Она написала самоубийство

Причины поражения Юлии Тимошенко.

Юлия Тимошенко потерпела первое личное поражение в своей политической карьере. На ее профессиональном пути было много трудностей – и больше месяца в СИЗО в 2001-м, и болезненная отставка 2005-го. Весь ее политический путь, по большому счету, был борьбой, в которой она не боялась сражаться за все сразу и со всем миром. Когда у Тимошенко не было оппонентов и проблем, она создавала их сама и с успехом побеждала в этих сражениях. Президентская кампания – 2010 оказалась самой сокрушительной неудачей в жизни премьера и стала результатом ее же собственных ошибок.

Психологический надлом Леди-совершенство

Казалось, мало что может сломать Тимошенко психологически, но даже она за два дня до 7 февраля заявила о том, что устала от политических баталий. Синхронно с Юлией Тимошенко устал расти и ее рейтинг: карьеру в политике она начала с отрицательного рейтинга в 80% - такой процент украинских избиратель негативно отзывался о только что уволенном из правительства в январе 2001 г. вице-премьере Юлии Тимошенко. С этого дна она начала свое почти десятилетнее восхождение к пику своего рейтинга – чуть больше 45%. За это время ее образ успел поменяться кардинально – от простой слабой смертной женщины до полубожественной принцессы Леи из «Звездных войн».

Богиня не могла устать, усталость приравняла бы ее к простым смертным. Но роль простого смертного, простого парня, которому можно совершать ошибки как в молодости, так уже и в совсем зрелом возрасте, в январе 2010 была занята совсем другим человеком.

Несмотря на все внешние проявления силы и харизмы, Тимошенко сама сомневалась в возможности победить на открытых президентских выборах. Об этом свидетельствовали переговоры о создании коалиции с Партией регионов и изменении Конституции летом и осенью 2008 года. Допустить избрание президента с урезанными полномочиями в парламенте и остаться сильным премьером – вот что Тимошенко могла иметь уже сегодня, если бы этот союз состоялся.

Ушла с Запада – не пришла на Восток

Уверенность в легкой победе у Тимошенко все время пытались отобрать социологи. Всю кампанию она прошла вторым номером по опросам общественного мнения, но в экспертной среде было популярно отдавать победу в выборах-2010 тому, кто встретится во втором туре с Виктором Януковичем. Объяснялось это тем, что с 2004 года большая часть избирателей ориентирована на национал-демократические ценности. Эту часть электората было принято считать равной количеству тех, кто тогда поддержал Виктора Ющенко в третьем туре президентских выборов. Их количество превышало голоса, отданные за Януковича, на 3,5 млн. Число голосов, близкое к этому показателю и должен был выиграть условно «оранжевый» кандидат у кандидата от ПР - Тимошенко должна была 8 февраля побеждать, пусть и с меньшим отрывом, на одном только противопоставлении ее кандидатуры кандидатуре Януковича.

В результате многие из этих 3,5 миллионов украинцев, обеспечивших решающий перевес Ющенко в 2004 г. так и не поняли, кто такая Юлия Тимошенко и почему за нее стоит голосовать лишь потому, что она не Янукович. Левая она или правая, за НАТО и ЕС или за Россию и ЕЭП, за то, чтобы Черноморский флот остался в Крыму или ушел, за настоящие культурные ценности или за поддержку сомнительных талантов отечественных артистов – на все эти вопросы премьер либо не ответила, либо «оранжевый» избиратель сам нашел для себя неутешительный ответ.

Команда Тимошенко так и не определила регионы и социальные группы, которые следует считать своими. За неделю до первого тура на итоговой трехчасовой пресс-конференции для Тимошенко делали прямые включения с шахтерами из Луганской области, энергетиками из Черновицкой, аграриями из Черкасской области и с представителями интеллигенции Львова. Вроде бы нет ничего плохого в идее объединить страну, но сколько ни давай лояльности и финансовой поддержки избирателями Галичины от имени Януковича – они никогда не проголосуют за представителя партии, последовательно вынашивающей идею признания русского языка вторым государственным. Сколько ни вливай миллиардов в шахты Донбасса от имени Тимошенко – они не поддержат кандидата, который взял под свое крыло руховцев и отмалчивается, когда дают звание героя Украины Степану Бандере.

