Конституция «на крови». Дожмет ли Порошенко «особый статус Донбасса»
До 29 января Порошенко необходимо найти в парламенте 300 голосов для внесения изменений в Основной закон
Выполнение вторых Минских соглашений, как известно, было пролонгировано на 2016-й год, но с одним из ключевых пунктов – принятием изменений в Конституцию по децентрализации и прописанному в них так называемому «особому статусу Донбасса» затягивать нельзя. Если не принять их во втором чтении на заканчивающейся сессии, то весь процесс нужно будет начинать заново – подача проекта в Конституционный суд и два чтения на двух разных сессиях. Собственно, ради этого депутаты даже изменили график работы, продлив третью сессию, которая должна была завершиться 15 января, до 2 февраля. При этом пленарная неделя запланирована всего одна – с 26 по 29 января. За это время Петру Порошенко необходимо найти в зале 300 голосов для внесения изменений в Основной закон.
-- История вопроса
Голосование в первом чтении прошло на внеочередном заседании 31 августа и запомнилось трагическим взрывом гранаты под Верховной Радой, дав повод для выражения «Конституция на крови». Притом что у многих хватало претензий к самому проекту децентрализации в редакции Банковой, основной сыр-бор разгорелся из-за одного пункта, внесенного в переходные положения. Как ни открещивались у Президента от самой формулировки «особого статуса для отдельных районов Донецкой и Луганской областей», создание опасного прецедента налицо – что позволено одним регионам, могут точно так же захотеть другие (прощупывание почвы в этом направлении уже происходит). 18-й пункт переходных положений гласит, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Есть уже и сам закон, принятый в сентябре 2014-го года, – по нему в этих районах зафиксирован особый статус у русского языка, украинская власть поспособствует трансграничному сотрудничеству этих территорий с соседними регионами России, а также возьмет на себя их финансирование. При этом местные власти смогут создавать отряды некой «народной милиции», правда, согласно украинскому законодательству, а назначения в эти районы руководителей прокуратуры и судов должны проходить благословение органов местного самоуправления.
Правда, по логике местные власти должны там появиться после признанных всеми выборов, а так как до них никак не дойдет, то и закон этот не работает. Верховная Рада в марте 2015-го года внесла в него изменения, в котором и уточнила эти моменты – выборы на тех территориях могут пройти только по украинским законам, под присмотром ОБСЕ и международных наблюдателей с обязательным участием всеукраинских партий и украинских СМИ. Также Киев требует предварительного вывода перед выборами всех вооруженных формирований и тяжелого вооружения от линии соприкосновения. Представители «ДНР» и «ЛНР» сразу же назвали такие условия невыполнимыми – стороны в Минске до сих пор не могут продвинуться в определении модальностей избирательного процесса (сепаратисты, например, начисто отметают участие в выборах «майданных» партий и «неправильных» СМИ). Киев со своей стороны требует изначальной передачи под контроль границы, что вроде бы и логично, но противоречит хронологии Минских соглашений.
Владимир Путин в своем последнем интервью «Бильду» в очередной раз обратил внимание, что Украина не придерживается своих обязательств в минском процессе, скромно умолчав о невыполнении собственных.
«Поверьте мне, это сейчас приобретает характер театра абсурда, потому что основное, что должно быть сделано по исполнению Минских соглашений, лежит на стороне сегодняшних киевских властей, – «недоумевает» Путин. – Нельзя требовать от Москвы то, что должен сделать Киев. Например, самым главным во всем процессе урегулирования является вопрос политического характера, а в центре – конституционная реформа. Это 11 й пункт Минских соглашений. Там прямо записано, что должна быть проведена конституционная реформа, причём не в Москве же должны быть приняты эти решения! (…) Пункт 9 й – восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины на основании закона Украины о конституционной реформе к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11, то есть проведения конституционной реформы».
Не устраивает российского президента и то, что закон об особом статусе ОРДИЛО (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей – Ред.) принят только на три года, два из которых уже прошли. Путин заявляет, что оба его партнера по «нормандской четверке» – и Ангела Меркель, и Франсуа Олланд – согласились с тем, что этот закон должен заработать на постоянной основе.
