Компенсация за утерянное имущество в зоне АТО. Предъявляйте иски Украине?!
Назвав войну антитеррористической операцией, власть обрекла Украину на выплату громадных компенсаций пострадавшим
Назвав войну антитеррористической операцией, власть обрекла Украину на выплату громадных компенсаций пострадавшим? Правозащитники говорят, у пострадавших в зоне АТО есть шанс возместить стоимость утерянного имущества. Правда, это дело нескольких лет и судится необходимо… со своей же страной.
За время проведения антитеррористической операции на Востоке Украины от боевых действий пострадали сотни тысяч жителей. В большинстве случаев люди просто лишились крова в результате обстрелов или попадания снарядов. Украинские и международные мониторинговые миссии фиксировали тяжелые последствия обстрелов жилых кварталов в городах, где бои продолжались длительное время – Донецк, Луганск, Углегорск, Иловайск. Такие населенные пункты, как Шахтерск, Пески, Широкино в результате АТО были разрушены более чем на 90%.
Сегодня те, кто лишился крыши над головой, в большинстве случаев не имеют доступа к своему жилью. О ситуации в родных местах пострадавшие узнают разве что по фотографиям в сети или из отчетов специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Как правило, восстановлением разрушенных городов и их инфраструктуры никто не занимается. Люди в таком случае остаются со своими проблемами наедине.
Как следует из статьи 19 Закона Украины «О борьбе с терроризмом», на основании которого проводится антитеррористическая операция, возмещение ущерба, причиненного гражданам террористическим актом, проводится за счет средств Госбюджета. Это, пожалуй, единственная в законодательстве норма, которая регламентирует возмещение ущерба пострадавшим лицам. Но, даже она может доставить немало проблем государству, которое взяло на себя такие обязательства. Хотя жилье и имущество граждан утеряно в первую очередь из-за действий страны-агрессора и спонсируемых нею террористов.
Получить сейчас компенсацию за поврежденное имущество в АТО – практически нереально. По мнению экспертов, всему виной пассивность украинских правоохранителей и отсутствие четкой инструкции, как это можно сделать. Но попытаться стоит, уверены представители Украинского Хельсинского союза по правам человека (далее - УХСПЧ). Во время пресс-конференции в «Главкоме» тем, кто все же собирается отстаивать свои права, правозащитники предложили делать это в несколько этапов: обратиться в Украинский Хельсинский союз по правам человека за бесплатной юридической консультацией, использовать все средства внутренней правовой защиты и искать правду в Европейском суде по правам человека.
Отстаивать свое право на компенсацию имущества, потерянного в зоне АТО, в отечественных судах дело почти бесполезное, уверены эксперты. Факты ущерба надлежащим образом не фиксируются, а при отсутствии надлежащей доказательной базы ожидать положительных судебных решений нельзя. И это при том, что согласно украинскому законодательству, весь ущерб, причиненный в результате террористических актов, должен безоговорочно компенсироваться. В то же время, большое количество повреждений было нанесено в результате действий России и подконтрольных ей террористов. Соответственно, и они должны взять на себя часть ответственности за разрушения. Однако Россия не признает себя участником конфликта на Донбассе, следовательно – ни о какой компенсации с ее стороны в добровольном порядке речь идти не может.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются пострадавшие, - точно установить вину конкретной стороны, как правило, не удается. Не редкость, когда в результате боевых действий между двумя конфликтующими сторонами были массовые разрушения жилья, имущества, но определить, кто именно и с какой стороны осуществлял обстрел, сейчас уже невозможно. Эксперты констатируют, что эффективного расследования этих вопросов в Украине просто нет, как и централизованного центра, который бы собирал информацию о каждом конкретном случае.
-- Что делать?
1.Обратиться с заявлением о преступлении в правоохранительные органы Украины и дождаться регистрации заявления в системе.
По словам эксперта УХСПЧ Юлии Науменко, максимум, что могут сделать наши правоохранительные органы – допросить потерпевшего и приобщить какие-то доказательства с его стороны. «Даже на освобожденных территориях, таких как Славянск, Краматорск, где можно было через 5 дней после обстрела произвести осмотры места происшествия, установить, с какой стороны и с какого снаряда стреляли, и каков нанесенный ущерб, этого сделано не было. Поэтому, мы утверждаем, что на национальном уровне в Украине нет эффективных средств защиты граждан», - заявила эксперт.
Как раз сбор доказательств – является вторым важным моментом для обращения в Европейский суд. Следует собрать доказательства на подтверждение личности заявителя, наличия у него недвижимого имущества, а также доказательства на подтверждение фактов повреждения или уничтожения имущества. Последние – можно брать из открытых источников, в частности – из интернета, например, видео с места событий, утверждает директор Центра стратегических дел УХСПЧ Михаил Трахкало.
Какие документы необходимо собрать для обращения в Европейский суд по правам человека?
