Оппозиция: вход свободен

Какой будет украинская оппозиция? Разобщенной, а значит удобной, или такой, которую не жаль хоть завтра вернуть во власть? «Газета…» после вчерашнего митинга выписала рецепт правильной оппозиции

Чем хороша оппозиция? В нее, в отличие от власти, вход свободен. Оппозицией быть не запретишь. К тому же власть, любая власть – это такая чума, что санитаров мало не бывает. Поэтому оппозиции должно быть много, хорошей и разной. Лучше, конечно, хорошей, но и разная – лучше, чем ничего. Поэтому – да здравствует оппозиция!

Пока одна разная оппозиция создает комитеты защиты Украины (да здравствует Комитет защиты Украины!), а другая носом крутит, не желая присоединяться к проекту Юлии Владимировны Тимошенко, Олега Ярославовича Тягныбока и Союза писателей Украины, прикинем, какую оппозицию можно было бы назвать хорошей.

В идеале, удивительно хороша та оппозиция, на которую не жалко обменять нынешнюю власть – хоть завтра. С этим однозначно придется погодить, так как нынешняя власть – это вчерашняя оппозиция, на которую каких-то три месяца назад страна обменяла нынешнюю оппозицию, то есть вчерашнюю власть.

Ну, плюс к этой вчерашней власти добавился Тягныбок, что ситуацию, конечно, меняет, а логические следствия – нет. Это очень удобная для Партии регионов оппозиция, с длинными националистическими рогами, громкими копытами и нагло вымахивающим хвостом. Регионалам, если они этого еще не сделали (мало ли что говорят), надо бы взять таких оппонентов на содержание.

Отсюда еще один признак хорошей оппозиции: властям ее невыгодно содержать. Терпеть еще – как-то да, но только не содержать!

Хорошую оппозицию власть боится, но не презирает. Боится, потому что эта оппозиция много знает и умеет, а не презирает, потому что эта оппозиция не торгуется, соответственно не продается, и не торгует – соответственно не продает. Не потому что прямо такая честная. А потому что не торговаться выгоднее – приз в виде всей полноты власти неизмеримо дороже.

Хорошая оппозиция, когда берет слово, не орет, потому что власть и так вынуждена молчать, чтобы ничего не пропустить, тщательно конспектируя все сказанное. Потому что легче учесть замечания, чем потом выгребать тройную дозу критики и нести непоправимые электоральные потери.

Хорошая оппозиция не орет, потому что разговаривает со своими гражданами не как с глухонемыми идиотами, которых нужно эмоционально раскачать для скандирования одного-единственного имени-мантры. От граждан требуется понимание стройной системы аргументов, что и как нужно поменять в стране, чтобы достичь таких-то и таких-то целей. Ну, ясное дело, должны иметься в наличии эти цели, аргументы и те, кто способен объяснять. И это должны быть достойные и захватывающие цели, яркие и убедительные аргументы, незаурядные и вызывающие симпатию ораторы, иначе чего

людям голову морочить...

Нам такая оппозиция не по силам, не по уму, не по судьбе? Кого ж за это корить. Ведь вход в оппозицию для всех свободен, не только для Юлии Владимировны Тимошенко, Олега Ярославовича Тягныбока и Союза писателей Украины, да здравствуют хотя бы они…

-- Между тем на Тимошенко завели дело?

Сегодня на 10:00 экс-премьера Юлию Тимошенко вызвали в ГПУ «для вручения постановления о возбуждении уголовного дела». Об этом сообщила пресс-секретарь экс-премьера Марина Сорока.

– Это попытка ее дискредитировать и ограничить передвижение по Украине и миру. На такие действия – политические репрессии – власть идет сознательно, чтобы ослабить деятельность объединенной оппозиции, – сказала Сорока.

В Генпрокуратуре «Газете…» неофициально сообщили, что вызов Тимошенко связан с проверкой заявлений о бюджетных махинациях правительства Тимошенко, сделанных Азаровым.

