Как бывший помощник Пашинского забронировал полмиллиарда у Авакова (РАССЛЕДОВАНИЕ)
Министерство внутренних дел планирует закупить сотню броневиков у фирмы, которая еще год назад производила пластиковую тару
Министерство внутренних дел планирует закупить сотню броневиков для полицейских спецподразделений у компании, которая еще год назад производила пластиковую тару. За сделкой в полмиллиарда гривен, анонсированной министром Арсеном Аваковым, стоит экс-помощник главы парламентского комитета по обороне Сергея Пашинского – Николай Кузьма. Год назад этого бизнесмена уволенный с поста министра здравоохранения Олег Мусий причислил к представителям «тендерной мафии» Минздрава. Сам Кузьма сегодня называет себя «идеологом» создания новой украинской бронемашины.
Секретарь Совета нацбезопасности Александр Турчинов и глава МВД Арсен Аваков неделю назад провели помпезную презентацию. Созванным журналистам был представлен бронеавтомобиль «Варта-2», который министерство внутренних дел планирует закупать для нужд «КОРДа» (Корпус Оперативно-Раптової Дії) и спецподразделений Нацгвардии.
Чиновники и представитель компании-поставщика расписали для СМИ преимущества машины – противоминная защита, повышенная скорость, сравнительно небольшая цена... Ее опытный образец сейчас проходит испытания в МВД, а до конца года Аваков пообещал взять на вооружение десять подобных броневиков, если же испытания будут успешными – подписать «большой контракт» на поставку сотни автомобилей. В успехе «Варты» министр не сомневается, добавив, что уже заручился поддержкой СНБО и правительства, готового предоставить госгарантии под эту закупку.
Железная вера Авакова в такую технику сулит большой куш поставщику – компании «Украинская бронетехника». Стоимость машины не озвучивалась, но секретарь СНБО Турчинов подчеркивал: она дешевле аналогов минимум на полтора миллиона гривен. Это означает, что цена «Варты» составит порядка пяти миллионов (ближайший конкурент – «Козак-2», выпускаемый НПО «Практика» для нужд ВСУ, стартует приблизительно с 6,5 млн гривен).
С учетом партии в сотню машин, общая сумма сделки с «Украинской бронетехники» может превысить 500 млн. гривен.
-- Кто освоит эти деньги?
Согласно государственному реестру юрлиц, до минувшего лета компания «Украинская бронетехника» называлась иначе – «Укрглавпак». Под таким названием предприятие специализировалось на производстве тары из пластмассы и оптовой торговле.
В начале нулевых ее учредителем выступила Ирина Панчук, управляющая в настоящее время фирмой «Энергетический Альянс» (владелец – Дмитрий Олейник, замглавы Федерации работодателей Украины). «Главком» через пресс-службу просил его прокомментировать возможное участие в создание «Украинской бронетехники», однако ответ не был предоставлен.
В июне у «Укрглавпака» поменялось название и руководитель. Под вывеской «Украинская бронетехника» фирма получила и новое направление деятельности – производство, а также торговля автомобилями и военными транспортными средствами.
Ее нынешний владелец (Юрий Стасько) и руководитель (Александр Кузьма) – молодые люди, им нет и 30-ти. Оба уже пересекались в бизнесе, в качестве совладельцев компании «Глобалмед», работавшей на рынке фармацевтики. По отдельности оба предпринимателя успели попробовать силы и в других небольших фирмах, не имевших дело с «оборонкой».
Тем не менее, спустя полгода после ренейминга из «Укрглавпака» в «Украинскую бронетехнику», молодые люди замахнулись на полумиллиардный заказ, утерев нос полдесятку украинских предприятий, проработавших на рынке бронетехники значительно дольше.
Молодость победила опыт? Выяснить это в самой «Украинской бронетехнике» «Главкому» не удалось – в компании получили вопросы издания, но не нашли возможность отреагировать. Найти ответы оказалось несложно.
-- «Самый лучший день» партнера Лепса
В презентации броневика «Варта-2», проведенной в начале декабря для журналистов и высшего руководства страны, включая Турчинова и Авакова, юные предприниматели не участвовали.
О технических новшествах, использованных в бронеавтомобиле, присутствующим рассказывал человек в более солидном возрасте – Николай Кузьма. Его имени не найти среди собственников «Украинской бронетехники», он – не инженер-конструктор.
С весны 2015 года Николай Кузьма значился в списке помощников на общественных началах у давнего соратника Авакова, народного депутата Сергея Пашинского, главы парламентского комитета по национальной безопасности. В сентябре – за три месяца до публичного появления бронеавтомобиля «Варта» – его фамилия исчезла из перечня депутатских консультантов.
