«Спецназ реформ» как репутационный щит для украинской власти

В декабре состоятся два важных события, которые могут существенно повлиять на положение дел в украинском политикуме

В первой половине декабря состоятся два важных события, которые, как ожидается, могут существенно повлиять на положение дел в украинском политикуме. Речь идет о визите вице-президента США Джо Байдена 7 декабря и запланированном на 11 декабря отчете Кабмина по итогам года своей деятельности.

И если по поводу повестки дня и результатов визита американского вице-президента политики пока только высказывают предположения, что Байден едет с последним китайским предупреждением по поводу коррупции, то касательно отчета правительства все сходятся во мнении, что это событие неизбежно вызовет очередной этап турбулентности в парламенте. И хотя речи о недоверии премьер-министру, как заявил глава фракции БПП Юрий Луценко, пока не идет, рассчитывать на бурные овации в стенах парламента, премьеру тоже явно не приходится. Год иммунитета правительства подойдет к концу, а, значит, можно переживать по поводу отставки.

Еще в конце октября тот же Луценко анонсировал жесткий разговор с премьером и глобальные перестановки в Кабмине. О переформатировании правительства в своем интервью упоминал и глава АП Борис Ложкин. В частности, по словам главы президентской администрации, в правительстве необходимо ввести должности вице-премьеров по экономическим реформам и евроинтеграции.

Критика правительства за неудовлетворительные темпы реформ звучит отовсюду – от международных институций, из уст отечественных экспертов, на страницах СМИ. Стоит ли говорить, что общественное мнение, как выяснилось, тоже солидарно в низкой оценке успехов Кабмина во главе с Арсением Яценюком. Недавно опубликованные данные опроса TNS, проведенного по заказу Национального совета реформ, свидетельствуют, что только три из 17 реформ получили положительную оценку респондентов (более 40% опрашиваемых ответили, что изменения произошли) – в сфере нацбезопасности и обороны, восприятия Украины в мире и в правоохранительных органах.

Интересно, что индекс восприятия реформ в обществе и реальный уровень их выполнения, который фиксирует Национальный совет реформ, местами совершенно не коррелируются. Например, показатель выполнения судебной реформы составляет 64%, но при этом уровень ее восприятия в обществе - всего 15%. И, наоборот, лидером восприятия являются изменения в сфере национальной безопасности и обороны – 60%, хотя уровень выполнения реформ в этом направлении отмечен показателем в 55%. Подобные значительные расхождения в оценках темпов реформ отмечены и в сфере управления государственной собственностью, и в финансовом секторе, и в вопросе децентрализации. «Сегодня прогресс выполнения опережает прогресс восприятия изменений обществом», - был вынужден констатировать замглавы АП Дмитрий Шымкив, занимающий по совместительству должность секретаря Нацсовета реформ.

Как отмечает «Экономическая правда», сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточной осведомленности населения по поводу того, как идет процесс реформирования в стране. «Появление новой патрульной службы и реформу милиции люди смогли увидеть собственными глазами – то есть «пощупать». Понятно, что в этом случае они признают наличие изменений. В остальных случаях большинство респондентов говорит о том, что реформ вообще нет, или же они происходят очень медленно», - отмечает издание. И подчеркивает, что восприятие реформ – результат неэффективной информационной политики власти.

Разумеется, несправедливо было бы обвинять в медлительности реформ только правительство, учитывая то, с каким азартом парламентарии саботирует принятие десятков важных законов, месяцами пылящихся в Верховной Раде.

С другой стороны, можно предположить, что и правительству, и в целом украинской власти пришлось бы столкнуться с проблемой гораздо большей сложности и глубины - не «недостаточного восприятия», а возмущения с устойчивым запахом горящих шин, если бы не одно спасительное решение годичной давности.

Можно с большой долей уверенности сказать, что с восприятием реформ все было бы гораздо хуже и печальнее, если бы сейчас в Украине не работала команда иностранных реформаторов, состоящая из бывших граждан Грузии, Латвии и США. Журналисты придумали для них название «спецназ реформ», но сейчас им, похоже, приходится выполнять еще и функции «репутационного щита» для украинской власти. Высокий уровень доверия к приглашенным иностранным реформаторам не только в Украине, но и со стороны партнеров на Западе, по-прежнему позволяет рассчитывать на то, что вместо участия в реформах (пускай и из под палки) госаппарат и политические элиты снова с головой не окунутся в привычный жизненный уклад: междусобицы, планирование интриг и выстраивание коррупционных схем. Они, конечно, пытаются это сделать постоянно, но и риски оказаться на обочине тоже значительно выросли.