Тем временем под стенами Рады

Митинг оппозиции: цель достигнута, а процесс разочаровал

Вчера состоялся первый митинг Комитета защиты Украины. Оппозиционеры добились своего: уже сегодня первый вице-премьер Андрей Клюев зачитает в Раде отчет правительства о последних украино-российских договоренностях, на чем настаивали в БЮТ. «Газета…» понаблюдала за закулисьем митинга.

Ближе к 11 утра к зданию Рады и Мариинскому протолкаться было уже непросто, благо хоть транспорт по Грушевского ходил, вернее, полз. «Региональные» поклонники толпились со стороны улицы, из парка доносился «родимый» Юлин голос, а оба лагеря разграничивали мощные милицейские кордоны. Милиционеров вообще понаехало чуть ли не больше, чем демонстрантов: Мариинский парк заполонили десятки автобусов, а бойцы спецподразделений – все лавочки, столики у торговых палаток. На самом митинге жители Винницы, Черкасс и Кременчуга жаловались, что кто-то отменил маршрутки и автобусы в Киев.

А за баррикадами выступала Юлия Тимошенко: «Украину профукали, дорогие мои!» Начался дождь, и слушатели начали кучковаться под зонтами, причем большинство вели разговоры «за жизнь», невзирая на творящуюся вокруг великую политику. На парапете пристроился солидный мужчина под клеенкой – он продавал по 12 грн свои авторские книжки с говорящими названиями: «Схроны (бункеры) Волыни», «Евангелие от Тараса» и т.п. «А сейчас прошу вас спеть гимн», закончила речь Тимошенко и, не дожидаясь музыки, затянула первые слова гимна так тоненько, что в толпе захихикали. После гимна народ начал расходиться.

Сразу после завершения митинга поэт, координатор Народного комитета защиты Украины Дмитрий Павлычко упал, когда заходил в микроавтобус. У поэта разбита бровь и есть подозрение на разрыв коленных связок. В этот раз милиция также задержала четверых митингующих. Причем правоохранители объяснили задержание тем, что митингующие были похожи на лиц, которые в прошлом году ограбили банк в столице.

-- Независимое мнение

«В Европе подумали, что у вас есть группа сумасшедших, которые против дешевого газа»

«Газета…» поинтересовалась у корреспондента «Польского радио» в Украине Петра Погожельского, как выглядят действия украинской оппозиции со стороны.

– Как вам «яичное шоу» в парламенте во время ратификации «пакта Януковича-Медведева»?

– Конечно, культурным это поведение вряд ли можно назвать. Нигде в Европе ничего подобного не увидишь. Кроме того, не стоит забывать, что и представители правящей коалиции вели себя не лучше, били своих оппонентов. Таков уж стиль украинской политики.

– В Польше что-то подобное возможно?

– Нет, по той причине, что в Польше существуют четкие механизмы, с помощью которых оппозиция контролирует действия власти. Кроме того, у нас немного по-другому понимают, что такое демократия. Здесь Партия регионов и коалицианты считают, что победитель выборов берет все, формируется правительство большинства, которое потом идет, как таран, и его не волнует больше ничье мнение, в том числе оппозиции. А демократия на Западе означает, что правящее большинство уважает и прислушивается к мнению меньшинства.

– Скандальные события в украинском парламенте видел весь мир. Не приведет ли это к ухудшению имиджа страны в мире?

– Наверняка приведет. Действительно, фотографии из парламента облетели весь мир, об этом говорили практически все СМИ Европы и мира. Правда, я бы хотел подчеркнуть, что лишь немногие медиа потрудились подать эту информацию в контексте и объяснить, против чего выступала украинская оппозиция. В Польше, кстати, показывали эти сюжеты объективно: было понятно, что Украина взамен на дешевый газ разрешила российскому Черноморскому флоту продлить пребывание на 25 лет. А европейские каналы сосредоточились исключительно на газовой теме, и вышло, что в Украине есть группа сумасшедших, которые протестуют против дешевого газа. То, что происходит в Украине, конечно, может ухудшить имидж страны на Западе, но это не означает, что оппозиция должна сидеть и молчать.