Покушение на люстрацию. Место действия – Конституционный суд
Как оставить кадры Януковича у власти? К поиску лазеек подключилась… новая власть
22 октября Конституционный суд продолжит рассмотрение дела о конституционности отдельных положений закона «Об очищении власти». После признания исследования материалов дела в устном слушании завершенными, суд перейдет к закрытой части заседания. Некоторые депутаты и общественные активисты не исключают, что в итоге КС, в котором часть судей также должны быть люстрированы, признает документ неконституционным и вернет чиновникам времен Януковича возможность занимать государственные должности.
Закон «Об очищении власти» принимался в сентябре прошлого года с трудом и «всем миром»: тогда еще спикер Верховной Рады Александр Турчинов несколько раз ставил его на голосование, активисты перекрывали улицу Грушевского и жгли покрышки у стен парламента. С началом действия закона сопротивление со стороны тех, кто подпадал под люстрацию, только усилилось. Массово свою отставку начали оспаривать в судах сотрудники прокуратуры. Эстафету подхватили СБУ, налоговики и другие госслужащие. Бойкот поддержали и сами судьи.
По данным «Общественного люстрационного комитета», с момента вступления в силу закона в Украине были официально люстрированы более 700 высокопоставленных чиновников, которые в течение десяти лет не могут возвращаться на госслужбу. Но до сих пор в системе исполнительной власти остается немалое количество людей, так или иначе причастных к коррупционному режиму беглого экс-президента, готовых и дальше служить системе. К тому же, к поиску лазеек, как оставить «нужные кадры» на местах, уже подключилась… новая власть.
Напомним, люстрационный закон, который вступил в середине октября 2014 года, предусматривает, в том числе, увольнение из государственной службы и запрет занимать государственные должности для руководителей министерств и ведомств времен президентства Януковича. А также - ряда других лиц, замешанных в преступлениях или участии в силовых акциях против Майдана.
В КСУ практически сразу же обратился Верховный суд Украины. Органом было подано два представления – в ноябре 2014 года и в марте 2015-го. Они касались вопроса соответствия нормам Конституции (неконституционности) пункта 6 части первой, пунктов 2,13 части второй, части третьей статьи 3, а также части третьей статьи 1, пунктов 7, 8, 9 части первой, пункта 4 части второй статьи 3, пункта 2 заключительных и переходных положений закона.
Также – в январе 2015-го – со своей стороны представление в Конституционный суд подали 47 народных депутатов (Левочкин, Мирошниченко, Кивалов, Бойко, Рабинович, Шуфрич, Королевская, Колесников и т.д.). По вопросам неконституционности части третьей, шестой статьи 1, части первой, второй, третьей, четвертой, восьмой статьи 3, пункта 2 части пятой статьи 5, пункта 2 заключительных и переходных положений.
Все три представления были объединены КСУ в одно конституционное производство.
Верховный суд поднимает вопрос о конституционности положений закона, касающихся запрета для определенных лиц, в отношении которых осуществляется люстрации, в течение 10 лет занимать должности. Речь идет о лицах, которые занимали совокупно не менее одного года в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года должности члена ВСЮ (кроме председателя Верховного суда Украины), члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины, председателя Государственной судебной администрации Украины, его первого заместителя. Указанный запрет применяется к лицам, которые занимали эти же должности в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и не были освобождены в этот период по собственному желанию. Кроме того, оспариваются положения данного закона о запрете занимать должности для судей, которые вынесли решения против участников Евромайдана.
В представлении народных депутатов речь идет о конституционности положений закона о запрете занимать должности для лиц, которые в течение не менее одного года в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года занимали должности президента, премьер-министра Украины, членов правительства, главы НБУ, руководителей силовых структур, главы Администрации президента. В то же время депутаты обжаловали аналогичный запрет в отношении лиц, занимающих указанные руководящие должности в органах власти в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года, а также работников правоохранительных органов, следователей, оперативных работников, работников органов прокуратуры, которые принимали участие в задержании лиц, освобожденных от уголовной или административной ответственности в соответствии с законами об амнистии, составляли на них рапорты и протоколы об административном правонарушении.
Прошлое заседание КСУ по этому вопросу состоялось полгода назад – 16 апреля.
Тогда суд отложил рассмотрение данного дела на неопределенный срок. С ходатайством о переносе слушания обратился народный депутат от «Народного фронта» Леонид Емец.
