго» и «Донбассэнерго» могут функционировать только на антраците, месторождения которого контролируются террористами «ДНР». Также компания Юрия Енакиевского «Геус-Групп» является традиционным победителем тендеров на поставку продовольствия ВСУ и за счёт низких цен и контролирует 30% рынка питания украинских военных. На последнем тендере данной фирме удалось победить даже компанию «Метро Кэш энд Керри», которая известна своими доступными ценовыми предложениями. Дешёвая тушёнка для военных и качественный антрацит для энергетиков. Вот что является железным алиби для Юры Енакиевского.
Но это не значить, что государственная власть готова сотрудничать с Юрием Иванющенко в обеспечении заказами «Азовмаша». Действующая власть боится заработать статус пособника сепаратизма. В информационном пространстве за Юрием Иванющенко закрепился негативный имидж. О реакции международного сообщества на сотрудничество государства и представителей бизнеса, имеющих контакты с сепаратистами и террористами, стоит только догадываться. Вероятно, что ворошить проблемы связанные с «Азовмашем» не совсем интересно и самому Юрию Иванющенко, если он действительно имеет контакты с представителями «ДНР» и «ЛНР». Одно дело помогать «пророссийским землякам» за счёт выручки от продаж продуктов, совсем другое дело от производства военной техники, которая против них же и будет применяться. Так называемая «реабилитация» Юры в качестве спонсора украинской армии и Мариуполя как форт-поста государственности Украины может наплодить массу врагов и недоброжелателей по ту сторону линии разграничения. По всей видимости, один из собственников «Азовмаша» не желает привлекать внимание к своей персоне на фоне решения проблем завода, сделав выбор в пользу жизни в тени. Вот только простым работникам «Азовмаша» от этого не легче. Ведь никто не задумывается, что предприятие не получается вывести из кризиса из-за одного человека. Действующая власть подвергается критике из-за безразличного отношения к стратегически значимому предприятию, а потенциальный электорат поворачивается спиной к партиям, входящим в коалицию.