Информационные амбиции Кремля -2016: итоги и прогнозы
Прошедший год для Украины стал показательным в плане информационного противодействия.
Прошедший год для Украины стал показательным в плане информационного противодействия. За этот небольшой период мы смогли сформировать в масштабе государства систему реагирования на информационные угрозы. Пусть не идеальную, которая смогла бы стать противовесом в информационной войне РФ против Украины, но она работает и набирает обороты.
О системе информационного противодействия
Система сформировалась из двух составляющих – государственного и частного элементов. Среди государственных структур наиболее показательной стала деятельность Министерства информационной политики, которое всячески подвергалось критике при любом удобном случае. На первом году своей работы министерство сосредоточилось на деятельности журналистов в зоне АТО и восстановлении покрытия радиотелеканалами оккупированных регионов, а также информационном обеспечении украинской и зарубежной аудитории.
Заработали телеканалы общественного телевидения и иновещания, чего раньше в Украине не существовало. Хотя, в контексте реагирования на информационные угрозы внутри государства в этом году украинский мининформ мало чем может похвастаться: государственная структура оказалась слабоманевренной и привязанной к заявленному в начале года бюджету – 4 млн. грн. Кстати, скудное финансирование министерства информационной политики часто приводилось, как аргумент его невысоких достижений в информационных мероприятиях.
Негосударственный элемент информационного противодействия представлен десятками волонтерских организаций и частными информационными агентствами. Главной их задачей в контексте информационного противодействия есть вскрытие замыслов информационных акций Кремля, а также анализ и оперативное распространение объективной информации. Каждый из таких субъектов пытается действовать в общем информационном потоке Украины, используя собственные ресурсы.
Положительной чертой создания системы информационного противодействия в Украине стала попытка объединения усилий государственной и негосударственной составляющих.
О тактике информационных операций
Информационная активность России в отношении Украины была неоднородной. За прошедший год кампания Кремля неоднократно изменяла тактику информационных операций:
до января 2015 г. – была завершена фаза «закрепления информационного доминирования» в ситуации на Донбассе. Она характеризовалась дезинформационными сообщениями – вбросами, которые призваны были посеять недоверие к украинским силам АТО и добровольческим батальонам. Кроме того, особенностью этой фазы было максимальное вовлечение информационных инструментов Кремля для достижения своей цели – от электронных СМИ до международной дипломатии.
февраль 2015 г. – август 2015 г. – фаза «стабилизации информационной ситуации», что подразумевает удержание достигнутого уровня информационного присутствия в информационном потоке.
Можно говорить, что прогрессивная часть информационной кампании России фактически завершена. Задачей этого этапа был поиск путей, которые позволят удержать информационную ситуацию на определенной отметке. Данная фаза информационной кампании России против Украины была сосредоточена в двух направлениях: на аннексированном Крыму, а также захваченных частях Луганской и Донецкой областей, где информационные мероприятия происходят особо активно.
сентябрь 2015 г. – по н.в. – фаза «информационной адаптации», главной целью которой есть создание условий для восприятия населением сложившейся в оккупированном регионе ситуации в необходимом ключе. Людей убеждают в единственно правильном «пророссийском» векторе развития их квазигосударств.
При этом, во временно-оккупированных регионах Украины наблюдается сохранение медийного доминирования России.
Одним из отличительных признаков этой фазы есть попытки властей оккупированных республик проводить собственные мероприятия информационного влияния. Среди них – запись обращения лидера «ДНР» А.Захарченко по поводу обмена пленного Рахмана (майора А.Гречанова), обращение лидера «ЛНР» Плотницкого к населению Херсонской области в оказании помощи для создания «народной республики» и присоединении к существующим оккупационным режимам, а также проведение массовых студенческих акций на линии административного разграничения с оккупированными территориями.
Отметим, что финансирование информационной антиукраинской кампании Кремля значительным образом сокращено. Причин тому – несколько.
