Трудовой кодекс традиционной ориентации
Верховная Рада приняла в первом чтении новый Трудовой кодекс. Правка о трудовых правах геев не прошла
Сегодня Верховная Рада приняла в первом чтении многострадальный Трудовой кодекс. Проект кодекса поступил в парламент еще в декабре 2014-го, а в мае 2015-го был заменен усовершенствованным вариантом. Солидности документу придает тот факт, что авторский коллектив этого проекта возглавляет глава Верховной Рады Владимир Гройсман, который, впрочем, является лишь номинальным автором. Также под документом стоят фамилии нардепов главы профильного комитета по «социалке» Людмилы Денисовой («Народный фронт»), представителя Президента в парламенте Степана Кубива (Блок Порошенко) и соратника главы Федерации работодателей Украины Дмитрия Фирташа Михаила Папиева (Оппозиционный блок). Реально же новый Трудовой кодекс, который должен прийти на смену до сих пор действующему советскому, – плод многолетней работы, а его основу заложили еще руководители профсоюзов от Партии регионов Василий Хаара, Ярослав Сухой и Александр Стоян.
«Кодекс готовился на протяжении последних 14 лет разными правительствами с привлечением международных экспертов, – напоминал «Главкому» накануне голосования министр социальной политики Павел Розенко. – Тело законопроекта практически не менялось – в таком виде он был принят в Верховной Раде 10 лет назад в первом чтении, но потом были роспуски Рады, смены Кабминов… Фактически сегодняшний законопроект – это тот, что был подготовлен ко второму чтению еще тогда».
При этом Розенко подчеркнул, что и Федерация профсоюзов Украины, и работодатели заняли позицию принятия Трудового кодекса в первом чтении и его доработке ко второму. Против выступала только конфедерация свободных профсоюзов Украины во главе с бывшим «бютовцем» Михаилом Волынцом. Он считает, что кодекс «перекошен» в пользу работодателей и существенно ухудшит положение наемных работников. По мнению Волынца, принятие нового Трудового кодекса вовсе не является требованием Евросоюза к безвизовому пакету, о чем говорил Гройсман на заседании подготовительного совета. Европейцы требуют лишь внести небольшие правки о защите прав секс-меньшинств, но их вполне можно было при желании вплести в действующее трудовое законодательство.
Бывший народный депутат от «Батькивщины» Андрей Павловский напоминает, что новую редакцию Трудового кодекса начали продвигать, как раз когда один из его сегодняшних авторов Папиев был министром социальной политики в правительстве Януковича. Задача – «по заказу крупного капитала сильно ограничить права людей труда, нивелировать роль профсоюзов и уничтожить возможность заключать трудовые коллективные договора».
«Главком» уже детально писал о главных подводных камнях нового Трудового кодекса. Главный лозунг оппонентов документа – «это путь в рабство». Особое их возмущение вызывают следующие новации: теперь работодатели смогут негласно следить за сотрудниками с помощью аудио- и визуальных средств, сотрудников заставят подписать индивидуальные договора вместо коллективных, позволят сдавать работника «в аренду» другому работодателю, процедура увольнения упростится и для нее не будет требоваться согласие профсоюзов.
Все обвинения в том, что профсоюз Волынца – единственный, кто выступает против принятия кодекса, тот комментирует просто: «Остальные профсоюзы – карманные, которые просто распродают имущество. Они под контролем власти и будут выполнять то, что она им скажет».
Накануне голосования экс-«бютовец» обещал, что встретится с фракцией «Батькивщины» и попытается убедить ее не поддерживать кодекс, но на вечер среды у фракции не было четкого решения, как голосовать, хотя экспертный совет выдал негативные рекомендации.
Интересно, что не было решения, как голосовать, и у Оппозиционного блока, хотя один из его депутатов Михаил Папиев значился в соавторах проекта кодекса (а базовый текст и вовсе писали «регионалы»). Волынец рассказывал, что глава фракции «Оппоблока» Юрий Бойко при нем якобы сильно отчитал Папиева за этот законопроект и чуть ли не отправил того отзывать свою подпись как соавтора. Сам Папиев эту историю не комментировал, но в разговоре с «Главкомом» возмущался, что глава комитета по европейской интеграции Ирина Геращенко пытается протиснуть в проект поправку о недопустимости дискриминации секс-меньшинств и, если это произойдет, он подумает над тем, не отозвать ли свое имя из числа авторов законопроекта. В итоге, «Оппозиционный блок» так и не дал ни одного голоса (включая самого Папиева), хотя за смущавшую поправку Геращенко депутаты голосовали отдельно и благополучно ее завалили.
