Проект бюджета-2016: рулят инфляция и МВФ!

Сопоставимый валютный эквивалент ВВП Украина имела 10 лет назад...

В канун начала календарной зимы правительство наконец-то разродилось проектом бюджета на следующий 2016 год. Впрочем, это уже вторая такая попытка, поскольку первая окончилась бесславно еще в сентябре, когда правительство согласно процедуре внесло проект в Раду, но тут же быстренько «вынесло» его обратно «на доработку».

В целом, новая версия документа не особо отличается от сентябрьского варианта, поскольку суть у них одна. В условиях падения всего и вся, главная надежда возлагается на инфляцию, дающую приемлемый рост макроэкономических показателей, которые можно худо-бедно предъявить Международному валютному фонду для продолжения программы кредитования. Крайне интересный вопрос о том, за счет чего будут обеспечиваться макроэкономические показатели и выполняться бюджет, если предположить, что рост цен, наконец, остановится, в правительстве вот уже долгое время игнорируют.

И еще одно предварительное замечание. Уже третий год подряд второе по счету правительство Яценюка «рисует» тот бюджет, который нравится МВФ, чтобы получать последующие транши, без которых страну ожидает коллапс. Реальность, а точнее, нереальность проекта бюджета, изготовленного на Грушевского, является такой же, как и это было в случае с «продукцией», выпускавшейся «конторой Азарова»…

Напомним, что согласно действующему законодательству, проект бюджета на следующий год правительство должно подать в Верховную Раду не позднее 15 сентября. Согласно многолетней «славной» традиции, в нынешнем году эта норма формально была героически выполнена. Как и в предыдущие годы, 14 сентября ближе к вечеру в парламент было подано нечто, якобы являвшееся проектом бюджет, а уже 15 сентября с утра документ был отозван обратно в Кабмин «на доработку».

Теперь же, когда на дворе уже начался декабрь, правительство резко «вбрасывает» документ в Раду. Очевидно, далее последует обычная истерия и давление с целью скорейшего принятия главной сметы страны под угрозой срыва. Если бы документ был, как положено, подан в сентябре, у депутатов, экспертов, общественности было бы достаточно времени для нормального изучения документа и внесения в него разумных правок. Теперь же бюджет придется рассматривать и принимать в музыкальном темпе presto, то есть «быстрее уже некуда». Почему-то кажется, что сделано это специально. Впрочем, хорошо уже хотя бы то, что документ подают в Раду 2 декабря, а не, скажем, 22-го!

Впрочем, основные макроэкономические показатели в нынешней версии проекта бюджета-2016 совпадают или незначительно отличаются от сентябрьского варианта.

Согласно поправкам, которые 17 сентября 2015 года Верховная Рада внесла в бюджет-2015 по представлению Кабмина, прогноз номинального ВВП на 2015 год установлен в размере 1,981 трлн гривен при прогнозном среднем валютном курсе 21,7 гривен за 1 доллар, то есть ожидаемый в 2015 году размер ВВП в долларовом эквиваленте составляет чуть более 91 млрд долларов. Прогноз падения реального ВВП в 2015 году составляет 8,9%, а инфляция – рекордные за многие годы 45,8%. Впрочем, по ряду оценок, падение реального ВВП в нынешнем году может достигнуть 15%, падение производства ожидается в размере 20%, а строительства – и вовсе 27%.

В свою очередь, основными параметрами бюджета-2016 прогнозируется рост номинального ВВП до 2,262 трлн гривен при прогнозном среднегодовом валютном курсе, равном 24,1 гривны за 1 доллар и ожидаемом курсе на конец 2016 года в размере 24,4 гривны за 1 доллар. Таким образом, ожидаемый в 2016 году ВВП в валютном эквиваленте составляет менее 94 млрд долларов.

Напомним, что сопоставимый, но все равно существенно более высокий валютный эквивалент ВВП Украина имела 10 лет назад, в далеком 2006 году, когда он составлял 107,8 млрд долларов по тогдашнему курсу. В свою очередь, в предкризисном 2013 году валютный эквивалент ВВП составил чуть более 182 млрд долларов. Налицо огромный даже по каким-нибудь «африканским меркам» провал экономики Украины, выходить из которого придется долгие годы. К тому же, этот провал чреват вполне возможным социальным взрывом.

Возвращаясь к проекту бюджета-2016, приходится отметить, что указанные выше параметры курса доллара, то есть 24,1 и 24,4 гривны за 1 доллар, вызывают огромное сомнение. Особенно если учесть сползание вниз гривны в последнее время.

