Украина давала льготы, Россия — грамоты
Севастопольские воины-интернационалисты рискуют остаться без помощи государства
Севастопольские воины-интернационалисты рискуют остаться без помощи государства
— На референдуме в прошлом году я и другие черноморцы голосовали за Россию. Теперь очень обидно, что нас лишают заслуженного, — со старшим сержантом ВМФ Петром Погребняком мы общаемся в его маленькой квартире на окраине Севастополя. Петр Максимович — участник военной кампании СССР в Египте в 1971—1972 годах. После присоединения Крыма к РФ он решил сменить украинское удостоверение ветерана на российское, после чего узнал, что ветеранами на новой родине его и его сослуживцев не считают.
— Египет в 70-х вел войну с Израилем. Мы инструктировали египетских военных, — рассказывает Погребняк о своей службе. — Мой корабль «Крымский комсомолец» прибыл в Порт-Саид 8 декабря 1971 года, а убыл я оттуда в апреле 1972-го. По людям не стрелял, слава богу, но в инструктажах и учениях участвовал.
Ветеранами служивших в Египте черноморцев СССР признал в 1989 году. Им предоставили льготы: скидку 75% на коммунальные услуги и бесплатный проезд в общественном транспорте. Когда Крым был в составе Украины, эти льготы оставались, а вот его возвращение в Россию все изменило.
— Чтобы сменить ветеранское удостоверение с украинского на российское, нужно получить справку, что ты участник боевых действий. Я и мои сослуживцы направили запросы в Центральный архив Военно-морского флота РФ в Гатчине. Но ответ оказался неожиданным.
«Директивой Генерального штаба ВС СССР от 17 июля 1991 года № 730/1/1438 было предусмотрено предоставление льгот личному составу воинских частей и подразделений на основании справок, подтверждающих пребывание военнослужащих в странах, в которых велись боевые действия. При проверке законности предоставления льгот личному составу ВМФ Главным финансово-экономическим управлением Минобороны РФ выявлено несоответствие указанной директивы ФЗ «О ветеранах», так как данной директивой предусматривалось предоставление льгот на основании справок, подтверждающих пребывание военнослужащих в странах, где велись боевые действия (независимо от их участия в боевых действиях).
В целях обеспечения законности указание начальника Генштаба ВС СССР признано не действующим в Российской Федерации. В документах архива сведений об участии в боевых действиях на территории Объединенной Арабской Республики (Египет) личного состава войсковой части 13140, в том числе и Вас, за 1971—1972 гг. не имеется», — говорится в ответе врио начальника Архива ВМФ Николая Гущина.
— Получается, Украине было не важно, сражался ты или нет. Был инструктором: молодец, получи льготу. А в России, если ты в людей лично не стрелял, то и не ветеран? — разводит руками Петр Максимович.
Срок действия украинских ветеранских удостоверений в Крыму и Севастополе истекает 1 января 2016 года.
— И с этого времени, получается, плати по полной программе, а не 25%, — говорит Петр Максимович и показывает платежки: электроэнергия — 142 рубля, телефон — 118 рублей, водоснабжение — 272 рубля. — Сейчас я заплачу 532 рубля, а с января за то же самое — 2128 рублей. И это без учета отопления. Кроме того, сейчас нам можно бесплатно ездить на городском транспорте, а с января придется платить: 7 рублей на троллейбусе и 12 — на автобусе. Ездить надо регулярно: и к врачу, и в ветеранскую организацию. И ладно бы я — закончил службу офицером, у меня пенсия 22 000 рублей. А те, кто дальше мичмана не ушел, — у них-то значительно меньше. А продукты в Севастополе, знаете, сколько стоят? Вот банка тушенки: 220 рублей. А вот сардины — 55 рублей (в Москве такая же тушенка — 190 рублей, сардины — 46).
Петр Максимович является председателем первичной ветеранской организации Гагаринского района. Остальные воины-интернационалисты уполномочили его решать вопрос с льготами.
— Только в нашем Гагаринском районе без льгот останутся 80 человек. В Севастополе и в Крыму — даже сказать не могу, сколько. Зато вот, — ветеран достает из папки полученную от губернатора Севастополя Сергея Меняйло грамоту «За активную общественную деятельность и весомый вклад в решение вопросов социальной защиты ветеранов». — Это теперь дают.