Как Порошенко проиграл кресло главного антикоррупционера
В кресло антикоррупционного прокурора, подготовленное президентской командой для своего протеже – Романа Говды, сядет другой человек
Выбор конкурсной комиссии, которая сегодня определяла двух главных претендентов на пост главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры, больше всего не пришелся по вкусу Банковой. Продвиженец президентской команды – заместитель Генерального прокурора Роман Говда – не пробился в финал, что произошло не без вмешательства Белого дома. Все, чего удалось добиться властям, - поставить подножку наиболее неудобному для себя претенденту – одному из фаворитов конкурсной гонки замгенпрокурору Виталию Касько
«Компромисс – это когда обе стороны остались недовольны результатом», - так охарактеризовал «Главкому» финал конкурса по отбору антикоррупционного прокурора директор Конгресса национальных общин Украины Иосиф Зисельс, член конкурсной комиссии.
В ее состав входили 11 человек (четверых выдвигала Генпрокуратура, семерых - парламент), у которых сегодня была, буквально, историческая задача – выбрать первого антикоррупционного прокурора.
В последующие пять лет этот чиновник будет руководить прокурорским надзором за ключевым органом по борьбе топ-коррупцией в нашей стране – Национальным антикоррупционным бюро. От того, кто займет пост руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, зависит, где комфортнее себя будут ощущать владельцы «золотых батонов» – в Украине или за ее пределами.
После нескольких этапов отсева в финале конкурсная комиссия выбирала двух кандидатов из оставшихся десяти человек.
Победителями стали 31-летний Максим Грищук и 30-летний Назар Холодницкий.
Их личные дела уже завтра лягут на стол Генерального прокурора Виктора Шокина, который, по закону о прокуратуре, должен сделать окончательный выбор в пользу одного из них.
Назар Холодницкий. Старший советник юстиции, кандидат юридических наук. В 2006 году - в органах прокуратуры Киевской области на должностях помощника, старшего помощника и старшего прокурора прокуратуры Киево-Святошинского района. В марте - декабре 2014-го – старший помощник первого замгенпрокурора. С декабря 2014 года - первый зампрокурора Автономной Республики Крым.
Максим Грищук. В 2012 году – помощник прокурора Червонограда. С 2013 года в прокуратуре Львова, занимался делами несовершеннолетних. С августа 2014 года по сентябрь 2015-го года – участник АТО в составе Вооруженных сил Украины, защищал Донецкий аэропорт. Награжден орденом «За мужество III степени» (в 2015 году). С октября 2015-го - в прокуратуре Львова.
Под чьим именем будет ставить подпись, Шокин, скорее всего, станет известно до конца месяца. Его «поджимает» обещание, сделанное ранее президентом Петром Порошенко, о том, что 1 декабря антикоррупционному прокурору – быть. Не исключено, что решение может быть принято даже на завтра, в субботу.
Однако определиться Шокину будет намного тяжелее, чем могло показаться еще в сегодня утром, поскольку итог конкурса оказался неожиданным для всех его участников.
Дело в том, что еще задолго до финала выкристаллизовались два фаворита конкурса – нынешние заместители Генерального прокурора Виталий Касько и Роман Говда. Первый заработал популярность делом «бриллиантовых» прокуроров, особенно, после его конфликта с окружением Виктора Шокина, вступившегося за пойманных на взятке топ-прокуроров. Второй прославился одними из лучших результатов конкурсного тестирования на общее знание законодательства и общие способности.
По словам Зисельса, было трудно не заметить, как на протяжении всей работы конкурсной комиссии Генеральная прокуратура и президентская команда продвигала в финал своего человека – Говду. О том, что именно его «тянут» на Банковой, заявлял еще один член комиссии, глава правления «Центра противодействия коррупции» Виталий Шабунин.
В этих словах сложно сомневаться, если просмотреть видеозаписи заседаний этой комиссии – явную лояльность к Говде демонстрировали сразу несколько членов, назначенных по квоте Генпрокуратуры и парламента. Те же люди проявляли нескрываемую антипатию к ключевому оппоненту Говды – Виталию Касько.
Одним из главных аргументов у его критиков был «квартирный вопрос» - они ухватились за компромат, который накануне голосования был вброшен в СМИ. Там содержалась неубедительная история о «незаконном» предоставлении Виталию Касько двух служебных квартир от государства в начале нулевых, когда он работал в органах прокуратуры.