«Главкому» удалось связаться с Николаем Всеволодовичем. Комментируя свою роль в сделке между МВД и поставщиком, Кузьма сообщил, что являлся «идеологом создания этой машины», и не стал отрицать, что директор «Украинской бронетехники» Александр Кузьма – его родственник (по данным СМИ - племянник).
Бизнесмен уверяет, что оказался в статусе депутатского помощника для материализации своей идеи – создания «лучшего бронеавтомобиля» в Украине по цене и качеству. «Я втравливал им (представителям власти – «Главком») идею создания продукта, который можно продавать за рубеж».
Предположение «Главкома» о том, что компания «Украинская бронетехника» была спешно создана под грядущую многомиллионную закупку министерством внутренних дел, а присутствие Кузьмы в числе помощников нардепа из комитета по нацбезопасности дополнительно на это указывает, бизнесмен категорически опроверг. Кузьма использует при этом аллегорию: «...они жили на общей лестничной клетке, поэтому существует коррупционная связь...». «Не смотрите на то, кем и когда создана компания, а возьмите конечный продукт и его цену, конкурентов ему нет..., – настаивает бизнесмен. - Какая задача консультантов?! Они приходят и говорят: «Блин, что вы делаете?! Зачем вы делаете хреновый «Дозор» (бронеавтомобиль, созданный на предприятиях «Укроборонпрома» - «Главком»), давайте нормальную машину сделаем. По нормальной цене. Это роль консультантов!»
Уверенность в своих силах у Кузьмы выросла не на пустом месте, хотя в «оборонке» он прежде не работал. Свое имя бизнесмен сделал в нулевых на рынке фармацевтики и медицинской техники.
Тогда он занимал видные должности: вице-президента по вопросам здравоохранения Украинского национального комитета Международной торговой палаты и президента Украинской ассоциации поставщиков и производителей медтехники.
Одна из наиболее нашумевших компаний, с которой связывают Николая Кузьму – «Укрмед». В середине нулевых предприниматель руководил этим предприятием и, хотя сейчас владельцами числятся другие люди, в СМИ именно его называют бенефициаром компании. По данным «Наші гроші», в 2010 году «Укрмед» выиграл тендеры на 44 миллиона гривен, а в 2011-м – на 227 млн. гривен. Одна из ее родственных компаний «Укрмед дентал» раньше была прописана там же, где сейчас зарегистрирована «Украинская бронетехника»: в Киеве на ул. Довженко, 18.
Этот бизнес никогда не был гладким. Четыре года назад против компании «Укрмед» открыли уголовное дело в связи с завышением цен на консалтинговые услуги (стоимостью в полмиллиона гривен), которые она оказывала в рамках контракта на поставку в Украину австрийской медтехники и препаратов в 2009 году.
Кроме того, сейчас продолжается следствие по закупке «Інститутом ядерної медицини та променевої діагностики» (в 2012-2013 роках) у ТОВ «Укрмед» магнітно-резонансного томографу за 31,5 млн. гривень. (Медоборудование якобы до сих пор не установлено и не введено в эксплуатацию).
Дела у видного предпринимателя не всегда шли вверх. Два года назад газета «Сегодня» написала, что российский певец Григорий Лепс открыл в Киеве караоке-бар в партнерстве с Николаем Кузьмой. Подтвердить их тандем можно только косвенно: Leps Bar расположился на ул. Л. Толстого, 25. По этому же адресу зарегистрирована компания его родственника Александра Кузьмы – ООО «Вестимо», одно из направлений которой – ресторанная деятельность.
Бар закрылся минувшей зимой, но реноме бизнесмену Николаю Кузьме незадавшийся стартап не испортил, в отличие от хлестких заявлений некоторых известных политиков. Так, к примеру, экс-министр здравоохранения Олег Мусий после своего увольнения в прошлом году дал интервью журналу «Фокус». На вопрос о том, кто именно из «тендерной мафии» продавливал свои интересы в Минздраве, он назвал имена Бориса Литовского, Петра Багрия, Михаила Кучирко и Николая Кузьмы.
Нардеп от БПП и экс-гендиректор фармацевтической фирмы «Дарница» Глеб Загорий в интервью «Главкому» также относил Кузьму к числу лоббистов на рынке госзакупок медпрепаратов. Депутат включил в этот перечень компании, близкие к Петру Багрию, Николаю Кузьме, Андрею Лирныку, группе компаний «Людмила-Фарм». «Это те же герои, о которых шла речь на протяжении лет десяти, еще со времен президентства Виктора Ющенко: меняются регистрации, названия компаний, но конечные бенефициары остались те же», – утверждал нардеп.