Штаб Тимошенко провел агитационный блиц-криг в западных регионах перед вторым туром. Здесь им, безусловно, удалась технология, опробованная еще командой Леонида Кучмы в 1999 году. 11 лет назад людей пугали возвратом в советское прошлое в лице тогдашнего конкурента Кучмы Петра Симоненко. Сегодня – призывали не допустить возвращения к власти оппонентов Майдана и представителя в целом пророссийской Партии регионов.

Выиграть выборы Тимошенко не позволила потеря лояльности избирателей Западной Украины. До недавнего времени она была для них своим человеком, национал-демократическим кандидатом. Но даже присутствие в ее команде представителей Руха и ПРП не позволили нейтрализовать в этом регионе агитацию Виктора Ющенко и Арсения Яценюка. Они смогли растоптать электоральную ниву, взращенную здесь штабом БЮТ на досрочных выборах в Раду в 2007 году.

Штабисты пережили кризис жанра

Тимошенко позволила штабу «бело-голубых», проведшему в целом вялую и амебную кампанию, перехватить инициативу в политической борьбе накануне второго тура. Янукович достаточно убедительно занял первое место в первом туре голосования. Перед вторым туром регионалы первыми свезли своих сторонников на митинги в столицу, в то время как Юлия Тимошенко пафосно молилась около Софиевского собора. Ее оппоненты уверенно выбили кресло из-под министра внутренних дел в последнюю неделю кампании.

В целом недостатки кампании Тимошенко повторяли множество ошибок кампании Виктора Януковича в 2004 году: слишком много билбордов с пространными и виртуальными месседжами. Не менее виртуальной была и сама кандидат в президенты: вместо плодотворных встреч с избирателями – короткие выступления в перебивках между песнями поп-певцов, вместо открытости к центральным и региональным СМИ – пресс-конференции, на которых вопросы можно было задать лишь приближенным к правительственному пулу корреспондентам.

Штабу Тимошенко не хватило и непубличного креатива: по стране не ходили остроумные анекдоты о Януковиче, в виртуальной сети вместо остроумных и смешных видеороликов гуляли наспех и дешево склепанные нарезки из голливудских блокбастеров, способные поразить лишь тинейджера.

В день выборов штабисты Тимошенко и вовсе, казалось, опустили руки. Когда надо было давать какие-то разъяснения своим членам комиссий и наблюдателям, чтобы те фиксировали все даже самые минимальные нарушения конкурентов – они молчали. Никак не отреагировал штаб БЮТ и на блестяще организованный подвоз избирателей к участкам, организованный «бело-голубыми» в регионах, где преобладал избиратель Януковича.

Над пропастью во лжи

Еще один фактор, на котором Тимошенко растеряла несколько миллионов голосов демократически настроенных избирателей – лицемерие премьера. Избиратели не смогли простить ей несдержанных обещаний: возврат вкладов Сбербанка, быстрый переход на контрактую армию, низкий курс доллара и доступные цены на бензин, повышение уровня жизни и пресловутый «Украинский прорыв» – ничего этого сделавшие свой выбор в пользу БЮТ на внеочередных выборах в парламент не увидели ни до, ни после начала экономического кризиса.

Команде Виктора Януковича в достаточной для них степени удалось приравнять слова «лицемерие», «ложь» и «неискренность» к личности Тимошенко. Попытка ее команды ответить на эти выпады скандалом с Межигорьем и поиграть на криминальном прошлом лидера ПР разбилась о слишком высокий порог чувствительности украинского избирателя. От психологов даже удалось услышать, что сегодня мнение украинцев об отечественных политиках может пошатнуть в худшую сторону лишь задокументированные практики каннибализма одним из кандидатов в президенты.