То, что стороны трактуют одни и те же пункты Минских соглашений по-разному, – давно не новость. Тем не менее, на голосовании во втором чтении скандальных изменений в Конституцию настаивают западные партнеры, от которых критически зависит Украина. Попытки показать фокус, что, мол, президент хочет всей душой, а депутаты не голосуют, их вряд ли введут в заблуждение. Теперь вопрос, где добрать недостающие голоса – при голосовании в первом чтении их удалось наскрести лишь 265. Обработка общественного мнения уже началась – так в постновогодние дни широко обсуждалось интервью Леонида Кравчука президентскому «5 каналу». Первый президент заявил, что не надо бояться особого статуса Донбасса, а силовым путем этот конфликт все равно не решить. Постоянно напоминают об обязательстве проголосовать за конституционные изменения в МИДе, но дипломатам ничего другого не остается.
-- Где взять 300?
Итак, из 265-ти проголосовавших в августе за первое чтение 115 голосов дал «Блок Порошенко», 69 – «Народный фронт», 38 – «Оппоблок», 14 – «Воля народа», 13 – внефракционные, 11 – «Видродження» и 5 – «Самопомич». Как видим, из коалиции более-менее дружно голосовали БПП и «Народный фронт», хотя и там хватало «раскольников» вроде нажимавших «против» Сергея Каплина, Егора Фирсова, Олега Мусия, Натальи Новак и Богдана Матковского (БПП) и Александра Кирша (НФ). Тот же Кирш грозится не голосовать и в этот раз, но крупные фракции могут повысить результат за счет повышения дисциплины, поскольку многие депутаты в тот раз отсутствовали в зале. Таким образом, можно добавить еще два-три десятка голосов, а то, как во «Фронте» умеют сгонять народ в зал на принципиальные голосования, можно судить по принятию бюджета. Потенциал есть и за счет «Видродження», где в первом чтении не голосовала ровно половина группы, и среди внефракционных.
Другое дело, что именно в эти дни часть депутатов, входящих в делегацию ПАСЕ (всего их 24), будет физически отсутствовать в Украине. Один из таких нардепов – «фронтовик» Леонид Емец. «25-го числа я буду в ПАСЕ, где будут принимать решение по поводу пролонгации санкций против российской делегации. Россияне сейчас делают все возможное, чтобы им вернули право голоса, а мы делаем все, чтобы этого не произошло, поскольку нет прогресса в исполнении Минских договоренностей. Плюс наш член ПАСЕ Надежда Савченко незаконно удерживается в России», - объясняет депутат.
Емец считает, что нужно разделить вопрос децентрализации и «особого статуса»: «Если убрать пункт о Донбассе, то все остальное в законопроекте о децентрализации нам нужно, но пока есть этот камень преткновения. И, думаю, пока на тех территориях будут оставаться российские войска, имеет смысл рассматривать этот вопрос отдельно от децентрализации». Но многие считают, что такой разрыв уже невозможен без запуска конституционного процесса заново.
«Батькивщина» и «Радикальная партия» в первом чтении не дали не одного голоса, а самовольную пятерку из «Самопомочи», слишком чувствительную к просьбам Запада, с позором исключили из фракции. Олег Ляшко, еще уходя в оппозицию, требовал вынести вопрос «особого статуса» на всенародное обсуждение, а Кравчука за его слова назвал «дурным» – но как показало все то же голосование за бюджет, позиция «радикалов» может головокружительно меняться. Особенно если им посулят что-то в процессе переформатирования Кабмина. Кстати, грядущие кадровые перестановки расширяют поле для торгов по Конституции, хотя на людях эти вопросы никто увязывать не будет.
Юлия Тимошенко в августе также критиковала изменения в Конституцию с трибуны: «Это не дорога к миру и не дорога к децентрализации, это, к сожалению, диаметрально противоположный процесс, который вынуждает нас терять территорию». Никакого изменения позиции с тех пор ни от нее, ни от депутатов «Батькивщины» слышно не было. Впрочем, таланта объяснить любое решение кому-кому, а Юлии Владимировне не занимать.
