В новую Военную доктрину Белоруссии не вписывается российская база
Александр Лукашенко озабочен национальной безопасностью республики
Белоруссия разрабатывает новую Военную доктрину, ориентированную на национальные интересы. Эксперты видят связь этого с нежеланием Минска размещать на своей территории российскую авиационную базу.
Проект новой Военной доктрины уже подготовлен, и до конца года его должен рассмотреть Совет безопасности. Об этом сообщил президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая в пятницу на оперативном сборе командного состава вооруженных сил. Высказываясь на эту тему, он напомнил, что, укрепляя военную мощь, Белоруссия «обеспечивает не только свой суверенитет», но и взаимодействует с союзниками для создания «фактора сдерживания в военной сфере». Главное в этом взаимодействии – учет национальных интересов», подчеркнул Лукашенко. В частности, белорусский президент «не видит смысла быть втянутыми в игру мускулами наших западных и восточных соседей» и в российско-украинский конфликт. «Для нас крайне важно сохранить выработанный на политико-дипломатическом уровне баланс отношений с Москвой и Киевом. При любом развитии ситуации мы не должны быть втянутыми в их противостояние», – заявил Лукашенко.
Главными угрозами современности он называет «стремление Соединенных Штатов и их союзников закрепить за собой ведущую роль в современном мироустройстве», «беспрецедентное обострение отношений по линии Россия–Запад» и влияние «на геополитические процессы различных негосударственных субъектов деструктивного толка». Белорусский президент подчеркнул, что очень важным сейчас является информационное противостояние. «По своей интенсивности оно не уступает реальным боевым действиям. Ущерб, наносимый при этом, несоизмерим с потерями конфликтующих сторон в физическом пространстве: ведь борьба ведется за сознание людей», – заявил Лукашенко.
По мнению экспертов, новая Военная доктрина как раз и призвана учесть эти реалии современности. Лукашенко не будет прямо и публично говорить о том, что пересмотреть в сторону усиления национальных интересов Военную доктрину его вынудила и история с Крымом, рассуждают местные наблюдатели, однако то, что этот фактор, несомненно, присутствует, не сомневается никто. «Новая доктрина разрабатывается тогда, когда появляются новые угрозы для государства или могут появиться в ближайшей перспективе. И ситуация на самом деле изменилась: Крым, конфликт в Украине, новые гарнизоны НАТО в Балтике. И мы должны иметь ответ на все эти вызовы», – говорит по этому поводу военный эксперт Александр Алесин.
По мнению Алесина, на то, что Лукашенко видит угрозу для Белоруссии со стороны России, указывает изменение его позиции по поводу размещения в Белоруссии российской авиабазы. «Еще в 2013 году Лукашенко был согласен на базу в Беларуси, но сейчас, после Крыма, рогом уперся», – говорит эксперт.
Напомним, что накануне выборов Лукашенко заявлял, что он вообще не в курсе таких намерений России, и уверял общественность, что эту тему российское руководство с ним вовсе не обсуждало. Говоря о военной безопасности с командным составом вооруженных сил, белорусский президент, конечно же, не мог не затронуть и эту тему. «С военной точки зрения размещение российской авиабазы на территории Беларуси не нужно ни белорусской, ни российской стороне», – заявил он. Белорусский президент считает, что для обеспечения безопасности в мирное время достаточно дежурных сил ПВО, которые состоят из российских и белорусских экипажей. «Они со своей задачей по охране госграницы в воздушном пространстве справляются, в том числе в интересах защиты Российской Федерации», – сказал он. Размещение других российских вооруженных формирований, в том числе авиационных, имеет смысл, по его мнению, только «в случае развязывания военной агрессии против Беларуси, считай – и против России».
Еще одна причина нежелания размещать в Белоруссии российскую авиабазу, по мнению экспертов, – стремление не сломать хрупкий диалог Минска и Брюсселя. Как сообщалось, на прошлой неделе ЕС утвердил свое решение приостановить на четыре месяца санкции в отношении Белоруссии. И если относительно их экономического эффекта у экспертов есть сомнения, то имиджевые потери налицо. Комментируя приостановку санкций, экономические аналитики анонсируют возможное снятие препятствий для получения технической помощи ЕС, выход Белоруссии на европейские рынки заимствований, помощь при вступлении в ВТО и даже проведение в 2016 году конференции по вопросам инвестиций в Белоруссию. Сегодня, когда белорусская экономика в рецессии, Россия не демонстрирует намерений ее поддержать, а готовности к реформам нет, для властей очень важна любая экономическая помощь.