Во-первых – это сложная экономическая ситуация в России, которая заставила пересмотреть бюджеты на специальные мероприятия за рубежом.
Во-вторых, развернуты активные военные события в Сирии, результатом которых стала созданная там гуманитарная катастрофа (сценарий Грузии-2008 и Донбасса-2014). На днях иностранное ведомство РФ должно сделать заявление о необходимости организации международной гуманитарной миссии ООН в Сирию;
В-третьих, по последним данным, Кремль предпринимает попытки создать параллельный эпицентр нестабильности на юго-востоке Турции, используя при этом курдские политические и маргинальные силы. По имеющейся информации, для расшатывания ситуации в Турции будет взят за основу фактор «национальных меньшинств» в отдаленных регионах государства.
Тенденции развития информационной ситуации
Каковы тенденции развития ситуации на 2016 год?
1. Развитие информационной ситуации в оккупированных регионах Донбасса будет преследовать цели:
· нарастить использование каналов информационного влияния на население оккупированного Донбасса, в том числе через инструменты «мягкой силы» – изобразительное искусство, кино, литературу и прочее;
· убедить зарубежную (украинскую в том числе) аудиторию в необходимости проведения выборов (21 февраля «ЛНР» и 20 апреля «ДНР» 2016 г.) в местные советы оккупированного Донбасса по правилам, подиктованных Кремлем, добиваясь федерализации Украины;
· создать информационную поддержку идее признания руководством Украины «независимых республик», в том числе путем попыток выдвижения «прокремлевских» кандидатов на возможных внеочередных выборах в Верховную Раду;
· продолжать обвинения руководства Украины во всевозможных экономических, политических, социальных, военных и иных проблемах населения;
· оказывать информационное влияние на аудиторию соседних областей Украины используя все возможные средства коммуникации,
2. Руководство «народных республик» будет стремиться проводить собственные информационные акции. По мнению Кремля, это необходимо для поддержания пропаганды на уровне тлеющего конфликта, а также для их самоутверждения и замещения российских субъектов в информационном потоке. Вместе с этим, Кремль сохранит за собой доминирующую позицию в информационных мероприятиях на Донбассе, осуществляя их координацию извне.
3. Власти России будут всячески использовать информационный повод «Минских соглашений», положения которых остались невыполненными в 2015 г. якобы по вине Украины. Прогнозируется, что уже к началу февраля будет развязана новая информационная кампания по расшатыванию ситуации внутри Украины. Предлог будет использоваться самый разный – от повышения цен на продукты питания до несогласия с действиями властей. Кремль не доволен «управляемой блокадой Крыма», «изоляцией Приднестровья» и потерей контроля над «потенциально-нестабильными регионами» Украины – Харьковом, Одессой, Николаевым. Особенностью 2016 года станет то, что сроки выполнения Минских соглашений уже перенесены на этот год, а российскую сторону на переговорах будет представлять авторитетный «ЕдиноРос» Борис Грызлов (экс-спикер Госдумы, член российского Совбеза, глава Высшего совета партии «Единая Россия»). Его характеризуют, как главного идеолога партии Путина, а также специалиста по применению силовых решений. В любом случае, к сентябрьским выборам в Государственную думу правящая партия России должна подойти с «новыми победами» для создания себе высокого рейтинга. Очевидно, что такими «победами» должны стать новые противостояния в конфликтных регионах Украины.
4. Тематика передачи под контроль украинско-российской границы украинским пограничникам будет как и прежде забалтываться Москвой. Периодически будут находиться различные предлоги российской стороной для ухода от вопроса. Таким же способом российская сторона будет игнорировать проблемы вывода иностранных (российских) вооруженных формирований и военной техники из оккупированного региона.
5. Спекуляции на военную тематику останутся преобладающими в пропаганде на 2016 год. При этом, инструменты информационного влияния останутся прежними – информационные сводки (Э.Батурин) с дальнейшими публикациями в российских СМИ, мероприятия военной маскировки и дезинформации боевиков, провокационные и диверсионные действия и другое.
