Кто украл 120 млрд гривен? Саакашвили раскрыл масштабы воровства в госкомпаниях
В распоряжении «Главкома» оказался отчет Министерства экономики о работе госпредприятий в 2014 году
Премьер-министр Арсений Яценюк строит планы об изъятии в пользу госказны 40 млрд гривен с арестованных счетов команды экс-президента Виктора Януковича, чтобы залатать бюджетные дыры. В то же время из-за неэффективного управления госпредприятиями и падения экономики, в 2014 году правительство потеряло в три раза больше.
120 млрд гривен потеряли украинские госкомпании за прошлый год. Такую цифру накануне озвучил глава Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили, назначенный полгода назад председателем общественного совета управления госпредприятиями Украины. Внушительная сумма – это падение прибылей и убытки в госсекторе по сравнению с прошлым годом, согласно подсчетам министерства экономики и развития (МЭРТ).
Саакашвили уверен, что основные причины такого пике – не аннексия Крыма и вторжение России на восток Украины, а банальное воровство. «Каждый год с украинских госпредприятий крадется 120 млрд гривен», - заверил губернатор, пообещав, что в воскресенье на антикоррупционном форуме в Одессе назовет фамилии причастных.
Даже если Саакашвили заметно преувеличивает, министр агрополитики Алексей Павленко, в чьем подчинении находятся около 300 госпредприятий, спорить с ним не берется.
Более того, на вчерашнем круглом столе, посвященном грядущей приватизации госконцерна «Укрспирт» с участием их обоих, Павленко привел показательный пример масштабного воровства в подконтрольном ему секторе. Так, в 2014 году «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (в подчинении МинАПК) продала 660 тыс. тонн зерна неизвестным оффшорам, так и не получив оплаты. «132 млн. долларов пошли на оффшор – это корабли с 660 тысячами тонн…и нет ни зерна, ни денег», - министр уточнил что в гривневом эквиваленте потери госкомпании составили 2,4 миллиарда. Эта информация всплыла после проведения в этом году международного аудита консалтинговой компанией BDO.
Еще большие потери – у «Укрспирта». Согласно отчету Минэкономики, чистая прибыль за 9 месяцев 2014 года составила 96 млн гривен. В то же время Саакашвили на вчерашнем мероприятии назвал другую сумму, которую он получил от экспертов этой отрасли – якобы, «Укрспирт» в прошлом году недосчитался шести миллиардов. Это деньги, которые государство должно было получить в виде акцизных сборов, но они прошли мимо казны, в результате теневого производства. «Это дойная корова государственной коррупции», - подытожил Саакашвили результат работы концерна.
На вопрос «Главкома» о том, кто стоит за многомиллиардными потоками, Саакашвили высказал уверенность, что «смотрящий» за отраслью существует и пообещал через короткое время уточнить и озвучить имя.
В том, что у миллиардных потоков того же «Укрспирта» могут быть бенефициары среди топ-чиновников государства, говорит и президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. В подтверждение он привел свой пример. В начале года Козаченко входил в комиссию, которая накануне отставки главы ГФС Игоря Билоуса анализировала провалы в работе фискальной службы. На одно из заседаний этой комиссии пришел представитель ассоциации «Укрводка» и поставил на стол всем присутствующим – а это были представители СБУ, МВД, ГПУ, а также сотрудники министерств и ведомств – по две бутылки контрафактной водки. Эксперт предоставил документы и рассказал членам комиссии, где можно купить такой алкоголь (повсеместно, почти на любом рынке) и где его производят (в том числе, на государственных заводах). Присутствующие руководители правоохранительных органов, в том числе замминистра МВД Эка Згуладзе, пообещали разобраться. Однако, по словам Козаченко, вместо поиска нелегалов, силовые и правоохранительные органы через несколько дней обрушились с проверками на законопослушных производителей, что больше походило на месть за слив информации.
Что происходит в госпредприятиях, буквально, тайна о семи печатях. Саакашвили уверяет, что получать их отчетность даже Министерству экономики приходится правдами и неправдами, сталкиваясь с сопротивлением менеджмента, за которыми стоят покровители.
Общественный совет при Минэкономики предоставил «Главкому» сравнительный Отчет о результатах работы государственных предприятий в 2013-м и за 9 месяцев 2014 года с анализами рынков и финансовой отчетностью.
Отчет министерства экономики и развития о финансово-хозяйственной деятельности украинских госпредприятий
В отчете Минэкономики о работе госпредприятий, с которым ознакомился «Главком», указано: что финансовая информация и анализ операций госпредприятий в 2013 году и за 9 месяцев 2014-го года не имеют должного качества проверок, поэтому «точность и полнота финансовой отчетности не может быть гарантирована». Но даже при таких базовых условиях вывод Минэкономики неоптимистичный: госсектор украинской экономики не претерпел изменений. Эффективность госпредприятий крайне низкая, слабое корпоративное управление не поощряет рентабельность, устанавливает противоречивые цели, приводит к неадекватным решениям. Все это – следствие непрозрачности и ненадлежащего надзора за их деятельностью.