В четверг кодекс представляла один из его авторов и глава профильного комитета Людмила Денисова. Она напомнила, что только в Украине из постсоветских стран до сих пор действует советское трудовое законодательство и начала опровергать «мифы», которыми успел обрасти «рабовладельческий» проект кодекса. Денисова объяснила, что все двоякие нормы будут трактоваться только в пользу работника, видеоконтроль за сотрудниками будет только на отдельных предприятиях, занимающихся торговлей и производством драгметаллов, для отдельных категорий вроде женщин с детьми и пенсионеров предусмотрена работа на дому, а увольнять беременных можно будет исключительно при ликвидации предприятия.
Также докладчица пообещала, что с 20 до 30% будет увеличена доплата за работу в ночное время, а минимальный отпуск – с 24 до 28 дней. Что касается претензий оппонентов кодекса, что теперь работодатели смогут принимать нормативные акты, Денисова напомнила, что они и сейчас их принимают, вопрос только в терминологии. Депутат заявила, что проект кодекса одобрили четыре профсоюза из пяти, а на экспертизу в Международную организацию труда, куда грозился отправить документ Волынец, разработчики отправят документ сами.
Судя из настроений выступающих, было понятно, что проект, скорее всего, будет сегодня поддержан в первом чтении. Даже Юлия Тимошенко, которая «открыла всем глаза», что он разрабатывался работодателями еще во времена Януковича, пообещала, что «Батькивщина» проголосует, чтобы ко второму чтению тщательно доработать кодекс с пожеланиями профсоюзов. Строго «в отказ» пошли «радикалы» и «оппоблокеры». От имени последних проект торпедировала ходившая накануне на допрос в ГПУ Наталья Королевская. Бывшая соратница Януковича традиционно оседлала тему «злыдней», в которых живет украинский народ. Зато расхваливал новый кодекс соратник Фирташа по Федерации работодателей Украины, известный промышленник Анатолий Гиршфельд из группы «Воли народа», которая, в итоге, дала 15 голосов. Всего за Трудовой кодекс проголосовало 258 депутатов, хотя без голосов «Воли народа» и внефракционных столько бы не наскреблось, поскольку фракции коалиции голосовали не очень дисциплинированно.
Отдельная история – та самая поправка о недискриминации по сексуальной ориентации.
Эта директива ЕС запрещает «любую дискриминацию в сфере труда, в частности, нарушение принципа равных прав и возможностей, прямое или непрямое ограничение прав в зависимости от расы, политических, религиозных или иных убеждений, гендерной идентичности и сексуальной ориентации». Ирина Геращенко трижды увещевала коллег ее поддержать и даже вспоминала всуе о всемирно известных геях Петре Чайковском и Оскаре Уайльде, но все без толку. Суть позиции парламента свелась к апелляциям известного «моралиста» из «Народного фронта» Павла Унгуряна к «христианской духовной истории», и Рада провалила даже завуалированное предложение Гройсмана «рассмотреть возможность учесть правку ко второму чтению». За голоса отдали лишь 117 депутатов, в то время как 45 нажали кнопку «против». Интересно, что спикер особо на поправке не настаивал, хотя она является одним из требований, которые Украина должна выполнить для либерализации визового режима с ЕС. Есть, правда, и такое мнение – Европа так настаивает на этой поправке, чтобы иметь полное право отказывать украинским беженцам, которых якобы дискриминируют на родине в связи с нетрадиционной ориентацией.
http://fakty.ictv.ua/public/swfobject/zl_player.swf
Видео:ICTV
Зато нашлись голоса на то, чтобы отвести на подготовку Трудового кодекса ко второму чтению не две, а три недели – все-таки вопрос непустяковый. Волынец пугает, что до второго чтения проект будет не смягчен, а наоборот станет только хуже – такое, мол, уже проходили в России и Казахстане. И, как показывает практика повторного прохождения через комитеты, проголосованный сегодня вариант через три недели может приобрести вовсе неузнаваемый вид.