Ради точности стоит отметить, что не все члены комиссии собирались делать своей выбор только из этих двух человек. Например, экс-судья Конституционного суда Виктор Шишкин сообщил «Главкому», что не собирался голосовать ни за первого, ни за второго.
Тем не менее, сценарий финала конкурса многим представлялся так: комиссия отбирает двоих – Говду и Касько, после чего Генпрокурор Шокин определяется с наиболее подходящим ему кандидатом. Прогнозируемо – им оказался бы именно Роман Говда.
Все к этому и шло. Однако команда президента просчиталась.
Так, в пятницу 27 ноября в предпоследний этап отбора вышли семь человек из десяти: Максим Грищук, Назар Холодницкий, Роман Говда, Анатолий Ежов, Александр Новиков, Виталий Касько, Владимира Кривенко. Каждого из этой семерки члены комиссии обсуждали перед тем, как перейти к голосованию.
Каждый член комиссии должен был отдать свой голос за двух из семи претендентов.
Голосование состояло из двух этапов. Первый – предварительное рейтинговое голосование, позволяющее выстроить эти семь кандидатов по принципу наибольшей поддержки. Полученный рейтинг является своеобразной подсказкой членам комиссии при окончательном голосовании, которое затем последовало.
Кандидатура Виталия Касько была практически сразу «завалена» на уровне обсуждения все тем же «квартирным вопросом». На его критиков не повлияла и позиция заместителя главы отдела конфискации активов Минюста США Мэри Батлер. Она входит в состав комиссии и заявляла, что будет голосовать именно за него. Американка уверяла, Касько – «надежда на борьбу с коррупцией в Украине», а обвинения в его адрес в квартирных махинациях – неудавшаяся попытка очернить кандидата.
Многие с ней не согласились, и казалось, что Говда стал еще на шаг ближе к победе.
Однако у него также нашлись оппоненты. Мэри Батлер дала четко понять, что кандидатура Говды – неприемлема. «Я вижу, что он направлен другими и не является человеком с независимым мышлением и независимым характером, принятие его на должность будет означать, что в Украине будет все по-старому, а на это нет времени».
Виктор Шишкин был противником выхода в финал любого представителя Генеральной прокуратуры, в том числе Говды, поскольку им сложно будет вести независимую деятельность. Был противником и сомневался в независимости Говды и Иосиф Зисельс. В свою очередь, Виталий Шабунин напомнил, что этот прокурор делал свою карьеру во времена Януковича, а также о том, что в период Майдана, Говда по должности осуществлял надзор за оперативными подразделениями МВД, которые, в частности, вели прослушку активистов Майдана. По его мнению, прокурор, по сути, был пособником незаконным действиям милиции. «Почему провален полиграф?! – Шабунин напомнил, что члены комиссии, в первую очередь, назначенные Генпрокуратурой, ранее отказались от идеи Иосифа Зисельса проверить всех претендентов на детекторе лжи. - Потому что, когда Романа Говду спросят, знали ли вы об оперативно-технических мероприятиях против участников Майдана – ему нечего будет ответить…».
Такой бэкграунд и, в первую очередь, позиция Мэри Батлер, не прошли бесследно. Владимир Горбач, назначенный в комиссию от Блока Петра Порошенко, изначально собирался голосовать за Говду, однако признал, что после слов американки его мнение изменилось.
Сценарий начал рушиться. На этом фоне выросла новая фигура – Максима Грищука, участника АТО, оборонявшего донецкий аэропорт около года назад. К его кандидатуре положительно были настроены все члены комиссии, и когда началось голосование, в пользу него, как одного из двух кандидатов-финалистов сделали выбор девять человек из состава конкурсной комиссии (за исключением двух представителей Генпрокуратуры).
Точку в финале поставил технический прием сторонников Виталия Касько. Понимая, что он не наберет нужной поддержки, они сообща поддержали кандидатуру Назария Холодницкого. В том числе, свой голос за него отдали Мэри Батлер, Иосиф Зисельс, Виталий Шабунин и другие. Благодаря этому Холодницкому насчитали семь голосов поддержки, а Говде – досталось только два.
Напомним, Генеральный прокурор Виктор Шокин 22 сентября подписал приказ о создании в структуре ГПУ Специализированной антикоррупционной прокуратуры (на правах самостоятельного структурного подразделения) в составе управления процессуального руководства, поддержание государственного обвинения и представительства в суде.