Госслужба по-новому. Как изменится жизнь украинского чиновника
Как с мая 2016 года будет насчитываться зарплата чиновникам и кто из них потеряет статус госслужащих
Сегодня, 10 декабря, во втором чтении и в целом Верховная Рада поддержала законопроект №2490 «О государственной службе»
В своем недавнем выступлении в Верховной Раде вице-президент США Джо Байден назвал борьбу с коррупцией для Украины исторической. И был прав. Ни для кого не секрет, что высокие должности те или иные лица нередко получают за «благодарность» или по квотному принципу. А сама система госслужбы давно прогнила и работает в интересах не государства, а правящих элит. Так что, реформу госаппарата по праву можно назвать одной из самых главных – ведь именно отсутствие эффективных и мотивированных чиновников делает невозможным проведение остальных реформ.
Законопроект «О государственной службе», первое чтение по которому прошло еще в апреле этого года, должен был исправить сложившуюся ситуацию. Однако процесс его принятия оказался не таким уж простым. За основу законопроект был принят с восемнадцатой попытки, после этого депутаты подали к документу в общей сложности около полторы тысячи поправок. На протяжении лета профильный комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления не мог собрать кворум для рассмотрения всех предложений и рекомендовал вернуться к работе над реформой чиновнического аппарата уже осенью.
Согласно коалиционному соглашению закон должен был быть принят еще в 4 квартале 2014 года, что являлось одним из важнейших международных обязательств Украины, выполнение которых позволило бы получать финансовую помощь от ЕС. Но в итоге принять закон удалось лишь год спустя - 10 декабря 261 голосами. Практически в полном составе «воздержались» от голосования представители «Оппозиционного блока», группы «Видродження» и партии Ляшко.
Закон «О государственной службе» был разработан при участии представителей общественных организаций: гражданская платформа «Новая страна» R&C Kyiv Group LLC, гражданская инициатива «Реанимационный пакет реформ», Центр политико-правовых реформ, проектная группа «Реформа государственной службы в Украине» платформы «Новая страна», благотворительный фонд «Творческий центр ТЦК», «Восточноукраинский центр гражданских инициатив (Тотальная акцию в поддержку человека и демократии)».
Закон вступит в силу с 1 мая 2016 года, и внесет в жизнь госслужащего немало новаций.
-- 1. Разделение на категории и ранги
В зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий должности на госслужбе в государственных органах подразделяются на три категории. А именно: «А» (высший корпус государственной службы), «Б» (руководители подразделений), «В» (другие должности). Также устанавливается 9 рангов госслужащих. Тем, кто занимает должности категории «А» присваиваются 1, 2, 3 ранг; «Б» - 4, 5, 6 ранг; «В» - 7, 8, 9 ранг. От ранга и категории будут зависеть размер зарплаты и требования к чиновникам. Но об этом позже. Чиновникам категории «А» необходимо будет иметь степень магистра, общий стаж работы не менее семи лет, опыт работы на должностях госслужбы категорий «А» или «Б».
Действие закона распространяется на госслужащих секретариата Кабмина, министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных госадминистраций, органов прокуратуры, военного управления, заграничных дипучреждений и других госорганов.
В то же время действие закона не распространяется на президента, главу Администрации, его замов, членов Кабмина, заместителей министров, главу и членов Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, Антимонопольного комитета, Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции, ЦИК и др. Кроме того, закон не распространяется на секретаря СНБО, народных депутатов, служащих Нацбанка, депутатов местных советов, судей, прокуроров, военнослужащих, правоохранителей и работников патронатных служб.
-- 2. Назначения через открытые конкурсы
Еще одна новинка закона – чиновники будут назначаться на должности на конкурсных основах и таким образом общественность отчасти получит влияние на эти назначения.
«В Украине больше не будет назначений по квотному принципу, через взятку или по мотивам личной верности», - комментирует плюсы закона эксперт инициативы «Реанимационный пакет реформ», которая принимала участие в разработке документа, Николай Выговский.
Правда, по-разному – в зависимости от категории – будут формироваться конкурсные комиссии. Категорию «А» будет выбирать специально созданная комиссия по вопросам формирования высшего корпуса госслужбы. Треть ее составят общественные активисты. Также туда будут входить представители Верховной Рады, президента, правительства, профсоюзов, ассоциации работодателей, глава Антикоррупционного бюро и председатель профильного агентства по вопросам госслужбы.
Для категории «Б» комиссия формируется органом, куда трудоустраивается госслужащий, но с привлечением специалистов со стороны. Прием категории «В» - создание комиссии и принятие решения – полностью решается в конкретном учреждении.
Хотя этот закон, как отмечают некоторые эксперты, в том числе, усложняет и увольнение некомпетентных чиновников.
-- 3. Изменение соотношения «оклад – надбавки»
Как ранее пояснял в интервью «Главкому» руководитель Национального агентства Украины по вопросам госслужбы Константин Ващенко, на данный момент в структуре зарплаты госслужащего только 30% занимает должностной оклад, а остальные 70% составляют премии, надбавки и другие выплаты. «Это приводит к тому, что госслужащий сильно зависит от личного отношения к нему начальника, от лояльности, которую он проявляет, и от готовности выполнять какие-то поручения не очень профессионального плана», - отметил он.
