Как депутаты прятали свое золото. Первый скандал 2016 года
Народные избранники исподтишка так «поправили» бюджет, что о безвизовом режиме можно забыть?
В промежутке между главными новогодними праздниками в верхах разразился неслабый скандал.
По самым пессимистичным прогнозам, он может поставить крест на наших казавшихся уже железобетонными безвизовых перспективах.
То, что из принятого в ночной спешке бюджете весь год будут выуживать всевозможные «сюрпризы», предполагалось – и эти ожидания оперативно подтвердились. Причем, коснулись они отнюдь не переписывания забитых в смете цифр, а маленького примечания к переходным положениям закона «О предотвращении коррупции».
Изначально суть второго абзаца второго пункта переходных положений заключалась в том, что решение о начале работы электронной системы подачи и обнародования деклараций госчиновников принимает Нацагентство по предупреждению коррупции (НАПК). В окончательном тексте бюджета же обнаружилась маленькая, но ключевая правка – «но не раньше 1 января 2017 года». То есть электронное декларирование доходов-расходов госслужащих, которое мы обещали Еврокомиссии запустить уже в первом квартале и которое является обязательным для получения безвизового режима с ЕС, переносится на год, в то время как этот самый режим мы рассчитываем получить уже в этом году.
-- Какая «неожиданность»
Первой шум в «фейсбуке» по этому поводу подняла руководитель сектора борьбы против коррупции Представительства ЕС в Украине Мария Стогова.
«Эстафету» подхватил нардеп от Блока Порошенко Виктор Чумак, который, кстати, претендует на пост главы НАПК. А дальше уже вынуждены были оправдываться власть имущие, которые «решительно осудили» правку и пообещали все вернуть, как было.
Первым отреагировал Минюст устами министра Павла Петренко, который «узнал обо всем из СМИ» и подтвердил, что в изначальном проекте бюджета такой правки не было: «Кабинет Министров уже разработал и в ближайшее время внесет в парламент поправки в Закон о бюджете, которые отменят данный пункт. Кроме того, правительство потребует провести расследование, чтобы выявить, каким образом эта правка появилась в финальном тексте документа. Как бы кому-то не хотелось, мы не дадим остановить процессы евроинтеграции и борьбы с коррупцией в Украине».
Гневно потребовал наказать виновных премьерский «Народный фронт», а за ним и спикер Владимир Гройсман высказался, что поправку надо поменять и прямо указал, где искать виновных, – маленькая хитрость вкралась в текст бюджета на заседании бюджетного комитета, где была вынесена на голосование. В общем, Кабмин с себя все подозрения поспешил снять.
Тут надо упомянуть, как проходило то легендарное принятие бюджета в ночь с 24 на 25 декабря. Сначала парламент, пусть и с перебоями, проголосовал за бюджетные законопроекты, потом Кабмин на закрытом заседании правил свой вариант бюджета в соответствии с ними, а затем все «устаканивалось» в профильном комитете, где вносились последние правки перед вынесением документа в сессионный зал. Проходило все в авральном режиме, буквально на коленке, что не могло не сказаться на качестве бюджета, итоговый вариант которого перед голосованием никто толком не видел. Зато рассмотрели теперь – и схватились за голову.
«Тогда на заседании творилась абсолютная кутерьма, – вспоминает один из членов бюджетного комитета. – Пришли Геращенко (Ирина, - «Главком»), Гопко и все эти «международники» требовать деньги для себя, военные – для себя и так далее. Правок вносилась куча и, наверно, в том числе проголосовали и за эту».
Пролить свет на эту ситуацию могла бы стенограмма того заседания комитета, но она до сих пор не появилась. Как выяснили депутаты и журналисты, инициаторами поправки стали бывшие «регионалы» – внефракционный депутат от Харьковщины Владимир Мысик (не являющийся, к слову, членом бюджетного комитета), и близкий к президенту Порошенко депутат от «Воли народа» Андрей Деркач.
Как бы то ни было, на самом деле авторы правки выразили пожелания большинства депутатов, даже из числа записных «евроинтеграторов». «Светить» имущество как свое, так и членов своей семьи и отчитываться о своих приобретениях пусть даже с самыми благородными целями желающих мало.