Как известно, в Раду был внесен законопроект о внесении изменений в люстрационный закон. Он учитывал замечания и предложения госорганов, ответственных за проведение проверки, и приводил закон в соответствие к международным стандартам с учетом рекомендаций Венецианской комиссии.
«Пока этот проект не будет рассмотрен парламентом, нет смысла продолжать рассмотрение этого вопроса в КСУ», - считает Емец. Однако заседание было назначено, и депутата, который курирует вопрос люстрации от ВР, вовремя оповестить об этом забыли.
«Я из своих источников узнал, что в четверг (22 октября, - «Главком») Конституционный суд будет рассматривать вопрос о люстрации. Ситуация почему удивительна? Я являюсь представителем парламента в КСУ по этому вопросу, и уведомление я получил только за день до заседания», - удивился Леонид Емец в разговоре с «Главкомом».
По словам политика, у сторонников люстрации сильная правовая позиция, которая, в том числе, касается того факта, что у части судей, которые ведут заседание, есть конфликт интересов. Они сами попадают под люстрацию и согласно закону «О борьбе с коррупцией» не имеют права рассматривать этот вопрос. «Они обязаны подать заявления о самоотводе. Если не сделают этого на заседании – это будет нарушение закона», - отметил он.
В пользу того, что действующий КСУ не может оценивать конституционность очищения власти, уже высказался и премьер-министр Арсений Яценюк. О том, что 8 членов суда подлежат люстрации, он заявил на недавнем заседании Кабмина.
Согласно сообщениям активистов, под люстрацию подпадают:
- Юрий Баулин, председатель Конституционного суда;
- Василий Бринцев, судья Конституционного суда;
- Сергей Вдовиченко, судья Конституционного суда;
- Михаил Гультай, судья Конституционного суда;
- Михаил Запорожец, судья Конституционного суда;
- Александр Пасенюк, судья Конституционного суда;
- Олег Сергейчук, судья Конституционного суда;
- Наталья Шаптала, судья Конституционного суда.
Однако, как отметил Емец, тот факт, что Конституционный суд состоит почти на половину из людей, «которые в свое время незаконно вернули полномочия» Януковичу, может сыграть «злую шутку». «Эти люди способны на незаконные вещи», - считает нардеп.
К тому же, у люстраторов возник вопрос, связанный со «своевременностью» возвращения Конституционного суда к рассмотрению закона «Об очищении власти».
Во-первых, буквально накануне директор Департамента по вопросам люстрации Минюста Татьяна Козаченко сообщила, что под «очищение» попадает 42% служащих центрального аппарата Государственной фискальной службы. «Удивительным является совпадение, что назначение заседания КС произошло сразу после проверки в ГФС, где было выявлено большое количество людей, незаконно пребывающих на своих должностях», - отметила Козаченко в разговоре с «Главкомом».
Как ранее писала чиновница у себя в Фейсбуке, сегодня катастрофически не хватает «своих», «проверенных в грязных делах» людей на должностях в исполнительной власти. «Им нужно вернуть таких людей на должности, а закон мешает. И что грустно, он мешает уже новой власти, которая назначила возглавлять налоговую столицы, милицию столицы и прокуратуру столицы лиц, подпадающиих под люстрацию», - отметила она. Речь шла о начальнике ГУ УМВД в Киеве Александре Терещуке, и.о. прокурора Киева Олеге Валендюке и руководителе Киевской налоговой Людмиле Демченко. Интересно, но все в тот же день, 22 октября, уже Окружной административный суд Киева должен начать рассмотрение дела о правомерности занимания должности Демченко.
Всего, как отчиталась Козаченко, было проверено 344 чиновников центрального офиса ГФС. 76 из них не имеют права пребывать на своих должностях. А 66 подпадают под критерии части первой статьи 3 закона «Об очищении власти» (где предусматривается автоматическая люстрация для лиц, которые совокупно в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года занимали ряд должностей). То есть они должны были быть уволены автоматически – на протяжении 10 дней с момента вступления закона в силу. Кроме Демченко под «чистку» попали руководители департаментов налогообложения юридических лиц и физических лиц, организации таможенного контроля и правовой департамент, главы таможен Днепропетровской, Полтавской, Тернопольской и Кировоградской областей.
Ранее «Общественный люстрационный комитет» уже признавал ГФС одним из крупнейших саботажников закона о люстрации. Премьер Яценюк на недавнем заседании правительства также уже призвал уволить половину «верхушки» фискальной службы. В случае не выполнения закона, Минюст не исключил привлечение к дисциплинарной ответственности – вплоть до увольнения – главы ГФС Романа Насирова.
