Сберечь «Крымнаш»: миссия невыполнима
15 декабря произошли два события, которые, на первый взгляд, никак друг с другом не связаны.
15 декабря произошли два события, которые, на первый взгляд, никак друг с другом не связаны. Визит госсекретаря США Джона Керри в Россию и встреча представителей крымскотатарского Меджлиса с иностранными дипломатами, на которой было заявлено о необходимости объединить в один пакет «крымские санкции» и ограничения, наложенные на Кремль из-за войны на востоке Украины.
В очередной раз российская пропаганда начала тиражировать новость, что американцы якобы уже готовы к снятию санкций, но пусть обе стороны конфликта выполнят Минск-2. Все просто и понятно, но только на первый взгляд. Никого не должно смущать, что американский госсекретарь ведет прямые переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, но для Кремля они не приносят ощутимой пользы. Керри больше похож на врача, который наведывается к больному, чтобы лично проверить температуру и самочувствие пациента. Не стоит тут искать какие-то интриги и кулуарные договоренности между Вашингтоном и Москвой за счет интересов Украины. Их просто нет.
Напомню, что в мае текущего года Керри уже встречался с Путиным и российским «риббентропом» Сергеем Лавровым в Сочи. Это была первая встреча такого уровня россиян с американцами после аннексии Крыма. Общий контекст и атмосфера переговоров были изначально неблагоприятными для Кремля. Американцы в свойственной им манере выдвигали требования, намекали на усиление санкций и произносили дежурные фразы о мирном урегулировании. Российские дипломаты, готовившие встречу, поминали, что никаких прорывов не будет, а по телевизору показывать нужно только победы.
Что сделал Кремль? Устроил политическую клоунаду. Новостные сайты пестрели информацией о том, что Лавров приехал на встречу с Керри на белой «Победе»; потом, что глава российского МИД подарил американскому коллеге краснодарские помидоры и картошку. Это была главная новость в исполнении одиозной Марии Захаровой, выступающей в качестве «говорящей головы» российской дипломатии. Она озвучивает заявления, которые стыдно произносить даже видавшим виды кремлевским царедворцам.
Потом российские пропагандисты поднатужились и выдали на-гора якобы заявление Керри, что в случае полного урегулирования ситуации на Донбассе с Кремля снимут санкции. Главный вопрос, который возник у думающей публики: почему американский госсекретарь выступает еще и от имени руководства ЕС, ведь вопрос санкций – «парафия» не только американцев?
Ситуация прояснилась после того, как на сайте Государственного департамента опубликовали стенограмму выступления Керри перед журналистами по итогу встречи. Глава американской дипломатии произнес сложную словесную конструкцию, которую нельзя интерпретировать однозначно. Он сказал нечто в духе «реализация Минских договоренностей может привести к началу переговоров по отмене санкций». То есть в его словах не было однозначных посылов и гарантий, как это пыталось показать российские телевидение.
Мы увидели почти полное повторение мотивов сочинской встречи. Американцы прибыли обсудить конкретные вопросы по Украине и Сирии. Позиции Кремля в них откровенно слабые. И дабы скрыть это от сограждан, российские власти занялись политической буффонадой с элементами отчаянного идиотизма. Главная новость Кремля заключалась в том, что Путин «посоветовал Керри выспаться». Российский президент открыто нахамил американскому гостю, чем весьма порадовал толпы «ватников». Сказать россиянам больше нечего, а признать отсутствие внятных аргументов – губительно для имиджа кремлевского главаря, страдающего манией величия.
Мы уже писали, что в отношении Крыма американской дипломатии было важно было не допустить кулуарного российско-европейского сговора по аннексированному полуострову. Они этого добились. Россияне полагают или делают вид, что им удалось отложить вопрос захваченной территории в дальний ящик, но это лишь иллюзия. В российско-американских отношениях Крым – мина замедленного действия. Если верить (простите за иронию) российским СМИ, Керри опять заявил о снятии санкций в случае прекращения войны на Донбассе.
Ранее Вашингтон указал на последовательность выполнения Минска-2: сначала Москва передает Киеву контроль над границей, после на территории террористических «республик» проходят выборы по украинским законам, но с учетом «специального статуса» территорий. Кремль такой расклад категорически не устраивает. Во-первых, украинский контроль над границей означает финал «военторга» и скорую смерть фейковых «ДНР» и «ЛНР», которые уже нельзя будет использовать для давления на Киев. Во-вторых, даже в этом случае Вашингтон ведет речь лишь о «начале переговоров об отмене санкций». То есть ограничения, наложенные на российские банки, не снимут автоматически, а кредиты нужны тут и сейчас. В-третьих, велика вероятность, что Крым станет основанием не для полной отмены санкций, а для их переформатирования. И тут многое зависит от действий Киева. Поэтому вполне логично, что уже сейчас звучат призывы переформатировать ограничительные меры против кремлевских оккупантов.
Часть ограничений могут отменить, введя при этом новые. Оснований – тьма. Например, США могут использовать Акт Магнитского против российских коррупционеров и злостных нарушителей прав человека. Сюда можно засунуть все руководство правительства, парламента и силовых органов. Ответственность за сбитый МН-17 висит дамокловым мечом над российской элитой. За Сирию уже получили первый пакет санкций. «Дело Литвиненко», расследуемое британской Фемидой, и уголовное дело против «русской мафии» в Испании тоже никуда не делись – и там, и там фигурируют крупные персоны из близкого окружения Путина.
И в Кремле это прекрасно понимают. Американцы в очень удобном положении: они могут говорить об отмене санкций, имея в руках и другие козыри. Путин остается в тупике, потому что уход с Донбасса не означает даже молчаливого признания российского статуса над Крымом, не избавляет от вороха других проблем и ответственности за шлейф международных преступлений. Не исключено, что «пост-донецкие» санкции в суммарном воздействии окажутся более болезненными, нежели нынешние.