«Мы прекрасно знали про эту правку, и сюрпризом она не стала, – утверждает «Главкому» один из депутатов коалиции. – Дело в том, что этот закон очень жесткий – нужно задекларировать имущество свое, жены, детей, независимо от того, живут они с тобой или нет, и твоих родителей. То есть написать адрес, сумму наличности, машин, золота и так далее. Причем эта информация становится публичной, кроме адреса, который и так легко узнать, что делает ее идеальной наводкой для потенциальных преступников. Поэтому отношение среди депутатов к этому закону было подозрительным. Его написали гражданские активисты с подачи Минюста, который особо в это дело не вникал, депутаты приняли, а когда прочитали, что приняли, начали чесать репу».
Первыми «зачесали репу» депутаты от Оппозиционного блока, которые под новогоднюю елочку подали представление в Конституционный суд с требованием признать неконституционным декларирование доходов родственников чиновников. Нардепы посчитали, что эта норма нарушает их право на невмешательство в личную и семейную жизнь. Также их смутило введение уголовной ответственности (до 2 лет тюрьмы) за предоставление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации или отказ от ее подачи. Более того, депутаты предложили КС отменить право НАПК проводить мониторинг способа жизни чиновников, хотя для этого оно, по сути, и создается.
-- Не в поправке дело
О многострадальном Нацагентстве, которое должно запустить систему электронного декларирования, – отдельный сказ. На данный момент в его состав избрано всего три члена из пяти. Гипотетически оно могло бы работать и в таком виде (если все будут голосовать единогласно), но один из избранных – тот самый Виктор Чумак – в числе сторонников оспаривания самой процедуры избрания. Хотя он уже и заявил о сложении депутатского мандата. Оппоненты Чумака обвиняют его в том, что он при поддержке общественных активистов, которые и продавливали норму об обязательном электронном декларировании, добивается своего назначения главой НАПК. Но при нынешнем составе агентства это нереально, а доизбрание новых членов тормозится клинчем в конкурсной комиссии, где вместо профессионального и функционального отбора началось откровенное лоббирование кандидатур. Дошло до того, что уже в новом году Кабмин объявил новый конкурс на доукомплектование агентства, но пока неясно, как это решит проблему без переформатирования внутри самой конкурсной комиссии. Впрочем, это уже ее внутренние интриги, но факт остается фактом – НАПК толком не может даже запуститься (снять офис, провести тендерные процедуры и т.д.), а, значит, ни о какой системе электронного декларирования пока и речи быть не может.
«Бюджетный комитет, по сути, выруливал из коллизии, – оправдывают внесенную поправку собеседники «Главкома» из правящего большинства. – Ведь эта норма должна была заработать уже с 1 января, причем в законе написано, что если на протяжении десяти дней госслужащий не задекларирует свою покупку, то против него возбуждается уголовное производство. За покупками при этом следит Финмониторинг, но все декларации и отчеты о покупках должны вбиваться в электронную систему декларирования, которой нет. То есть отчитываться просто некуда, зато дела заводить уже можно и во всем разбираться уже в ходе следствия».
Правда, вроде бы объяснимые намерения депутатов разбиваются об один важный нюанс. Одно дело, если бы они в своей поправке уточнили, что электронное декларирование откладывается до момента создания соответствующей системы, но они прямо написали, что это произойдет НЕ РАНЬШЕ 2017-го. Конечно, такими темпами, как запускается НАПК, не факт, что это случится и в следующем году, но формулировка была выбрана не самая изящная – она позволила поднять благодатную информационную бурю о нежелании чиновников избавляться от коррупционных схем, что грозит срывом безвизового режима.
Самое интересное, что даже без внесения данной поправки декларирование, которого так боятся чиновники, просто не заработало бы по вышеизложенным причинам. Теперь же поднятый шум в очередной раз выставил украинскую власть не в лучшем свете перед европейцами, которые и так дали аванс на получение Киевом безвизового режима.
Судя по всему, поправку таки отменят, хотя промашку тут допустили все – и парламент, и Кабмин, который подавал бюджет на Банковую с рекомендацией подписать его без замечаний, и Президент, подмахнувший «сырой» текст. Но это опять же не решит главного – систему электронного декларирования в ближайшее время запустить не получится. И как на это отреагируют европейцы, который уже устали от бесконечного «кормления завтраками», пока неясно. Если они все же основательно надавят, то единственным позитивом в этой ситуации видится скорейшее разрешение заблокированной работы НАПК. Правда, все заинтересованные стороны попытаются использовать казус с поправкой именно в свою пользу.