6. Власти аннексированного Крыма будут продолжать применять информационные барьеры в освещении ситуации с блокадой полуострова. Ожидается, что будут ужесточены меры воздействия на крымскую аудиторию, которая попытается получать объективную информацию с Украины. В Крыму, как и в прошлом году, будет вестись информационная политика по положительному освещению российских новостей в контрасте с демонстрацией негатива из Украины.
7. В оккупированных регионах Донбасса и аннексированном Крыму будут продолжены мероприятия по созданию искусственного мнения перед зарубежными делегациями о «счастливой жизни народа «свободного Донбасса». Для этого, как и в прошлом году, будут приглашены «проверенные иностранные гости», мнения которых будет комментировать российская пресса.
Как Украина должна защититься в условиях текущей информационной войны?
Это самый главный вопрос в этом контексте.
И здесь наше видение остается неизменным:
Первое, создание надежной системы информирования украинской и зарубежной аудитории. Самый свежий пример – масштабная информационная провокация с применением военных средств в Коминтерново 24-26 декабря. Она наглядно продемонстрировала низкую способность украинских медиа оперативно реагировать на подобные случаи. Официальные заявления военного ведомства прозвучали спустя несколько дней, когда в народе упорно «гуляли» слухи с российскими тезисами. За прошедший год Украина не смогла преодолеть барьер военного бюрократизма в оперативном информировании, мы до сих пор применяем «тактику оправдывания», что заведомо проигрышно.
Второе, информационные ресурсы в сети Интернет используются Украиной крайне неохотно. Однако, нужно всегда помнить, что интернет – это третье по приоритету средство информирования после традиционных телевидения и радио. Так, украинские социальные сети (druzi.org.ua, ukrface.net и др.) не популяризируются среди украинцев. Многие украинцы продолжают пользоваться российскими (Вконтакте, Одноклассники) и всемирными (Facebook, twitter) сетями. Кроме того, значительная часть украинских новостных web-порталов и страниц не имеет иностранной версии, что делает их недоступными для западного пользователя интернетом. В целом, создается впечатление, что в нашей стране не хотят развивать информационный потенциал интернета, по-прежнему делая акцент на печатных изданиях и традиционных теле- и радиопередачах.
Третье, в Украине как никогда требуется развитие информационного направления «мягкой силы» – создание информационного стратегического продукта. Наше общество нуждается в сериалах и о героях Украины, подвигах при защите от российской агрессии на Донбассе и просто о современных украинцах, которыми гордится страна. Помимо этого, мы не используем театральное и изобразительное искусство, а также прозу, поэзию и музыку.
Нами попросту забыта эта сторона информирования, которая создает заделы на десятилетия.
Четвертое, Украина недостаточно использует ресурс «публичной дипломатии» как внутри государства, так и за его пределами. Это – украинские общественные организации, диаспоры, информационные центры или землячества. В последнее время такой элемент является прекрасным инструментом для формирования мнения об Украине в зарубежной аудитории, в том числе в оккупированных регионах.
Пятое, самое главное. За прошедший год в Украине стали меньше говорить об информационных операциях России. И это можно считать главной информационной угрозой, так как информационное влияние со стороны Кремля не прекратилось. Медиа-мероприятия России просто стали другими и менее агрессивными (мы об этом говорили в начале). В украинском медийном сознании информационные операции Кремля стали ассоциироваться с активным ведением боевых действий: если не стреляют – значит информационных операций тоже нет. Это обычная логика заблуждений, которую приняли украинские медиа. Параллельно с этим, украинский информационный поток забивался текущими событиями, которые искусственно раздувались до резонансного уровня. Медиа быстро переключились для освещения политической жизни Украины.
В этом случае, необходимо помнить, что информационная война с Россией не закончена. Ее проявления в украинском информационном пространстве будут присутствовать еще не один год.
Украине нужно быть готовой к новым информационным операциям.