Сомнительно низкой представляется и заложенная в документе инфляция на уровне 12%. Повторим, что в 2015 году уровень инфляции по году прогнозируется на уровне почти 46%.

Еще большие сомнения вызывает, прогнозируемый проектом бюджета реальный рост ВВП в размере 2%. В 2015 году падение, по ряду оценок, будет исчисляться двузначной цифрой.

Дефицит бюджета, согласно проекту, составит 3,7% ВВП или 84 млрд гривен. Это полностью соответствует требованиям МВФ.

Доходы бюджета установлены в размере 598,2 млрд гривен, что на 8,7% больше, чем в сентябрьском варианте проекта, и на 17% больше, чем в бюджете на 2015 год. При этом отмечается, что перечисление в бюджет прибыли Национального банка будет снижено на 26,4 млрд гривен, хотя в 2014-2015 года эта, по сути эмиссионная, статья имела важнейшее значение при формировании доходной части бюджета. Следует также учитывать, что доходная часть будет формироваться на основе нового Налогового кодекса, которым предусмотрено, в частности, существенное снижение единого социального взноса (ЕСВ) до 20%, хотя намечается и некоторое повышение налога на прибыль предприятий с нынешних 18% до 20%. К тому же, бюджет-2016 недополучит 17,6 млрд гривен из-за отмены импортных пошлин в связи со вступлением в силу соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом.

В свою очередь, расходы бюджета в проекте главной сметы страны установлены в размере около 674 млрд гривен, что на 21,6% выше чем в сентябрьской версии документа, а также на 16% больше, чем предусмотрено в 2015 году.

Об источниках такого роста в правительстве предпочитают не говорить. Но очевидно, что обеспечить рост доходов и расходов бюджета, равно как и номинальный рост ВВП, в правительстве намерены на счет инфляции. Другие источники роста пока не просматриваются.

Расходы на оборону страны предусмотрены в размере 100 млрд гривен или 4,4% ВВП. Напомним, что в 2015 году на оборону предусмотрено выделение 90 млрд гривен. В условиях войны на Донбассе, конца которой не видно, такие траты (с учетом инфляции!) можно назвать необоснованно оптимистическими.

Проектом бюджета-2016 также предусматривается 45 млрд гривен на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг населением.

Предельный размер прямого госдолга на конец 2016 года составит 1,5 трлн гривен, гарантированного долга – 444,78 млрд гривен, тогда как госбюджет текущего года содержит только потолок прямого госдолга – 1,39 трлн гривен, а на конец сентября суммарный госдолг составлял 1,52 трлн гривен.

Проект госбюджета допускает увеличение госгарантий в следующем году до 28,2 млрд гривен с 25 млрд гривен в бюджете текущего года и направление привлекаемых за счет них кредитов на финансирование инвестиционных проектов, Государственного ипотечного учреждения.

Правительство Яценюка и далее не намерено особо баловать граждан страны повышением социальных стандартов, не смотря на катастрофический рост цен и коммунальных тарифов. Проектом бюджета-2016 предусмотрено лишь незначительное повышение основных социальных стандартов.

Устанавливается следующий прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц: с 1 января 2016 года — 1330 грн; с 1 мая 2016 года — 1399 грн; с 1 декабря 2016 года — 1496 грн.

Для основных социальных и демографических групп населения повышение выглядит следующим образом. Для детей до 6 лет: с 1 января 2016 года — 1167 грн, с 1 мая — 1228 грн, с 1 декабря — 1313 грн. Для детей от 6 до 18 лет: с 1 января — 1455 грн, с 1 мая — 1531 грн, с 1 декабря — 1637 грн. Для трудоспособных лиц: с 1 января — 1378 грн, с 1 мая — 1450 грн, с 1 декабря — 1550 грн. Для лиц, утративших трудоспособность: с 1 января — 1074 грн, с 1 мая — 1 130 грн, с 1 декабря — 1208 грн.

Также предусмотрен рост минимальной заработной платы с 1 января 2016 года — 1378 грн в месяц, с 1 мая 2016 года — 1450 грн, с 1 декабря — 1550 грн.

Очевидно, что на фоне нынешних цен и тарифов, которые продолжают неуклонный рост, подобные цифры социальных стандартов выглядят мизерными.

Следует отметить, что проект бюджета-2016 сверстан на основе некоего нового Налогового кодекса, окончательный вариант проекта которого на текущий момент еще не известен. Известно лишь, что Кабмин проект нового Налогового кодекса намерен передавать на рассмотрение парламента вместе с проектом бюджета.

