Возможность «Свободы»

Если бы Президента Виктора Януковича не существовало, Олегу Тягнибоку стоило бы его придумать.

Если бы Президента Виктора Януковича не существовало, Олегу Тягнибоку стоило бы его придумать. Этот тезис кажется парадоксальным только на первый взгляд – именно нынешний расклад в украинском политикуме, именно избранная властью модель поведения и способ реагирования на нее со стороны оппозиции дают «Свободе» уникальный шанс заявить о себе. И если не использовать этот шанс сейчас, не исключено, что следующая возможность совершить «украинский прорыв» «тягнибоковцам» представится еще ой как нескоро.

Первые шаги команды Януковича в гуманитарной политике и сфере внешних сношений органично сформировали в обществе потребность создания радикальной оппозиции властному режиму. Оппозиции, отличающейся от него, как день от ночи, которая бы нещадно критиковала каждую его инициативу и которая закономерно потянула бы за собой разрозненные силы противников режима. Поначалу претензии на такое лидерство довольно уверенно высказывала Юлия Тимошенко. Однако нынешняя ситуация на оппозиционном фланге показывает, что легкой победы Юлии Владимировне ждать не стоит. Уникальность политического момента вполне понимает до сих пор полумаргинальный лидер «Свободы» Олег Тягнибок, и можно быть уверенным – из нынешней ситуации он и его политическая сила постараются выжать максимум.

Именно специфика ситуации определяет сегодняшний способ позиционирования «Свободы». С одной стороны, «тягнибоковцы» пребывают в оппозиции к нынешней власти. Собственно, еще с первого дня после объявления итогов выборов никто и не сомневался от них другой позиции по отношению к Януковичу. Перечислять все пункты идейного противостояния «Свободы» нынешнему режиму вряд ли стоит в силу их очевидности и многочисленности.

С другой стороны, и это, пожалуй, еще более важно для анализа теперешней позиции «Свободы», она фактически пребывает в оппозиции ко всем заявившим о себе оппозициям. И, в первую очередь, к Юлии Тимошенко. Линий конфликта у «Свободы» с БЮТ сейчас наблюдается несколько.

Во-первых, речь идет о концептуальном обосновании оппозиционности этих сил. Последние заявления Олега Тягнибока для СМИ раскрывают данную тему во всей ее глубине: он считает Тимошенко со товарищи оппозицией в сугубо экономическом смысле – мол, они находятся в оппозиции лишь потому, что их убрали из власти, то бишь лишили доступа к финансовым потокам. Следовательно, положительным результатом оппозиционной деятельности для этих противников режима станет любой итог, при котором они вернутся во власть – то ли в результате выборов, то ли через вхождение в коалицию с Партией регионов, попытки создать которую со стороны БЮТ наблюдались уже неоднократно. И – на контрасте – доступ к власти не является самоцелью для Тягнибока. Декларируемая им цель: «построение Великой Украины на основах национальной, социальной и исторической справедливости».

Концепцию, активно продвигаемую Тягнибоком, о том, что в Украине существует оппозиция «идейная» (то есть, он сам) и оппозиция «экономическая» (то есть, все остальные) сознательно или нет подтверждает и нынешняя власть. Ведь посудите сами, до последнего времени Юлией Тимошенко наши правоохранительные органы интересуются исключительно в связи с ее деятельностью на посту главы Кабмина (грубо говоря, подозревая ее в финансовой нечистоплотности). Олег Тягнибок же, напротив, вызывался на допрос в связи с организацией беспорядков перед Верховной Радой 27 апреля. За активное участие в оппозиционных акциях приводы в правоохранительные органы регулярно получают другие более и менее известные соратники Тягнибока (от известного ведущего Игоря Мирошниченко, задержанного во время попытки срыва выставки о волынской резне в Украинском доме, до безымянных активистов «Свободы», «принятых» милицией вчера). То есть, как ни крути, а если говорить о репрессиях, жертвами которых якобы становятся оппозиционеры, то одни из них явно проходят по экономическим статьям, а другие – по «благородным», «политическим».

Во-вторых, Тягнибок активно критикует институцию парламентской оппозиции, олицетворяемой фракциями БЮТ и НУНС. По его словам, народные депутаты приложили слишком мало усилий для того, чтобы не допустить той же ратификации флотского договора. Подспудно в их заявлениях звучит скрытая реклама своей политсилы: мол, если бы под куполом были мы, все было бы совсем по-другому… Но это уже другой вопрос – главное, что из всех более-менее заметных оппозиционных партий лишь «Свобода» является непарламентской, и это дает ей моральное право пиариться на неудачных действиях или преступном бездействии сил, представленных в Верховной Раде.

Наконец, свою слабость «свободовцы» превращают в силу и в критике внепарламентских инициатив (точнее, отсутствия таких инициатив) со стороны соратников-конкурентов по оппозиции. Располагая довольно ограниченным числом депутатов местных советов, «тягнибоковцы» ныне вопрошают у тех же бютовцев: почему вы, участвуя в большинстве, сформированном в полутора десятках облсоветов, не инициируют решения о начале импичмента Януковичу, не отправляют в отставку назначенных им губернаторов? Для сравнения: единственный областной парламент, в котором «Свобода» представлена сильной фракцией – Тернопольский – вопрос о выражении недоверия Ярославу Сухому поднимал. Но инициатива «свободовцев» никем поддержана не была. Такая у нас оппозиция – констатируют «тягнибоковцы».

