Дело о двутаврах
Наличие или отсутствие этих поражающих элементов боевой части ракеты — одна из главных интриг расследования. Потому что это позволит «опознать» тип пусковой установки ЗРК «Бук»
«Новая газета» с помощью авиаэкспертов и специалистов в области ракетостроения продолжает исследовать обстоятельства гибели самолета «Малайзийских авиалиний» в небе над Восточной Украиной летом 2014 года. 13 октября этого года фактически одномоментно был представлен доклад Совета безопасности Нидерландов о результатах международного расследования катастрофы и результат работы российских специалистов концерна «Алмаз-Антей», которые провели натурный эксперимент, имитировавший взрыв боевой части ракеты рядом с самолетом.
ИЗ ДОКЛАДА ГОЛЛАНДСКОЙ СТОРОНЫ СЛЕДУЕТ:
• причина взрыва — боевая часть зенитной ракеты комплекса «Бук», тип б/ч 9 Н314 М — обнаружены характерные поражающие элементы (двутавры) и следы их воздействия на обшивку авиалайнера;
• с точностью в единицы метров установлена точка подрыва боевой части ракеты;
• с относительной точностью определено положение корпуса ракеты в момент подрыва боевой части;
• опровергнуты иные версии: взрыв бомбы внутри самолета, поражение ракетой класса «воздух-воздух» и т. д.
ИЗ СКАЗАННОГО НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМИ РОССИЙСКОГО ВПК СЛЕДУЕТ:
• самолет сбит ракетой 9 М38 с б/ч 9 Н314, поражающих элементов в виде двутавров не было;
• согласно смоделированной схемы встречи ракеты с самолетом, точка старта ракеты — в районе населенного пункта Зарощенское, а не Снежного.
Напомним, в чем принципиальность этих на первый взгляд несущественных разногласий.
Тип ракеты и ее б/ч позволяет установить и модификацию самого ЗРК «Бук»: если верить голландцам, то подобные ЗРК есть на вооружении России, если верить специалистам «Алмаз-Антея», то ЗРК этого типа давно сняты с вооружения ВС РФ, зато наличествуют у ВС Украины.
Если пуск был произведен из района Снежного, то это однозначно указывает на причастность к трагедии донецких сепаратистов. А вот по поводу того, под чьим контролем — «ДНР» или украинских военных — находилось Зарощенское в момент пуска, ведутся дискуссии (см. доклад «Новой газеты «МН17» от 13 июля 2015 г., № 73).
Анализируя заявления, сделанные 13 октября, независимый историк и инженер-авиаконструктор Марк Солонин опубликовал в «Новой газете» (№ 118 от 26 октября) свои замечания, касающиеся работы голландских и российских специалистов.
ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ:
• да, голландцы очень осторожны в своих выводах, хотя от них ожидали большего, но ими тем не менее сделано очень много, а на оставшиеся вопросы может ответить очередной доклад международной комиссии, планирующийся к оглашению в феврале 2016 года;
• вся зона возможных пусков ракеты, включая Зарощенское и Снежное, за исключением маленького участка в районе Мариновки, по состоянию на середину июля 2014 года находилась и находится по сей день под контролем «ДНР»;
• в июньском докладе «Алмаз-Антея» указано на наличие двутавров, а в октябрьском этот факт, установленный голландцами, уже отрицается;
• пространственное распределение повреждений могли возникнуть только в случае соударения с предметами, которые летели навстречу самолету слева от фюзеляжа, то есть со стороны Снежного;
• что касается натурного эксперимента, то не была учтена плотность воздуха, которая различается в 3 раза на земле и на высоте почти 10 километров. Во столько же раз различаются и силы аэродинамического сопротивления, которые существенно влияют на динамику разлета поражающих элементов, их скорость и энергию соударения с целью.
«Новая газета» направила текст Марка Солонина специалистам «Алмаз-Антея» — для ответа на возникшие вопросы. Сегодня мы публикуем (без купюр и какой-либо правки) ответ концерна, поступивший в редакцию.