-- Без России не обошлось
На условиях анонимности один из представителей рынка бронетехники рассказал «Главкому», что «Украинская бронетехника» начала интересовать оборонным бизнесом полгода назад. Тогда, якобы, речь не шла о производстве собственной машины – новый игрок хотел зарабатывать на продаже бронетехники других производителей за границу.
Собеседника издания удивила скорость, с которой новая машина прошла все этапы, отделяющие задумку от контракта с МВД: создание прототипа, проведение серии испытаний, согласования с 1-м отделом СБУ по работе с гостайной …
Николая Кузьму не смущает отсутствие производственной площадки у «Украинской бронетехники», рассчитывающей на полумиллиардный заказ. Он сторонник проектного менеджмента: кто-то чертит проект, другие изготавливают детали. «Проектные компании создают продукт и размещают сборку на любом производстве - где выгодно по себестоимости, где по работе и т. д. – так делают во всем мире».
Не смутило это и руководство страны. На презентации «Варты» машина пришлась по вкусу всем, Аваков и Турчинов нахваливали ее преимущества. По словам секретаря СНБО, ее ключевые преимущества: низкая цена, современное оборудование и надежная броня. Еще до окончания испытаний Турчинов поспешил заверить: «машина качественно лучше и по всем характеристикам превосходит любые аналоги, которые закупались на протяжении текущего года и при этом ее стоимость на 1,5 – 2 млн гривен дешевле аналогов». «Это и есть конкуренция», - добавил чиновник.
Турчинов добавил, что машина в будущем может закупаться не только для «КОРДА» и Нацгвардии, но и для пограничной службы.
Аваков приводил свои аргументы: на «Варте» установлен более мощный двигатель (270 л.с. по сравнению с 176 л.с. двигателем бронеавтомобиля «Козак»), в перспективе планируется установка современного двигателя Cummins мощностью 300 л.с.; использовано не только V-образную формы днища но V-образную геометрию самой бронекапсулы, что позволяет выдерживать подрыв заряда мощностью 6 кг в тротиловом эквиваленте; увеличена полезная грузоподъемность,, а броня защищает экипаж и десант от бронебойного патрона калибра 7,62*39 мм; установлены не только усиленные рессоры, но и усиленные амортизаторы; впервые в Украине совместно с отечественным производителем бронестекла используется современный наружный метод установки бронестекла на боевой бронированной машине такого класса, что дает возможность производить быстрый демонтаж и монтаж при повреждении и увеличивает прочность рамки; улучшились динамические показатели при езде как по шоссе так и по пересеченной местности. Максимальная скорость по шоссе составляет 120 км/ч. и т. д.
Экономия, которую расхваливали чиновники, могла быть достигнута за счет сравнительной дешевизны базы автомобиля. Например, «Козак» создан c использованием шасси и двигателя итальянской корпорации Iveco. У «Варты» - славянские корни. Как отмечает AUTO-Consulting, «судя по первым фото, «Варта» создана с использованием агрегатов МАЗа, да и характеристики, названные Аваковым, также говорят, что под капотом броневика двигатель МАЗовской спецификации.
По данным неофициального блога российского Центра анализа стратегий и технологий, под «МАЗовской спецификацией» подразумевается двигатель производства Ярославского моторного завода «Автодизель» (Россия). На это указывают идентичные характеристики, названные Аваковым и прописанные на сайте российского производителя.
По своему предназначению к разрекламированной «Варте» сегодня наиболее близки четыре машины: «Козак» от НПО «Практика», «Кугуар» от «КрАЗа», «Дозор-Б» от Харьковского КБ машиностроения и «Барс-8» от «Богдана».
Первые две уже прошли испытание боем в зоне АТО, используются украинскими спецподразделениями и ВСУ. «Дозор-Б» и «Барс-8» пока дышат им в спину: «Дозору» требуется ряд доработок, «Барс» – пока что выпустил предсерийный образец.
Помимо этих существует и ряд других производителей бронированных машин, как например, компания «Реформ» из Новых Петровцев.
На вопрос «Главкома» – предшествовал ли решению о закупке «Варты» тендер – пресс-секретарь МВД Артем Шевченко ответил, что на данный момент министерство взяло один экземпляр для испытаний. Контракт пока не подписан, но предварительная договоренность заключена.