Не все пропало?

Что делать Тимошенко? Сценарии развития ситуации.

«Мама, мама, что мы будем делать?» – напевал себе под нос один из бютовцев в ночь выборов. «Мамой» в БЮТ ласково называют своего лидера, и теперь для Тимошенко, которая по всем данным выборы проиграла, действительно очень актуален этот вопрос.

Сценарий 1. Суды и майданы

Интрига второго тура, собственно, была одна: насколько Юлии Тимошенко удастся сократить отрыв от своего оппонента. Как признавали сами бютовцы, разрыв больше 5 % был бы для нее совсем уж некомфортным, поскольку фактически ставил крест на планах воззвать за справедливостью к народу и оспорить результаты выборов в судах.

Идея нового Майдана как-то стухла сама собой. Апелляции к 2004-му году, когда разрыв между двумя кандидатами также был минимален и для определения победителя понадобился третий тур, сейчас неуместны. Во-первых, экзит-полы тогда как раз показали победу Ющенко, во-вторых, международные наблюдатели были на стороне «проигравшего». Впрочем, хотя Запад и готов признать нынешние результаты выборов, команда Тимошенко заранее приложила достаточно усилий, чтобы европейцы не особо удивились и их отмене. В частности, та же Ханне Северинсен ранее высказывала опасения, что скоропостижно внесенные изменения в Закон о выборах могут создать условия для фальсификаций.

Главный бютовский специалист по судебным боям Андрей Портнов уже готов к тяжбам. Причем оспариваться будут результаты не в целом, а на отдельных участках, особенно на густонаселенном Донбассе и в Крыму. Задача, которая стоит перед «бело-сердечными» юристами, – продемонстрировать критическую массу нарушений, которая повлечет за собой пересчет голосов. Если такое решение удастся продавить, то растерянные избиратели могут получить сразу два результата выборов – тот, который объявит ЦИК в ближайшее время, и тот, который появится после пересчета. Даже если в обоих случаях больше голосов наберет Янукович, разница в цифрах может стать формальным основанием для перевыборов (не третьего тура!).

Впрочем, даже в самом условном «юридическом департаменте» БЮТ скептически оценивают перспективы судебного обжалования результатов выборов.

«Для этого нужны факты систематических нарушений, а их нет», – разводят там руками.

Затянуть процесс перехода власти от одного президента другому может и срыв процесса инаугурации. Практического смысла в этом мало, но ради того, чтобы попить кровь оппоненту, бютовцы вполне могут заблокировать Раду в день принятия присяги новым Президентом.

Сценарий 2. ПРиБЮТ

Виктор Янукович уже получил сатисфакцию за 2004-й, и есть подозрение, что он станет какое-то время почивать на лаврах. Конечно, мало верится, что он оторвется от реальности в той же степени, что и его предшественник Виктор Ющенко, но на определенное благодушие с его стороны можно рассчитывать. Так как отрыв от преследователя минимальный, у Януковича возникают сложности как с внутренней, так и с внешней легитимизацией. Особенно с последней, учитывая, что на Западе хоть и признали результаты, так толком и не поняли, как это украинцы выбрали бывшего «фальсификатора» и врага демократии. Предыдущие попытки покорить европейцев страусиными туфлями успеха Януковичу не принесли. Нынешнее скептичное отношение к нему Запада – в том числе результат усилий Юлии Тимошенко по дискредитации своего оппонента.

Если Тимошенко не успокоится, а Портнов и Ко в лучших традициях взмутят воду в судах, Янукович может предстать перед угрозой потерять свое уже казалось бы стопроцентное президентство. Тогда он может вернуться к идее коалиции ПР и БЮТ. Тем более, что теперь у него будет больше возможностей диктовать свои условия, а некогда непримиримые бютовцы станут сговорчивей. Либо же Янукович может оставить Тимошенко премьером при нынешней коалиции, пойдя на определенный компромисс в распределении постов во главе силовых структур, Нацбанка и т.д. «Может быть достигнут компромисс и касательно досрочных парламентских выборов – либо мораторий на них, либо определенная дата», – предполагает политолог Владимир Фесенко.

Однако если предположить, что самого Януковича такой сценарий в какой-то степени и может устроить, то его ближайшее окружение вряд ли будет довольно. И для «сшивания страны» в премьерском кресле им милее будет тот же Ющенко или его креатура, чем Тимошенко.

«Хотя, что его окружение? Оно на самом деле провалилось на выборах! – восклицает Фесенко. – Они думали, что разрыв будет около 10 %, а оказалось – 2 %».

«Схема Янукович – Президент при Юле-премьере была бы неправильной, – говорят наши собеседники в БЮТ. – Причем и мы бы от этого потеряли, и он. Но он больше».

В штабе регионалов от коалиции с БЮТ сегодня открещиваются, но Борис Колесников уточняет, что она может возникнуть в перспективе – «только для принятия конституционных изменений».

Сценарий 3. Оппозиция

Возвращение в оппозицию для Тимошенко будет крайне болезненным, поскольку ей понадобится публично признать нового Президента.

«Я не думаю, что Тимошенко будет затягивать приход Януковича, – говорит политолог Кость Бондаренко. – Наоборот, она сейчас пустит его во власть, чтобы он разгребал все завалы. Сама же будет вполне комфортно чувствовать себя в оппозиции».

Тимошенко недобрала свои проценты не в последнюю очередь потому, что стартовала в президентский поход из власти. Учитывая, что Президент Янукович и новый премьер прогнозируемо столкнутся с аховой ситуацией в экономике, Тимошенко начнет бить по ним их же оружием вроде повышения соцстандартов.

В досрочных парламентских выборах БЮТ пока не заинтересован, поскольку в ближайшее время не может рассчитывать не то, что на увеличение своего нынешнего представительства в Верховной Раде, но даже на его сохранение. Другое дело, что Тимошенко может пустить свою энергию не столько на досрочные парламентские выборы, сколько на досрочные президентские. Хватает мнений, что новый Президент не досидит в кресле до конца каденции, не говоря уже о десятилетке, которую себе нарисовал Янукович.

Последняя президентская гонка, правда, наплодила конкурентов в лице Тигипко и Яценюка, но опыта Тимошенко должно хватить, чтобы справиться с обоими. Тем более что отвлекаться на государевы дела ей будет не надо.