Глава «Самопомочи» Олег Березюк подтвердил «Главкому», что фракция не поменяла своего мнения насчет изменений в Конституцию. Не устраивает и сама централизация по версии Банковой, и тот самый пункт о Донбассе: «Наша позиция не изменилась, потому что между чтениями ничего не поменялось и не может поменяться согласно действующему законодательству. Единственное, что может произойти – мы вернемся к первому чтению и снова пройдем процедуру создания Конституции». Хотя не исключено, что в «Самопомочи» традиционно найдутся «заблудшие души».
-- Некуда деваться
Замглавы фракции «Блока Порошенко» Игорь Кононенко, которого традиционно называют главным переговорщиком от Банковой в парламенте, говорит, что пока переговоры по поддержке Конституции не ведутся из-за затянувшихся праздников, но скоро начнутся: «Я бы не сказал, что сессия была продлена явно под Конституцию – там есть достаточно законов, которые будут рассматриваться. Но, безусловно, этот вопрос будет в повестке дня, если мы достигнем консенсус».
При этом Кононенко рассчитывает на позитивный результат: «Резерв голосов есть в каждой фракции, даже в нашей, где люди не голосовали не по политическим причинам, а потому что просто не были на месте. Также это внефракционные депутаты и фракции коалиции, которые не голосовали в прошлый раз. Будем работать с ними, потому что это все-таки важный вопрос. Понятно, что дискуссию вызывает вопрос оккупированных территорий, но было высказано уже достаточно аргументов – для меня основным является тот, что в действующей Конституции это прописано еще жестче. А по самой децентрализации ни у кого нет вопросов».
Политолог Вадим Карасев также уверен, что сопротивляющихся депутатов удастся додавить: «Должны дособирать голоса, чтобы Украина выполнила свои дипломатические обязательства. Во-первых, на прошлой неделе была встреча Пайетта, Нулланд и Кучмы, во-вторых, к нам приезжает зам Госсекретаря США Керри Роуз, в-третьих, Меркель в своем выступлении в Магдебурге, несмотря на наличие внутренних проблем, говорила о Донбассе. Общеевропейский контекст играет на то, чтобы, по крайней мере, свою часть Минских соглашений мы выполнили».
Карасев считает, что несмотря на грозную риторику политиков по поводу «особого статуса», она не повлияет на результативное голосование: «Надо различать игру на публику и конкретные голосования, тем более под давлением или настойчивыми рекомендациями наших западных партнеров. Конечно, если прочитать новостную ленту, кажется, что голосов не будет, но, зная реальный расклад и теневые рычаги, которые приводят в действие мотор украинской политики, есть варианты, что триста голосов наберется. Если же голосование провалят, то это покажет, что власти в стране нет, и мы получим дипломатические и внешнеполитические издержки. Нынешние судебные процессы над правыми радикалами – это как раз попытки дисциплинировать депутатов, чтобы в парламенте не было тех, кто бросит антисистемный вызов власти. Голосование по Конституции – это в какой-то мере референдум по доверию Порошенко со стороны западных партнеров. Неважно, насколько реалистично полное выполнение этих соглашений к концу 2016-го года, но на данный момент эту часть обязательств надо обеспечить».
Помимо децентрализации, еще на этой сессии может быть принята в первом чтении судебная реформа – Конституционный суд во вторник начал ее рассмотрение. О сроках, конечно, гадать рано, но Кононенко допускает, что если КС успеет вынести решение до сессионной недели, то спикер поставит этот вопрос в повестку.
С основным же проектом будет куда сложнее – следующие недели пройдут в непрекращающихся разговорах о «зраде», которую несет закрепление особого статуса оккупированных территорий в Конституции. Масла в огонь подлил и загадочный визит в Киев кремлевского посланника Бориса Грызлова, который многие восприняли как «раздачу указаний» украинским властям. Не исключены и очередная эскалация от «защитников Конституции» на улице, и блокирование трибуны. Но очередной визит в Раду наших американских друзей может подействовать на всех волшебным образом.