1. Документы, удостоверяющие право собственности на жилье.
Если по каким-либо причинам эти документов нет, и на данный момент человек не может их восстановить, то об этом нужно максимально подробно описать в жалобе.
2. Доказательствами являются также все фото и видеозаписи, которые человек сделал самостоятельно или которые есть в Интернете. При этом эксперты советуют обращать внимание, в первую очередь, на российские агентства, поскольку именно журналисты страны-агрессора имеют доступ к оккупированным территориям.
3. Акты о пожаре и акты осмотра жилья, составленные местными администрациями, независимо от статуса территории. При этом, по словам экспертов, акты, составленные «властями» «ДНР» и «ЛНР» тоже являются доказательствами для европейских судей.
4. Ответы на обращения украинских и российских правоохранительных органов
По словам экспертов, обращаться в национальные суды, конечно, нужно, если для этого есть средства и возможности. Но это необходимо, скорее, не для получения положительного решения, а как свидетельство исчерпания возможностей защиты прав в своей стране перед обращением в Европейский суд по правам человека. «На данный момент в украинских судах уже есть ряд подобных исков, однако до сих пор нет решений, и мы не можем прогнозировать, по какой практике пойдет наша судебная система», - говорит Юлия Науменко.
Следующим шагом для обращения в Европейский суд, по словам эксперта, являются заявления. Образцы таких заявлений и обращений в правоохранительные органы обещают предоставить в приемных Украинского Хельсинского союза по правам человека, которые сегодня действуют в двадцати регионах Украины.
«Мы не будем стоять в стороне и сделаем все возможное, чтобы дать людям доступный для них механизм по защите их прав, - заверил Директор Центра стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека Михаил Трахкало. – Мы взяли несколько десятков людей, имущество которых было уничтожено, провели их дела вплоть до Европейского суда. Полученную практику мы обобщили и передали все это в наши общественные приемные. И теперь каждый человек, чьи права нарушены в аналогичной ситуации, может туда обратиться, и получить квалифицированную помощь в приемных УХСП».
Впрочем, положительный результат иска эксперты не гарантируют и касательно сроков решения дела – советуют не обольщаться. «Этот вопрос будет разбираться 3-5 лет. Сначала будет некое базовое дело, которое будет принято Европейским судом, и на основании этого дела уже просто потоком будет приниматься все остальное», - спрогнозировал Тарахкало.
На какую сумму компенсаций можно рассчитывать?
Возникает также вопрос, кто же должен оценивать размер повреждений и связанного с ним ущерба. У экспертов нет однозначного ответа. Михаил Тарахкало отмечает, что пострадавший человек может самостоятельно оценить масштабы повреждений своего жилья, но это не значит, что суд компенсирует именно эту сумму. «Это будет вопрос спора. Если Европейский суд придет к выводу, что Украина ответственна за разрушение, и именно действия Украины привели к нему, то вполне вероятно, что вам компенсирует эту сумму государство», - сказал он.
Кому предъявлять иск - Украине или России?
По словам эксперта УХСПЧ Юлии Науменко, есть случаи, когда очевидно, что обстрел территории велся со стороны «ДНР» или «ЛНР». В качестве примера она приводит поселок Пески, уничтожаемый обстрелами со стороны оккупированного Донецка. С другой стороны, Украина, согласно Закону «О борьбе с терроризмом», обязана возмещать ущерб, связанный с проведением АТО.
«Если перестрелка велась между двумя сторонами, то здесь, очевидно нарушение прав со стороны обеих сторон. В принципе, руководствуясь этим законом, люди и обращаются в национальный суд», - считает она. По словам правозащитников, необходимо также обирать доказательства участия России в конфликте на Донбассе. «У нас есть обобщенные документы, статьи, тот же доклад Немцова, фото и видеозаписи, которые мы используем при обращении в Европейский Суд. Сказать, на кого будет положена ответственность, мы на данный момент не можем, насколько перспективны эти иски - тоже, потому что в Украине такой практики нет, она будет не раньше чем через пять-шесть лет», – говорит Науменко.
Несмотря на отсутствие таких гарантий, эксперты отмечают, что подобные мировые прецеденты разрешались в пользу пострадавших. «Примером может быть война Кипра против Турции, конфликты в Приднестровье, Чечне, Осетии. В большинстве случаев Европейский суд действительно устанавливал нарушение Европейской конвенции, и присуждал компенсацию пострадавшим людям за действия воюющих сторон. Ведь в этих трех последних случаях Россия тоже отрицала свою причастность. Но в некоторых случаях Россия все равно была признана стороной конфликта и по решениям Европейского суда компенсацию выплачивает», - отмечает Юлия Науменко. Поэтому эксперты рекомендуют обращаться с исками и в Российскую Федерацию. Но, как правило, Следственный комитет России дела не возбуждает.