-- «Алмаз-Антей»: «Экспериментальным путем была подтверждена несостоятельность версии о пуске ракеты из Снежного»
В связи с появлением в российской прессе большого количества «экспертных мнений», якобы опровергающих результаты натурного эксперимента, проведенного специалистами ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в рамках исследования обстоятельств авиакатастрофы малайзийского «Боинга», концерн разъясняет: заявления «компетентных специалистов» о том, что в телах жертв и в элементах конструкции самолета обнаружены поражающие элементы трех разных типов, используемых в боевой части 9 Н314 М ракеты 9 М38 М1, «включая характерные, используемые только в этой БЧ «двутавры», не имеют под собой никаких оснований и не подкреплены ни единым фактом. Так же, впрочем, как и сообщения о «многочисленных пробоинах в форме «крыльев бабочки», возникших после попадания «двутавров» в элементы конструкции самолета».
«Алмаз-Антей» приветствует интерес широкой общественности в отношении натурных экспериментов, проведенных специалистами концерна с целью пролить свет на обстоятельства гибели борта МН17, а также подтверждения или опровержения данных, озвученных в докладе международной комиссии по расследованию данного инцидента. Ниже приведены подробные разъяснения экспертов концерна в ответ на различные комментарии, поступившие от независимых наблюдателей в следующие две недели после пресс-конференции предприятия, на которой были преданы огласке результаты серии натурных экспериментов.
Эксперты международной комиссии действительно представляли российской стороне — в частности, специалистам Концерна ПВО «Алмаз-Антей» — три элемента в форме «двутавра», напоминающих поражающие элементы боевой части 9 Н314 М ракеты 9 М38 М1. Однако наличие этих «двутавров» среди вещественных доказательств, представленных международной комиссией, вызывает вопросы: как, когда, где и кем эти поражающие элементы были найдены. Натурные эксперименты, проведенные специалистами концерна в рамках исследования, однозначно подтвердили: если малайзийский «Боинг» и был сбит ракетой комплекса «Бук-М1», то это могла быть только ракета 9 М38, которая не имеет поражающих элементов в форме «двутавра». На пресс-конференции 13 октября 2015 г. специалисты предприятия в доступной форме объяснили: по итогам натурных экспериментов сделан подтвержденный результатами исследования вывод о том, что «двутавры» должны были оставить именно на внешней обшивке корпуса самолета характерные пробоины в форме «бабочки», которых на сбитом «Боинге» обнаружить не удалось.
На фрагментах внешней обшивки конструкции самолета Boeing‑777 (МН17), изученных специалистами концерна на месте выкладки, а также по фотографиям из открытых источников, характерных повреждений, имеющих форму «бабочки», не обнаружено. При этом наблюдаются сквозные пробоины от поражающих элементов тяжелой фракции — размерами 13—14 мм. На рисунке 1 приведены приметы таких пробоин.
Все пробоины размерами 13—14 мм, наблюдаемые на элементах внешней обшивки конструкции Boeing‑777 (MH17), имеют характерную форму — «параллелепипед». Такую форму оставляют поражающие элементы тяжелой фракции «параллелепипед» 13х13х8 мм боевой части 9 Н314, которой оснащались устаревшие модели ракет 9 М38. Внешний вид такого осколка-«параллелепипеда» также приведен в нижней части рисунка 1.
Вместе с тем в сети Интернет стали появляться фотографии отверстий от «двутавров», обнаруженных на элементах конструкции МН17. Примеры таких «бабочек» приведены на рисунке 2.
Фотоматериалы, якобы подтверждающие наличие пробоин в форме «бабочки», достаточно низкого качества, приведены не в масштабе и не дают представления о размере пробоин. Стоит отметить, что попытки формулировать версии о поражающих элементах, попавших в борт МН17, на основе материалов столь сомнительного происхождения уже говорят об уровне компетентности авторов подобных теорий.
На деле размеры пробоин, форма которых, по мнению «компетентных экспертов», напоминает «бабочку», в 2—3 раза превышают размеры реальных пробоин от «двутавров», полученных в результате проведения натурных экспериментов Концерном ПВО «Алмаз-Антей», и являются результатом кучного попадания в корпус «Боинга» двух-трех поражающих элементов. Этот тезис легко проверяется с линейкой в руках.