Идею пригласить управленцев с иностранным гражданством и убедить их получить паспорта с тризубом, приписывают Борису Ложкину. Можно уже сейчас, сказать, что инициатива главы АП себя оправдала, возможно, за исключением персоны «недоуволенного» главы Минздрава Александра Квиташвили. Эка Згуладзе стала лицом реформы правоохранительных органов и национальной полиции.

Натали Яресько – героем переговоров с МВФ и международными кредиторами,

Айварас Абромавичус - довольно эффективно занимается дерегуляцией экономики, что позволяет Украине двигаться вверх в рейтинге Doing Bussiness, уже через год готовит перевод всех государственных закупок в электронный формат, а также планирует масштабную приватизацию госпредприятий (хотя парламент пока ставит палки в колеса).

А замгенпрокурора Давид Сакварелидзе, параллельно с деятельным участием в чистке прокурорских рядов, отвечает за кардинальную реформу прокуратуры - и эта реформа объективно идет, чтобы там кто не говорил.

Часть реформаторов-иностранцев в украинских органах власти находятся не на первом плане, но их серьезное влияние на процессы (взять хотя бы заместителя министра юстиции Гию Гецадзе и заместителя директора Национального антикоррупционного бюро Гизо Углаву) не подлежит сомнению.

ФОТО

Минюст по итогам первых 9 месяцев этого года стал наиболее успешным по внедрению реформ среди всех министерств, а НАБУ, созданное с нуля, приступит к работе, как только будет назначен антикоррупционный прокурор.

«Мода на грузин» уже давно не просто мода, а важный инструмент борьбы за продвижение реформ в условиях сопротивления со стороны старых кадров. Не случайно, «спецназ реформ» продолжает расширять свой состав – недавно Национальную полицию возглавила бывший ректор Академии полиции МВД Грузии Хатия Деканоидзе, а департаментом внутренней безопасности Нацполиции будет руководить еще один новоиспеченный гражданин Украины -Георге Григалашвили.

У команды иностранных реформаторов есть еще одна важная черта – к ним плохо липнут скандалы. На фоне кромешнего популизма и постоянного потока скандальных разоблачений, в котором купаются украинские чиновники и политики, они продолжают делать свое дело. Привычная ставка на информационный «белый шум», которую впитали наши политики на «шустерах» и «свободах слова», их касается в наименьшей мере. Стоит ли упоминать о том, что ни один из иностранных управленцев еще не стал фигурантом журналистских расследований, которое бы подозревали их в причастности к коррупции? Политический серпентариум, к сожалению, так и норовит вернуться к старому жизненному укладу, поэтому безусловная польза иностранных технократов для страны в том, что они показывают - можно и нужно работать по-другому.

Возможно, поэтому в них продолжают верить. В то, что Сакварелидзе таки реформирует прокуратуру, что новая полиция имени Згуладзе будет ассоциироваться не с безразмерным пузом, а с вежливой улыбкой, что под имя Яресько Запад продолжит давать очень нужные для того, чтобы выстоять и развиваться, деньги.

Сетевые шутки а ля «На должность назначили украинца. Неужели грузины закончились?» пусть остаются шутками, но и грузины пусть лучше не заканчиваются. Потому что им здесь явно верят больше, чем своим.

«Мы проводили реформы в Грузии в условиях, когда общественность не хотела никаких реформ. В Украине все наоборот: здесь, когда ты встречаешь человека на улице, этот человек точно знает, каким должно быть государство. Именно поэтому я считаю, что реформы в Украине будут значительно успешнее. Другие страны еще пример с нас будут брать», - в одном из своих интервью заявил замминистра юстиции Гия Гецадзе.

Да, реформироваться у нас, похоже, не хотят только в верхах. Но давление общества, энергия и желание технократов-реформаторов и тех, кто вместе с ними намерен демонтировать старую Украину и строить новую, и, конечно, же «Байден животворящий» должны сделать свое дело. Ведь какие у нас есть еще варианты?

Фото: Станислав Груздев, «Главком»