Литвин играет в «кошки-мышки»

Депутаты разъехались «общаться с избирателями».

Депутаты, которые так и не решили ничего по поводу создания коалиции под нового Президента, разъехались «общаться с избирателями». Только есть подозрение, что друг с другом они на следующей неделе будут видеться чаще, чем с электоратом. Коалицианты будут торговаться с Владимиром Литвином, который никак не найдет себе места под солнцем, а регионалы продолжат склонять колеблющихся депутатов из НУНС к сожительству.

«Бело-голубые» в нынешней ситуации могут тешить себя тем, что сэкономили на починке дверей, которые, по выражению Бориса Колесникова, могли треснуть под напором разнообразных нунсовцев, рвущихся на заклание. Пыл регионалов несколько подостыл, когда оказалось, что взять нахрапом причудливое образование НУНС не получится.

Теперь на сцену вышел Владимир Литвин, как известно, потребовавший от нынешней коалиции доказать свое существование согласно новоиспеченному регламенту, который при определенном прочтении требует от коалиции 226 подписей ее членов. На сбор подписей Литвин дал коалиции 10 дней. Зная при этом, что нужное количество автографов вряд ли соберется.

Вчера состоялось заседание Совета коалиции, где, собственно, и должно было быть обсуждено поведение спикера, которого давно обвиняют в подыгрывании Партии регионов. Мало того, что Литвин усложняет жизнь собственным формальным партнерам, так еще и делает это спорным способом, поскольку требует переоформить коалицию по новому регламенту, то есть задним числом. Встреча не закончилась ничем, а представитель Блока Литвина Игорь Шаров сказал журналистам, что разговор был жестким, поэтому решено было продолжить заседание Совета в пятницу. Сегодня после заседания Шаров с испуганными глазами появился в кулуарах раньше всех его участников и, забегая в зал, бросил туманную фразу, что «было принято решение привести коалицию в соответствие к регламенту».

Что это значит, объяснили более разговорчивые руководитель фракции БЮТ Иван Кириленко и депутат от НУНС и по совместительству член «Батькивщины» Роман Зварич. Кириленко с сияющим видом заявил, что коалиция жива, просто надобно теперь всем вместе растолковать спорное положение регламента. А именно – решить, нужно ли приложить к положению о создании коалиции подписи депутатов, в нее реально вошедших, или подписи всех депутатов фракций, которые принимали присягу. Что в случае с НУНС далеко не одно и то же.

По поводу толкования этой нормы депутаты планируют обратиться в Конституционный Суд, но пока что уполномоченный коалицинатами Роман Зварич сам проведет консультации относительно ее прочтения со спикером. Времени на это у коалиции – вся следующая непленарная неделя. И консультации с Литвиным, очевидно, не будут ограничиваться изучением тонкостей буквы закона.

Очевидно, что спикер играется с партнерами по коалиции в «кошки-мышки». Ставя НУНС в жесткие временные рамки, он фактически требует, чтобы большинство депутатов фракции, наконец, сцементировалось и решило за кого оно – «за Солнце или за Луну». Это позволит определиться, наконец, и самому Литвину. Хоть про его маленькую фракцию и судачат, что она одной ногой в коалиции с регионалами, разваливать коалицию нынешнюю и плыть к тому берегу без НУНС ему нет смысла. В то же время Тимошенко сейчас щедра как никогда: пост министра обороны для брата Литвина – Николая, она, конечно, пообещать не может, но расширить представительство его людей в правительстве – вполне. Равно как не останутся в накладе и нунсовцы. БЮТ готов отдать им чуть ли не всю квоту в правительстве, оставив за собой лишь посты премьера и вице-премьера. Регионалы, понятно, не за то стояли на «бело-голубом» Майдане, и на такое не пойдут.

«Нунсовцы должны прекрасно понимать, что в союзе с регионалами они будут на побегушках, их там просто съедят, – рисуют бютовцы страшные перспективы своих партнеров по коалиции. – Если же они останутся с нами, у них будет свой кворум в правительстве!»

Тем временем регионалы тоже не сидят сложа руки и собирают подписи собственных депутатов одновременно и за отставку Кабмина, и за формирование новой коалиции (причем в этих подписных листах еще вчера даже не было вписано, за что именно на них подписываются!). И если для выражения недоверия правительству с головой достаточно голосов «бело-синей» фракции, то для новой коалиции – аж никак.

Сегодня должно было состояться заседание фракции ПР по этим и другим вопросам, но его перенесли на следующую неделю, «из-за организационных вопросов». «Вы ж понимаете, что сегодня пятница, и нашим депутатам надо поехать в округа к избирателям, чтобы объяснить, что победил Янукович, а эта истеричка с косой не хочет отдавать власть, – объяснил перенос заседания Михаил Чечетов. – Я бы и сам поехал, но мне надо тут голосованиями руководить». Вспомнилось, как этот же депутат, когда БЮТ когда-то в полном составе покинул зал, вещал: «Не будьте такими наивными, что, мол, БЮТ, ушел работать в комитеты, да они пиво пошли пить!»

Более ответственным регионалам, действительно, пиво пить пока рано. Очень уж хочется им избежать досрочным выборов – во-первых, из-за финансовых вопросов, во-вторых, в новом парламенте, похоже, придется делиться местами с более амбициозными Тигипко и Яценюком, а не с хватающимися за последнюю соломинку осколками НУНС и Литвином. К тому же, на последнего может давить его основной спонсор и депутат-регионал Василий Хмельницкий, контролирующий часть фракции БЛ.

В Партии регионов, конечно, могут надеяться, что, отправив в отставку Тимошенко и поставив своих потенциальных партнеров на счетчик, они сделают их более сговорчивыми. Но для того, чтобы убрать Тимошенко, им опять же понадобятся голоса фракции Литвина и части НУНС.

«Да пусть себе собирают подписи за недоверие – первый раз что ли? – отмахиваются в БЮТ. – Не будет ни Литвин так себя «подвешивать», ни «нунсяки». Да тому же Славе Кириленко нам есть, что пообещать. Сейчас во главе Минтранса стоит его друг Шевченко, так что ему есть что терять».

Теперь у регионалов новый «час Ч» – инаугурация Януковича. Вот после нее, мол, все на нас будут смотреть по-другому. Времени у Виктора Федоровича вроде бы достаточно, но пока оно работает не на него.