Для электората в центре и западе Украины все завершилось твердым убеждением: «Они все одинаковые!». Это заставило их голосовать против всех или вовсе не идти на выборы, разуверившись в том, что в ближайшие десятилетия их голос будет способен что-то изменить в этой стране. Именно в этих регионах процент проголосовавших против всех был равен или превышал средний показатель в стране.

Она не попала в кадры

Тимошенко в ходе кампании 2010 никак не продемонстрировала своего стремления к качественным изменениям в стране. Попытка Арсения Яценюка предложить обновление политической элиты была сведена на нет силами команды премьера и слабой концовкой кампании самого Яценюка. Вместо того, чтобы, увидев рост симпатий к Арсению и блиц-криг Тигипко, подхватить эти тренды и попытаться сыграть на этих настроениях электората, команда БЮТ показала себя консерваторами. Одним из символов консервации команды Тимошенко стало закрытие проекта «Ідеальна країна». 5 января 2010 г. штабисты просто перестали продлять регистрацию интернет-адреса этой программы, которая задумывалась как проект по поиску новых политических лидеров и фабрика идей.

Тимошенко так и не смогла обзавестись нужным числом надежных соратников в Кабмине, которым бы она могла доверять, отказавшись от самостоятельного участия в контроле над многими министерствами и даже отдельными отраслями. Ее не покидал синдром беспокойства за сферы ответственности своих подчиненных – она работала за всех министров. Если Янукович мог себе позволить не появляться ни в Раде, ни в эфирах неделями, то отъезд Тимошенко из Украины для кратковременного отдыха с семьей становился информационной бомбой.

В парламенте БЮТ так и не смог выдвинуть сильного лидера фракции. Вместо хотя бы нескольких интересных личностей во фракции были заметны покровители и непосредственные участники коррупционных схем с госзакупками, контрабандой, лоббисты водочных и табачных компаний.

Кризис победил

Команда Тимошенко, несмотря на попытки показать свой героизм в борьбе за помощь Международного валютного фонда, не сумела продемонстрировать эффективную борьбу с кризисом. Украина завершила 2009 год гораздо хуже России и другого своего соседа – Польши и к тому же с рекордным на просторах СНГ снижением макроэкономических показателей. Инфляция, падение гривни и нестабильность в банковской системе – на кого оставалось списывать эти беды, как не на действующее правительство?

Юлия Тимошенко так и не предложила четкого плана антикризисных мер. Вместо этого экономический блок правительства вооружился фразой маркизы Помпадур «После нас хоть потоп!» В версии команды премьера она выглядела как «После выборов хоть потоп!» – они всеми силами стремились удержать хоть какую-то лояльность пенсионеров и сотрудников бюджетной сферы, тратя на выплаты этим группам населения транши МВФ, которые на самом деле должны были пойти на спасение финансовой системы Украины.

Эпидемия скандалов

В 2009 году политическая команда БЮТ стала мишенью для самых громких скандалов. Все началось с истории вокруг участия бютовца Виктора Лозинского в охоте на местного жителя. Побаиваясь, что с поимкой Лозинского скандал разгорится еще сильнее, ему дали покинуть страну.

Позже страну всколыхнули обвинения нескольких парламентариев от БЮТ в развращении и изнасиловании несовершеннолетних в «Артеке». БЮТ не стал доказывать невиновность своего коллеги или требовать доведения расследования до конца, история закончилась ничем.

Именно нардеп Лозинский, а не Янукович и его Межигорье стал олицетворением безнаказанности и неприкасаемости политической элиты. Не темное прошлое лидера ПР, а скандальное поведение Юрия Луценко в аэропорту Франкфурта-на-Майне обсасывали СМИ, многочисленные ляпы Януковича не будоражили избирателя так, как нашумевшее «дело педофилов».

Тимошенко и «Кучма-3»

«Мои кучмисты – самые лучшие в мире. Они делают то, что нужно стране. Они попали в команду, в которой они в формате», – заявила Тимошенко в марте 2008 г. Еще в 2005-м в ее команде появились Богдан Губский, Александр Абдуллин, Александр Задорожний и Евгений Сигал и другие личности второй свежести.