То обстоятельство, что бюджет верстался на пока еще несуществующей и доподлинно не известной налоговой базе, вызывает еще большее сомнение в реальности указанных бюджетных параметров.

Кстати, совершенно не понятно, зачем нужна такая спешка с принятием Налогового кодекса. Можно было спокойно готовить бюджет на существующей ныне налоговой базе, а кодекс так же спокойно принять и ввести в действие с 2017 года, подготовив бюджет-2017 на его новой основе. Но у правительства своя логика. Важнейшей причиной скоропостижного принятия кодекса называют обязательства перед МВФ. Но думается, что Налоговый кодекс является слишком серьезным и важным документом, чтобы принимать его в авральном режиме, да еще с обязательствами не вносить в течение трех лет в него изменения, хотя подобная спешка неизбежно приведет к огромному количеству серьезнейших изъянов и непредсказуемым последствиями для экономики.

В реалистичности заложенных в проекте бюджета-2016 параметров сомневается даже сам Яценюк. Он уже высказывался в том смысле, что принятие госбюджета на 2016 год будет еще более сложным, чем бюджета на нынешний год, в связи с сокращением поступлений и увеличением расходной части. По его словам, среди причин –прогнозированное сокращение поступлений от Национального банка. «В прошлом году они (НБУ, - «Главком») заработали много, в этом году заработают намного меньше, мы оцениваем падение минус 40 миллиардов гривен», — сказал Яценюк.

В переводе с «премьерского» языка на общепонятный: так называемые доходы Нацбанка, перечисляемые в бюджет, с рядом оговорок, являются ничем иным, как банальной эмиссией денег. Резкое сокращение эмиссии с целью обуздания инфляции и предотвращения дальнейшего падения гривны является одним из важнейших требований МВФ. Нарушение этого условия чревато отказом в дальнейшем кредитовании фондом, а без эмвээфовских траншей Яценюк и компания сводить финансовые концы с концами в принципе не смогут.

Также Яценюк ранее подчеркивал, что в 2016 году ожидается сокращение поступлений в бюджет за счет отмены импортной ввозной пошлины, в результате чего, повторим, государство недополучит 17,5 миллиарда гривен. Это прямое следствие начала действия полномасштабной зоны свободной торговли с Евросоюзом, одним из условий которой является отмена импортных пошлин. Впрочем, здесь Яценюк несколько передергивает факты. В связи с обвальной девальвацией гривны и обнищанием населения, объем импорта в Украину резко сократился, а потому сокращение поступлений от ввоза товаров ожидается уже в 2015 году, когда импортная пошлина еще действует.

Также Яценюк справедливо указывает на резкое увеличение расходов госбюджета на выделение субсидий для населения в связи с повышением коммунальных тарифов, о чем сказано выше. Здесь налицо следующий парадокс. Выполняя якобы требования МВФ, правительство фактически упразднило дотирование коммунальных услуг, но вынуждено в сопоставимых финансовых объемах субсидировать население. Смысл подобной затеи состоит, очевидно, в том, что субсидию можно и не дать, используя бюрократическую волокиту. Правда, это чревато массовыми неплатежами за коммуналку, которые уже прогнозируют в размере до 50%, а также ростом социального недовольства.

По информации о готовящемся новом Налоговом кодексе, компенсировать потери бюджета от недополучения «дохода Нацбанка» и импортных пошлин правительство намерено за счет повышения акцизов на сигареты, алкоголь и предметы роскоши — меха, ювелирные украшения.

Кроме того, в 2016 году Кабмин намерен резко повысить поступления от НДС по сравнению с 2015 годом. Но поскольку экономика падает, подобный рост возможен только за счет инфляции и девальвации гривны. Ведь даже обещанный крайне сомнительный рост ВВП на 2% и инфляция в размере 12% не позволят столь резко увеличить поступления от НДС. Словом, логика в подобных планах правительства отсутствует. А надежды на пресловутую детенизацию экономики, которая вызовет резкое увеличение поступлений в бюджет, выглядят крайне призрачными.

Подводя итоги, следует отметить, что составляя финансовый план на 2016 год, правительство преследовало главную задачу – «нарисовать» бюджет, который понравится МВФ. Если он понравится фонду, может, нам дадут денег. То же самое было в 2015 году: бюджет принимали не под экономику, а под МВФ, и когда МВФ денег не дал, и бюджет сразу переписали.

Пока трудно понять, понравится ли МВФ представленный правительством проект бюджета-2016. Очевидно, к бюджетному вопросу придется обращаться еще не раз.

Фото: УНИАН