В документе, представляющим собой обзор состояния ключевых отраслей и секторов экономики с анализом финотчетности госпредприятий, нет упоминания об «украденных» 120 млрд гривен. Представитель общественного совета Владимир Угулава (в Грузии являлся президентом Центра исследования экономической политики) пояснил «Главкому», что все корректно – сумма не взята с потолка, а подсчитана благодаря именно этому документу Министерства экономики: путем суммирования убытков госпредприятий (по сравнению с предыдущим периодом).
Как на госсектор экономики повлияли события в Крыму и Донбассе
Аннексия Крыма в марте 2014 имела ограниченное воздействие на экономику Украины, поскольку полуостров (4,3% от общей площади страны), имел низкую долю ВВП (3,7% в 2012 году) и слабые экономические связи с материком. Другое дело захват Россией части Донецкой и Луганской областей (менее 3% территории). Агрессия на востоке принесла гораздо больше экономических последствий, поскольку захваченная территория включает многочисленные крупные предприятия. На них приходится 15% от общего объема промышленного производства и 8% от ВВП.
В 2014 году спад промышленного производства составил 11%, грузоперевозки и оптовая торговля сократилась на 11% и 15%. объемы строительства - на 22%, розничная торговля - 8,6%, пассажирские перевозки - 12%.
Итак, согласно анализу МЭРТ, в Украине насчитывается 3350 госпредприятий (учитывая отсутствие консолидированного реестра, указанное количество может быть неполным).
Среднесписочная численность персонала всех госпредприятий еще два года назад достигала 1,3 миллиона человек. Общая балансовая стоимость активов госпредприятий, по состоянию на 30 сентября 2014 года, составила 714 млрд. гривен. Рост этого показателя на 11,8% по сравнению с 2013-м был обусловлен только ростом балансовой стоимости активов в нефтегазовой отрасли – на 64,5 млрд гривен. При этом «Нафтогаз Украины» за 9 месяцев 2014 года показал 60 млрд гривен чистых убытков, компенсированных увеличением уставного капитала.
Все другие секторы продемонстрировали падение балансовой стоимости собственного капитала в течение указанного периода.
В отчете министерства было проанализировано 100 ключевых госкомпаний, включая 94 крупнейших (на них приходится 82% всех госактивов и 80% общей выручки на 30 сентября 2014 года), а также шесть банков. (В обзоре не учтены предприятия Крыма, оборонной отрасли, а также расположенные в зоне АТО).
Как следует из этого анализа, наибольшее падение произошло в транспортном секторе, в основном, из-за потерь «Укрзализныци» (8,2 млрд гривен), «Укркосмоса» (1,4 млрд гривен), «Автомобильных дороги Украины» (150 млн. гривен) и аэропорта «Борисполь» (44 млн гривен). В секторе электроэнергетики, собственный капитал уменьшился на 4,3 млрд грн (2,2%), убыток составил 3,6 млрд. гривен. Крупнейшим государственным энергопредприятиям – «Энергоатом», «Укргидроэнерго» и «Укрэнерго» – не помогло здесь даже значительное повышение тарифов.
Несмотря на позитивную динамику некоторых секторов по показателю EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов и налогов, и начисленной амортизации) за 9 месяцев 2014 года, все они были убыточны по уровню чистого дохода.
К примеру, в машиностроении шесть из десяти предприятий, проанализированных министерством, были безубыточны: «Антонов», «Турбоатом», «Электротяжмаш», «Хартрон», «Электровозостроение» и «Коммунар», сообщив о прибыли в 980 млн. гривен. Тем не менее, положительный результат был перечеркнут «Южмашем» и «Южным конструкторским бюро» - их потери составили почти 2,5 млрд гривен.
В пищевой отрасли и сельском хозяйстве, только четыре из десяти госпредприятий, включенных в анализ Министерства экономики, показали чистую прибыль за 9 месяцев 2014 года: Аграрный фонд (466 млн гривен), «Укрспирт» (96 млн. гривен), «Артемсоль» (138 млн. гривен) и Государственный резервный семенной фонд Украины (1 млн. гривен). В то же время, крупнейшие потери принесла «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» от переоценки деноминированного в долларах кредита «Экспортно-импортного банка Китая». Благодаря этому предприятия сектора получили чистый убыток в размере 254 млн. гривен.
В 2014 году общий долговой портфель госпредприятий вырос на 12,8% (127,5 млрд гривен против 143,8 млрд. гривен в 2013-м). Совокупный коэффициент долга к собственному капиталу увеличился с 35,8% до 40,3%.
Так, задолженность «Укрзализныци» на 30 сентября 2014 года составляла 28,9 млрд гривен (на 42,8% выше 2013-го). Задолженность в пищевой отрасли и сельском хозяйстве выросла на 61,5% (до 19,7 млрд гривен) – это связано, в первую очередь, с переоценкой деноминированных в долларах кредитов. В машиностроительной сфере задолженность выросла с 7,8 млрд. до 9,9 млрд гривен, главным образом, в связи с долгосрочным финансированием, привлеченным «Южмашем» и «Южным конструкторским бюро» для пополнения оборотного капитала.
Один из ключевых выводов финансового обзора от Минэкономики: рентабельность собственного капитала госпредприятий указывает, что граждане Украины – косвенные владельцы всех госактивов – теряют, а не обретают от такого бизнеса. Причины - плохое управление и/или неэффективная модель управления.