Анализ размеров пробоин, которые пытаются выдать за следы «двутавра — «бабочки», показывает, что соотношение сторон (высота — ширина) существенно превышает 1:2—1:3. Это может быть объяснено только воздействием двух (рисунки 2 А, 2 Б) или трех (рисунок 2 В) поражающих элементов. Красными крестами на рисунке показана ориентация поражающих элементов при пробитии преграды. Однако едва ли «интернет-аналитики» готовы утруждать себя даже такими несложными расчетами, учитывая тот факт, что они вполне готовы довольствоваться любыми фотографиями, найденными в поисковой системе в два клика мыши по запросу «двутавр».
На рисунке 2 Г представлено отверстие, которое образовалось в результате пробития элемента конструкции и разрушения клепаного соединения двух элементов. Кроме того, все эти «бабочки» находятся на фрагментах внутреннего оборудования кабины, а не внешней обшивки самолета. Тогда как в эксперименте все пробоины-«бабочки» расположены на внешней обшивке и имеют размеры, сопоставимые с размерами самих поражающих элементов — 13—14 мм.
Результаты и первого, и второго этапов эксперимента наглядно показали, что характерные пробоины от «двутавров», имеющие четкую форму «бабочки», преимущественно образуются именно на внешней обшивке самолета. Пример такого отверстия, полученного в ходе эксперимента концерна, приведен в нижнем правом углу рисунка 2.
Что касается «двутавров», приобщенных международной комиссией в качестве вещественных доказательств, — их вес и размеры также не совпадают с характеристиками реальных «двутавров», которыми должны были бы обладать реальные поражающие элементы после столкновения с препятствием. На рисунке 3 представлен один из слайдов пресс-конференции «Алмаз-Антея», где проводится сравнительный анализ результатов эксперимента с архивными данными.
В этом плане результаты эксперимента не дали чего-то абсолютно нового, а лишь подтвердили данные испытаний, проводимых в 80‑х годах прошлого века, когда разрабатывались данные боевые части для ракет «Бук».
Приведенные выше тезисы были подробно разъяснены на пресс-конференции концерна 13 октября 2015 г.
…Отдельно хотелось бы остановиться на «компетентном заявлении» одного из российских «экспертов», просто и незатейливо задавшего угол подхода ракеты к «Боингу» по прямой от населенного пункта Снежное. Модель, рассчитанная Марком Солониным при помощи листа «миллиметровки», китайского калькулятора за 2 доллара и сведений о ракете и ее боевой части, найденных за 15 минут в Сети, полностью повторяет обнародованную не так давно версию ВСУ. При этом такая версия описывает повреждения только внешней обшивки самолета, абсолютно не учитывает направление движения поражающих элементов, а следовательно, не объясняет характер разрушения силового каркаса самолета.
Второй этап натурного эксперимента концерна, проводившийся по исходным условиям, озвученным в версии голландской комиссии, наглядно показал: подрыв ракеты в условиях старта ракеты из района Снежное должен был привести к множественному сквозному пробитию правого борта и разрушению правых стекол. Таким образом, эксперимент только подтвердил результаты предварительного моделирования — при подрыве ракеты на встречном курсе вся правая сторона кабины пилотов должна иметь выходные пробоины. На рисунке показаны направления (векторы) движения поражающих элементов — практически поперек конструкции самолета. При таких направлениях поражающие элементы ракеты физически не могут пробивать насквозь шпангоуты левой стороны силового каркаса самолета и тем более не задевают левый двигатель — рисунок 4.
На деле же мы наблюдаем совершенно другую картину — стекла с правой стороны МН17 целы, на правом борту нет сквозных пробоин, а шпангоуты силового каркаса левой стороны самолета имеют множество сквозных пробоин.
Таким образом, экспериментальным путем была подтверждена несостоятельность версии о пуске ракеты из Снежного. Вопрос о том, почему «диванные эксперты» и «интернет-специалисты» целенаправленно педалируют именно эту версию, остается открытым.