И заходят в этой констатации дальше, устами заместителя Тягнибока Андрея Мохника выступая за проведение внутренней люстрации в среде оппозиционных политсил. «Участники Народного комитета защиты Украины должны провести внутреннюю люстрацию своего членства, очиститься от изменников, приспособленцев и холуев антиукраинского режима Януковича», – заявляет в присутствии той же Тимошенко Мохник, лишний раз заставляя общество вспомнить, за чей счет нынешняя парламентская коалиция расширяет свою численность, и ряды каких сил полны этих самых «изменников, приспособленцев и холуев».

Такой способ позиционирования «Свободы» относительно других противников режима вовсе не исключает ее активного участия во всех оппозиционных инициативах, имеющих целью создание единого фронта сопротивления. Ярким примером тому является тот же Комитет защиты Украины, главной целью которого, похоже, было создание максимально широкого объединения критично настроенных по отношению к власти сил, самым заметным участником (читай – лидером) которого могла бы стать Юлия Тимошенко. Своим поведением на заседаниях Оргкомитета КЗУ и самого Комитета «свободовцы» продемонстрировали лидеру БЮТ, что будут неотлучно следовать за ней по всем инициируемых ею оппозиционных объединениях и мало того, что по максимуму используют представленную им медиа-площадко, так еще и, по сути, сильно затруднят реализацию любой попытки Тимошенко объявить о своем лидерстве среди украинских оппозиционеров.

Впрочем, активность «Свободы» не ограничивается участием в разборках в среде оппозиции на центральном уровне. Стоит отметить, что на протяжении последних недель партия Тягнибока заметно активизировалась в медиа-пространстве, не в последнюю очередь за счет деятельности региональных ячеек «Свободы». В ряде областей Украины «тягнибоковцы» в явочном порядке проводили учредительные заседания Комитетов защиты Украины либо заявляли о других попытках объединить оппозиционные политические силы, пытаясь таким образом застолбить за собою звание главного консолидатора украинской оппозиции. На редакционную почту «Главкома» приходят свидетельства о других акциях, проводимых в регионах «Свободой», причем отдельные из них имеют явные признаки креативности и идейной новизны (в частности, участие «Свободы» в реконструкции памятника павшим в годы Великой Отечетвенной войны красноармейцам в Луганске), что ранее за национал-патриотическими силами наблюдалось довольно редко…

Столь резкая и бурная активизация «Свободы» может быть оценена двояко. С одной стороны, очевидно, что раздробленность оппозиционного фронта или же идейные, личностные, одним словом, любые противоречия в таки созданных оппозиционных организациях играют на руку нынешней власти. В связи с этим в кулуарах Рады можно услышать о том, что нынешнее оживление «Свободы» связано с финансовыми вливаниями в эту партию со стороны неназванных представителей режима. В конце концов, стоит отметить, что слышать подобные обвинения в свой адрес для «тягнибоковцев» не в новинку. В прошлом году скандал локального уровня на Тернопольщине инициировал глава тернопольских регионалов Орест Муц: с трибуны областного совета он заявил о том, что в 2007 году Олег Тягнибок приходил за деньгами в киевский офис Партии регионов. Слухам же о том, что активное участие в финансировании «Свободы» принимает владелец группы «Приват» Игорь Коломойский, – уже не один год…

С другой стороны, даже если информация о том, что «Свободе» посильно помогают силы, близкие к нынешней власти, является правдивой, делать из этого слишком далекоидущие выводы не стоит. Общественный запрос на обновление украинской оппозиции действительно существует, и «Свобода» под этот запрос, нравится это кому-то или нет, действительно в определенной мере подпадает, а 2% электоральной поддержки этой политсилы в апреле, перед ратификацией Харьковских договоренностей и активизацией оппозиционного движения в Украине – это всего лишь старт... В конце концов, если в украинском парламенте до сих пор представлены те же коммунисты, то вхождение под купол «тягнибоковцев» будет выглядеть оправданно с точки зрения исторической справедливости, что ли...

И если прозорливые бизнесмены уловили настроения общества и соответствующим образом на них отреагировали – честь им и хвала. А вот удастся ли им на волне общественных ожиданий увидеть новое лицо оппозиции воссоздать полностью подконтрольную себе политическую силу, которая, в конечном итоге, повторит судьбу ПСПУ Наталии Витренко, – вопрос еще тот. В конце концов, слишком уж специфичный контингент составляет ядро актива «Свободы», и слишком специфичны исторические традиции политической репрезентации идеологии национализма на украинских землях...

Посему отказываться от вливаний со стороны власти – если они действительно имеют место – для Тягнибока при нынешней обостряющейся конкуренции в среде оппозиции действительно не с руки. А дальше… Дальше будет видно. В конце концов, у немецкого правительства времен Первой мировой войны, вложившего немало средств в РСДРП(б) и Владимира Ленина лично, тоже были свои виды на эту политсилу…