Вопреки заверениям Тимошенко, этих людей никак нельзя назвать лучшими кучмистами. Людей, которых можно назвать кучмистами было достаточно и в командах Ющенко и Януковича. Но там работали кучмисты системные: Ехануров, Кинах, Пискун, Безсмертный – все это, согласитесь, куда более яркие дети Леонида Даниловича.

Правда, позже к Тимошенко присоединился системный «кучмист» Виктор Медведчук. Как ни старались бютовские пиарщики заговорить тему сотрудничества премьера с экс-руководителем президентской канцелярии Кучмы, не было и недели, чтобы в СМИ не упоминали о постоянных консультациях команды Тимошенко с Медведчуком. Ремарки близких к нему людей, как, к примеру, слова Игоря Шурмы в интервью «Главкому» в ноябре 2009 г. о том, что господин Медведчук работает на Украину и общается с разными политическими силами, не оправдали премьера в глазах «оранжевого» избирателя. Тем более, когда в СМИ просочилась информация о намерении Тимошенко назначить бывшего главу администрации президента на должность генерального прокурора.

Также избиратели так и не смогли понять, о чем можно консультироваться с Медведчуком, почему любимец Кучмы Александр Волков агитирует за Тимошенко, и не стали делать выбор в пользу неизвестности. Ведь кто знает, на каких высоких должностях в центральных органах власти или в регионах могли бы после этого появиться Медведчук, Волков или же их не менее противоречивые ставленники.

Не срослось с олигархами

Одной из системных ошибок Юлии Тимошенко стал характер ее отношений с украинскими капиталистами. Вопреки тому, что сама она является, по сути, выходцем из крупного бизнеса – компании ЕЭСУ - отношения с олигархами у нее явно не сложились. Ее бизнес-прошлое могло очень помочь Тимошенко в общении с бизнесменами, но вышло, что ее психология бизнесмена ей только помешала.

Она пыталась вести себя с бизнесменами как бизнесмен: вместо того, чтобы пытаться выстроить с ними стабильные равноудаленные отношения, что приносило бы пользу экономике страны, Тимошенко постоянно пыталась их обыграть, конкурировала с олигархами. Часто это заканчивалось простым «кидком». В бизнесе действует принцип «Лоха не кинуть – себя не уважать». В политике же бизнесмены ценят тех, кто способен держать слово и организовать благоприятную политическую и экономическую «тишину» в стране.

Вспомним хотя бы несколько историй. Началось все еще в 2005 году, когда Тимошенко пыталась отобрать у Виктора Пинчука Никопольский завод ферросплавов. Команде Рината Ахметова пришлось понервничать из-за Днепроэнерго, Константину Григоришину не дали приватизировать Турбоатом, Дмитрию Фирташу до сих пор государство «висит» 11 миллионов кубометров газа.

Последним, кто порвал с Тимошенко, стал Игорь Коломойский. Ему сначала не дали приватизировать Одесский припортовый завод, а напоследок Кабмин еще и решил повременить с возвратом 400 млн. грн. залога за участие в аукционе по продаже этого завода.

Вот и получилось, что эти и многие другие люди вечером 8 февраля пошли гостить не в тимошенковский штаб в «Хаятте», а через дорогу – в «Интерконтиненталь» Януковича. И винить в этом премьер должна только себя.

***

Конечно же, на президентских выборах 2010 г. политическая карьера Тимошенко не завершится. Ее энергии хватит еще как минимум на несколько лет в оппозиции. Но ей следует серьезно задуматься, перед тем как давать очередное громкое обещание избирателям или в очередной раз неожиданно расплетать косу – этого ли сейчас ждет ее потенциальный сторонник?

Безусловно, у такого яркого политика как Тимошенко, есть будущее. Но вот будет оно большим и славным или выборы 2010 станут пиком ее политической карьеры, зависит от самой Юлии Владимировны.