Во-вторых, активные противники люстрации «засели» не только в ГФС, но и в судейском корпусе. «Два года с начала Майдана прошло – ни один судья не люстрирован, начиная от Киреева (судья, посадивший Тимошенко, - «Главком»), и заканчивая теми, кто выносил репрессивные решения людям на Майдане», - отметила в разговоре с «Главкомом» Татьяна Козаченко.
Как известно, уже в пятницу, 23 октября, Венецианская комиссия начнет рассмотрение предложенных изменений в Конституцию Украины в части судебной реформы.
Однако Венецинка получила два варианта изменений. Один – от Администрации президента – предусматривает переаттестацию всех судей, включая проведение нового конкурса на должности уволенных судей. Второй – от общественности и отдельных народных депутатов – предполагает увольнение всех судей с назначением новых по такому же конкурсу.
«Конституционная комиссия при АП отправила в Венецианку косметическую реформу, - считает Козаченко. – Там идет речь о пенсионном возрасте, увеличении опыта работы, возрастном цензе. Но все эти предложенные изменения никоим образом не повлияют на качественный состав суда. Это все равно, что не создавать патрульную службу полиции, а взять имеющееся ГАИ, тех же ГАИшников в полном составе переаттестовать, а тех, кто не сдаст переаттестацию, отправить на повышение квалификации, и потом снова выпустить на дороги. Когда был Янукович, судьи назначались президентом и через личные собеседования с Портновым. Эта система прогнила. И нам хотят оставить весь «качественный» состав суда, чтобы у нас, вообще, не было шансов на суд в этой стране».
В-третьих, на повестку дня вопрос о признании неконституционными ряда статей закона «Об очищении власти» вернулся как раз в накануне местных выборов.
После выборов, как уже предрекают активисты, начнется передел должностей на местном уровне. И многим избранным депутатам местных советов и мэрам нужно будет вернуть к власти ряд людей, «которые были у системы, но имеют запрет доступа к госслужбе».
Вопросы вызывает также тот факт, что на прошлом заседании Министерство юстиции подавало ходатайство о включение его в рассмотрение дела как сторону – субъекта. Но, как отметила Козаченко, несмотря на то, что по закону Минюст является субъектом, который обеспечивает порядок проведения проверки и определяет правовую политику в стране, Конституционный суд в удовлетворении этого ходатайства ведомству отказал. Правда, привлек общественный совет при министерстве, который не является юрлицом и не обладает субъектностью с точки зрения судебного производства. Своего представителя в лице Козаченко Кабмин, как уже пообещал Яценюк, 22 октября в Конституционный суд все-таки отправит.
Депутаты, занимающиеся вопросами люстрации, допускают, что КСУ можетв итоге стать на сторону оппонентов люстрации. «Как бы не прикрывали людей Януковича Петр Порошенко, Роман Насиров, Арсен Аваков, сотни высокопоставленных прокуроров, начальников милиции, налоговиков и других слуг клептократии были люстрированы и ушлт в отставку. Они ненавидят закон «Об очищении власти». И надеются, что их подельники, которые из-за бездеятельности ГПУ и СБУ сидят в КС, признают этот закон неконституционным. Этого у старых партнеров в мантиях просят и Левочкин и Ко, которых закон запрещает возвращать в правительство и Администрацию президента», - прокомментировал ситуацию нардеп от «Самопомочи» Егор Соболев.
Депутаты, активисты и представители Минюста призывают украинцев в день заседания выйти под стены Конституционного суда, называя происходящее «покушением на убийство».
И хоть вчера в пресс-службе КС сообщали, что никаких изменений в расписании суда нет, по информации «Главкома», рассмотрение вопроса конституционности закона «Об очищении власти» сегодня таки не состоится – поскольку «несколько судей заболели, и кворума не будет».
Источник «Главкома» в суде не исключил, что заседание могут перенести на пятницу или на более дальний срок. Как сообщается на сайте КСУ, пленарное заседание будет проводиться в режиме устного слушания, а после признания судом исследования материалов дела в устном слушании завершенными, суд перейдет к закрытой части заседания. С учетом того резонанса, которое возвращение КС к люстрационному закону уже вызвало в политикуме, можно предположить, что «тянуть» будут. Пока не наступит подходящий момент.