После вступления закона в силу структура заработной платы изменится и будет выглядеть так: 70% - должностной оклад и 30% - надбавки и премии. Таким образом, как отмечают эксперты, должно уменьшиться субъективное влияния руководителя на подчиненных.
Схема должностных окладов на должностях госслужбы, согласно закону, определяется ежегодно Кабинетом министров во время подготовки проекта закона о госбюджете на следующий год с учетом юрисдикции государственных органов, а также исходя из того, что минимальный размер оклада группы 1 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, составляет не более семи минимальных размеров должностного оклада группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения.
Также в законе предусматривается отмена неаргументированных льгот и переход на общую пенсионную систему.
-- 4. Деполитизация
Еще одно новшество закона – деполитизация. Согласно закону, государственный служащий категории «А» не имеет права: быть членом политической партии; проводить или принимать участие в предвыборной агитации, совмещать работу на госслужбе с обязанностями народного депутата или депутата местного совета и др. Госслужащим категорий «Б» и «В» членство в партиях разрешается, однако они не могут входить в руководящие органы.
Кроме того, госслужащий не имеет права демонстрировать свои политические взгляды и совершать другие действия, которые могут свидетельствовать о его особом отношении к определенным партиям и негативно повлиять на имидж госоргана и доверие к власти или представлять угрозу для конституционного строя, территориальной целостности и национальной безопасности, для здоровья и защиты прав и свобод других людей.
Чтобы обезопаситься от ситуации попадания чиновника под политическое влияние, как отмечает Константин Ващенко, в законе предусмотрены механизмы контроля, в том числе, дисциплинарное производство.
-- 5. Разграничение политических и административных постов
Патронатные должности – такие как, советники, пресс-секретари, помощники – потеряют статус госслужащих. Логика такого решения довольно проста: нет конкурса – нет статуса.
На данный момент в Украине насчитывается около 300 тысяч госслужащих. В связи с принятием нового закона «О госслужбе», их количество значительно сократится - как заявила докладчик проекта, нардеп от «Батькивщины» Алена Шкрум, до 150 тысяч.
«Это делается потому, - отмечал в беседе с «Главкомом» Константин Ващенко, - что советники, помощники, консультанты приходят вместе с руководителем, не проходят никаких конкурсов и вместе с руководителем уходят».
-- 6. Новая должность - госсекретарь
Несмотря на то, что институт госсекретарей, прописанный еще в коалиционном соглашении, критиковали за то, что он спровоцирует двоевластию в министерствах, он таки нашел свое отражения в законе «О госслужбе».
Согласно документу, в Украине вводится новая должность – государственного секретаря. Госсекретарь – это чиновник категории «А», который избирается на конкурсе, и, по сути, заменяет собой политическую фигуру заместителя министра – руководителя аппарата, то есть, руководит аппаратом ведомства. При этом, он остается при смене Кабмина, и, как отмечает Выговский, обеспечивает институциональную преемственность.
«Задание министров и их заместителей, которые являются политическими фигурами – определять направление развития той или иной сферы, а собственно реализовывать и нарабатывать конкретные нормативные акты, обеспечивать текущее управление должны профессионалы», - комментировал появление этой нормы Константин Ващенко.
Предложение относительно назначения на должность госсекретаря министерства по результатам конкурсного отбора глава ведомства подает премьер-министру Украины.
Государственная служба начинается с момента публичного принесения присяги государственного служащего. Среди прочего госслужащий обязан с уважением относиться к государственным символам Украины; говорить на государственном и региональном языке (языках) или на языке нацменьшинств во время выполнения должностных обязанностей.
Результаты служебной деятельности государственных служащих ежегодно подлежат оценке для определения качества выполнения работы. Материальный и моральный ущерб, который был нанесен физическим и юридическим лицам незаконными решениями, действиями или бездействием госслужащих при осуществлении ими своих полномочий, возмещается за счет государства.
В свою очередь государство в лице субъекта назначения имеет право обратного требования (регресса) в размере и порядке, определенном законом, относительно: 1) госслужащего, причинившего вред; 2) должностному лицу, которое виновато в незаконном увольнении, отстранении или переводе государственного служащего о возмещении материального и морального вреда, причиненного в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Вместе с тем государственный служащий в случае возникновения у него сомнения в законности изданного руководителем приказа (распоряжения, поручения) должен требовать его письменного подтверждения, после получения которого обязан выполнить такой приказ (распоряжение, поручение). Одновременно с выполнением такого приказа (распоряжения, поручения) госслужащий обязан в письменной форме сообщить о нем руководителя высшего уровня или органа высшего уровня. В таком случае государственный служащий освобождается от ответственности за выполнение указанного приказа.
Устанавливается, что госслужба прекращается в случае достижения государственным служащим возраста 60 (согласно действующему законодательству - в случае достижения 65 лет), если иное не предусмотрено законом.